Успенский монастырь — главная пещерная обитель Крыма. Успенский монастырь крым


Святыня Крыма – Бахчисарайский Успенский монастырь

Недалеко от Бахчисарая находится красивейшее ущелье Марьям-Дере, что на татарском языке означает «ущелье Марии». Здесь в давнюю пору был воздвигнут Успенский монастырь.  Доподлинно неизвестно, по каким причинам это место было выбрано для основания монастыря монахами, приехавшими из Византии. Они вырубили кельи в пещерах и положили начало храму. По другой версии монастырь сюда был перемещен из крепости Кырк-Ор монахами Варнавой и Софронием. Согласно дошедшему до наших времен преданию, когда-то пастух Михаил увидел в том месте на скале изображение иконы Божьей матери, перед которой горела свеча. Жители ближайшего поселенья забрали икону в дом. На утро они обнаружили ее на старом месте. После этого события люди соорудили в скале храм для иконы. Явление иконы произошло в день Успения Богоматери, в связи с чем храм и получил свое название. Архимандрит Дионисий считал, что в чудесном явлении иконы людям, они получили Божественную помощь Богородицы. Явление Пресвятой Богородицы укрепило веру в их сознании. Она подталкивала их селиться вблизи храма и проводить свое время в молитвах к Богу.

История монастыря

Многое пришлось пережить монастырю за время своего существования. В XV веке обитель стала резиденцией митрополита, но уже к XVII веку в Крыму началось угасание христианства. Верующих преследовали и многие из них принимали ислам. В связи с этим митрополит Игнатий ходатайствовал через графа Потемкина к царице Екатерине с просьбой увезти христиан из Крыма. В 1778 году в день Святой Пасхи во время службы митрополит Игнатий призвал христиан покинуть Крым. Откликнувшись на призыв, эти территории покинуло более тридцати тысяч христиан.Но благодать Божья никогда не оставляла эти места, не раз помогая чудодейственным образом больным, с верою приходившим помолиться сюда о помощи.

Благодаря стараниям Иннокентия 15 августа 1850 года Успенский скит снова начали возрождать к жизни. После окончания Крымской войны монастырь уже размещался на 3-х ярусах. На территории монастыря был разбит фруктовый сад и виноградники.

Закрытие и восстановление обители

Через несколько лет после революции по решению властей монастырь был закрыт и переделан в трудовую колонию. Многие духовные ценности были утрачены. Церковными книгами растапливали печи. Силами верующих, которые не оставляли попыток возродить церковь, была сохранена часть имущества обители и уже в 1993 году обитель снова начали восстанавливать. На данный момент функционирует церковь Марка, которая высечена в скале без единого окна, открыт для посещений Успенский храм, восстанавливается храм Константина и Елены.  

Чудеса Крымской лавры

В Крымской Лавре происходило немало чудес, многие люди исцелялись от недугов благодаря чудодейственной силе монастырских святынь. По свидетельству протоирея Константина Спиранди, особо почитаемая в народе икона Успения Богоматери, чудесным образом исцелили 16-летнего юношу, страдавшего тяжелой формой церебрального паралича. Сокрушаясь о тяжелом состоянии здоровья своего сына, отцу этого юноши однажды во сне явился голос, призывающий отвезти больного для обретения исцеления в Успенскую скалу. Совершив перед иконою Успения Богоматери молебен с акафистом, после приложения к лику этой иконы, больной вдруг чудесным образом исцелился, встал с повозки, восклицая, что Матерь Божья исцелила его. После этого юноша начал ходить самостоятельно. Эта икона и по сей день дарит православным христианам исцеление от терзающих душевных и телесных ран.

iconbm.ru

Кроме этой иконы в обители особо почитаемы верующими копия с чудотворной иконы Божией Матери “Панагии”, Икона Божией Матери Киево-Печерской, Икона Спасителя с частицами святых мощей. У этих икон люди ищут исцеления от многих болезней, особенно от свирепствующего в ХХ веке рака, который не жалеет ни старых, ни молодых, ни детей. Как и много веков назад, эта болезнь по прежнему практически не поддается лечению, многие кому поставили этот страшный диагноз, надеются только на совершенное Богом чудо. И такие чудеса, связаны с горячими молитвами к иконам Богородицы в Лавре, на самом деле встречаются. Ну, а если даже болезнь полностью не отступит, то состояние здоровья молящихся улучшается значительно и это нельзя списать на применением лекарств.

Известен случай, когда у мужчины после перенесения гипертонического криза, врачи выявили опухоль мозга. Ему предстояла сложная операция. Перед тем как согласиться на операцию, мужчина решил посетить лавру и получить благословение, заказал молебен иконе «Панагия», набрал святой воды. Пребывая в больнице, он усердно молился о наступлении выздоровления и пил освященную воду. Проведение контрольного обследования в больнице показало, что опухоль бесследно исчезла.

Чудесных случаев исцеления святой водой просто не перечесть. Особенно явно они происходят во время окунания в Крещенскую воду. Постоянно можно услышать рассказы, как на Крещение в Лавре  после купания кто-то исцелился от мучившей годами мигрени, кто-то навсегда забыл о почечных коликах, а кто-то при артрите спасается от диких болей только растирками освященной в Лавре водой. За все чудесные исцеления молящиеся оставляют в дар иконам драгоценные украшения.

Исцеление телесное и духовное

Чтобы чудо исцеления случилось, необходимо иметь в душе покаяние и огромную веру. Но, даже у тех, кто обладает этими добродетелями, болезнь не всегда проходит. Происходит это потому, что Бог дает человеку испытание болезнью для покаяния и смирения. Заботясь о душе человеческой, о ее возможности в будущем найти место в Царстве Господнем, Бог разрешает болезни овладевать человеком. Даже святые, лечившие своими молитвами других, сами не получали от Бога. Болезнь дается человеку для нравственного самосовершенствования души и обретения в полной мере таких добродетелей как вера, мир и любовь.Исцеление души проходит через отпущение грехов, ведь как гласит Писание – все наши болезни это последствия греха, а сам грех — есть болезнь духовная. Множество грехов может стать тяжелой ношей для души человеческой и привести и к расстройству духовного здоровья, и к заболеваниям тела.  Без покаяния и смирения внутри себя, нет смысла не в обращении к Богу за исцелением, не в самом исцелении. 

Адрес монастыря: Крым, г.Бахчисарай, ул.Басенко, д.57

Читайте так же:

blagozdravnica.ru

Свято-Успенский пещерный монастырь в Бахчисарае: фото, сайт, описание

Успенский пещерный монастырь Бахчисарай представляет с особой гордостью и благоговением, а причиной тому называют чудодейственное явление иконы Богородицы на том самом месте, где сейчас находится монашеская обитель. Неудивительно, что ныне она почитается как одна из главных православных святынь полуострова, ежегодно ее посещают тысячи паломников, приезжающих со всех концов постсоветского пространства.

Но немало среди приезжих людей, далеких от религии, так как и само место, и окрестности, в которых оно расположено, обладают немыслимой, ни с чем несравнимой красотой, захватывающей, чарующей и волнующей воображение смотрящего. Округа бывшей ханской столицы давно известна многочисленными пещерными объектами. Но ни один из них не привлекает столько внимания, как Свято-Успенский мужской монастырь, ставший своеобразной Меккой для людей с разнообразными интересами и предпочтениями.

СОДЕРЖАНИЕ

Где находится монастырь в Крыму?

Он расположен в южной части полуострова, недалеко от Бахчисарая, на склоне Крымских гор, в живописном ущелье Мариам-Дере.

Обитель на карте Крыма

Открыть карту

Споры вокруг даты возникновения и история

Сегодня время, когда был заложен монастырь, доподлинно неизвестно, историки называют рубеж VIII-IX вв., но существует немало других версий. Общепринятой считается, что его основали в самом конце VIII века византийские монахи, почитатели икон, как и многие их собратья, бежавшие в глухие районы Тавриды во время Иконоборческого движения. Но есть в этом и много несоответствий.

В особенности позволяет усомниться в такой датировке и трактовке событий найденное археологами христианское кладбище, относящееся к VI столетию, отчего вопрос об основании приобретает еще более спорный окрас. Но, как известно, оплотом традиционных канонов в Византийской империи стал именно Крым. Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае был бы логической иллюстрацией этого. В начале IX века он уже существовал.

Ранняя история святыни – это сплошное белое пятно, о событиях, происходивших в нем фактически до XIV в. нет никаких сведений. Известно лишь, что в XIII веке – в связи со сложной политической ситуацией – он был закрыт и пребывал в запустении около сотни лет. Но в конце XIV столетия – благодаря поддержке московских великих князей – Успенский пещерный монастырь возродился. Получая щедрые субсидии из Руси на протяжении почти всей своей истории, он все же пребывал в плачевном состоянии и едва сводил концы с концами.

Пещерный комплекс этот во многом примечателен тем, что в 1475 г., в момент покорения Тавриды войсками Османской Порты, он каким-то образом сумел избежать разрушения. Оставаясь одним из немногих православных центров оставшихся невредимыми, мужской монастырь в XV в. превратился в резиденцию митрополитов Готфских, оставаясь ею на протяжении сотен лет.

Период наибольшего развития начался для него с середины XIX века, когда тут воздвигли пять храмов, братские корпуса, несколько домов для паломников, а вокруг посадили чудесный сад. Существенную роль в г. Бахчисарай Успенский пещерный монастырь сыграл в годы Крымской войны, когда превратился, по сути, в госпиталь для русских солдат и матросов, защищавших Севастополь. Ярким напоминанием тех событий сейчас служат могилы 170 солдат и офицеров, похороненных на монастырском кладбище в 1854-1855 гг.

После установления в Крыму советской власти обители не так повезло, как после османского завоевания – в 1921 г. ее закрыли, всех монахов и послушников, найденных тут, расстреляли, а большинство церковных ценностей бесследно исчезло. Как и во время Крымской, в годы Великой Отечественной войны в ее стенах поместили госпиталь, а после окончания боевых действий, обустроили психоневрологический диспансер. Восстановили монастырь в 1993 г., когда были отремонтированы и отреставрированы почти все здания и храмы. Сегодня он является одним из крупнейших на полуострове.

Почему стоит посетить Свято-Успенский пещерный монастырь?

Как и находящийся неподалеку Бахчисарай, Свято-Успенский мужской монастырь многое пережил, но несмотря ни на что сейчас остается едва ли не главной достопримечательностью региона. Благодаря основательной реставрации его прекрасные белоснежные сооружения переживают второе рождение, привлекая посетителей практически первозданным обликом.

Главным, самым древним и известным сооружением является Успенская церковь, что словно нависает над обрывом, отвесно уходящим далеко вниз. Высеченная на самом краю, правильной, прямоугольной формы, она приковывает взгляды и возбуждает живой, трепетный интерес всех посетителей святыни. К храму ведет довольно высокая и широкая лестница, поднимающаяся почти от самого подножья горы, полностью восстановленная одной из первых.

Вдоль нее, слева, находится стена, где изображены наиболее примечательные и святые храмы планеты, с горстью земли, привезенной с тех мест и хранящейся рядом. Напротив церкви расположены монашеские кельи и помещения для хозяйственных нужд, целиком высеченные в скале, покрытые слоем белой штукатурки, создающей прекрасный контраст на фоне серого камня.

Внизу, у нижнего пролета лестницы, расположена Гефсиманская часовня, построенная в 1867 г. а рядом с ней – один из фонтанов того периода. Раньше они находились посреди прекрасного сада, разбитого здесь в 1850 г. – к сожалению, до сегодня от него осталось всего несколько деревьев. Сейчас на территории Свято-Успенского монастыря, ведутся работы по восстановлению пещерных храмов Марка, Константина и Елены, Иннокентия Иркутского и многих других строений.

Как добраться из Бахчисарая?

Как доехать до монастыря – наиболее актуальный вопрос последнего десятилетия у гостей Бахчисарая. Проще всего сделать это на автобусе №2, идущем от ж/д вокзала до Староселья, откуда около полукилометра придется пройти пешком.

На авто добраться до Свято-Успенской обители можно таким образом:

Открыть карту

Туристу на заметку

  • Адрес: улица Басенко, Бахчисарай, Крым, Россия.
  • Координаты: 44.745109, 33.910243.
  • Телефон: +7-365-54-4-74-74.
  • Официальный сайт: http://www.lavra.crimea.ua/

Фото Свято-Успенского монастыря в Крыму, как и отзывы о нем, могут только привлечь внимание желающих посетить это удивительное место. А навестить его стоит в любое время года. Он одинаково интересен и зимой, и летом, как и его чарующие окрестные пейзажи. Сделать это несложно, между прочим, отправляясь в Бахчисарай на отдых – стоит лишь ненадолго покинуть город. А рядом с ним вы обнаружите еще один пещерный памятник прошлого – городище Чуфут-Кале, куда тоже ходит немало экскурсий.

Это может быть интересно:

krymania.ru

Свято-Успенский мужской монастырь (Крым Бахчисарай)

Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае Крым

«Ущелье Марии», а по-татарски Марьям-дере. Именно здесь века назад зародился древнейший Свято-Успенский мужской монастырь в Крыму.

Его история овеяна легендами, дата основания неизвестна. Среди научных версий то, что создавался он между восьмым и девятым веками греческими монахами, бежавшими из Византии. Якобы это ущелье напомнило им Афон, поразило красотой и воспоминаниями о родном крае. Монахи соорудили кельи, выдолбили храм в скале и осели здесь.

Другие ученые считают, что монастырь был создан гораздо позже – в пятнадцатом веке. Сюда его перенесли от крепости Кырк-Ор, захваченной турками.

Существуют и народные предания, повествующие о возникновении монастыря. Одно из них рассказывает о том, что в незапамятные времена пастуху Михаилу явилось чудо. Образ Божьей Матери прямо в скале, пред которым горела свеча. Он позвал людей. Вместе они сняли икону, отнесли в дом. Но наутро ее не обнаружили. Отыскать святой лик удалось на прежнем месте. Приняв этот божий промысел, люди выстроили в скалах храм, разместив там икону. Все это произошло в праздник Успения Богородицы. Поэтому и ущелье стали называть именем Святой Марии.

В пятнадцатом веке, когда в Крым вторглись турки, монастырь устоял. Скоро рядом с ним образуется столица Крымского государства – Бахчисарай. Приезжавшие к хану послы православной веры молились здесь. В это же время монастырь стал резиденцией митрополита.

Следующие пару столетий христиан в Крыму становилось все меньше, православные даже стали менять веру на мусульманскую. Тем не менее, монастырь продолжал существовать.В конце восемнадцатого века сюда из Греции приезжает новый священник по фамилии Спиранди, благодаря которому здесь возобновляются службы. Монастырская церковь превращается в приходскую, здесь появляется иконостас, возводят Царские врата, сооружают фонтан.Не обошел вниманием это удивительное место императорский дом. В свое время здесь побывали великие князья, Александр I, Николай I с сыном, Александра Федоровна.

С 1850 года обитель возрождается и теперь называется Успенским скитом. Он представлял собой монастырь, в который входило всего несколько келий. Жизнь монахов можно определить, как синтез общежития и отшельничества. Они вели аскетический образ жизни, отстраняясь от внешнего мира.В это время активно идут пожертвования, благодаря чему здесь появляется колокольня. Однако Крымская война препятствует развитию. Здесь размещается госпиталь. Священнослужители выхаживают раненых, хороня почивших на местном кладбище.По окончании войны монастырь достраивают и украшают, ремонтируют храм Успения Богородицы. Монахи усиленно трудятся, зарабатывая средства. Их жизнь также сурова и далека от внешнего мира. К 1890 году их численность составляет порядка шестидесяти человек. Через пару десятков лет братии становится меньше, не более тридцати человек.

Монастырское духовенство не принимает революцию и новую власть. Их обвиняют в заговоре против Советов и закрывают. Монахов расстреливают. Иконы, церковную утварь увозят, а зачастую попросту разворовывают. Постройки почти полностью разрушаются. Нетронутым остается лишь основной Успенский храм, жилище настоятеля и несколько каменных зданий.В Великую Отечественную оставшиеся целыми помещения монастыря принимают раненых солдат, на территории основан госпиталь.После войны здесь уже мало что напоминает о монашеской жизни. Здание бывшего госпиталя перепрофилируется в психоневрологический диспансер.

В начале 90-хх прошлого столетия монастырь переживает новое рождение. Его настоятелем становится иеромонах Силуан. Несмотря экономические трудности, монахи находят возможность сбора средств на возрождение святыни.Сегодня Свято-Успенский монастырь является действующим. Здесь живут монахи, ведутся службы. Помещения и храмы ремонтируются. Возведена часовня. Это уникальное место привлекает все больше православных верующих и людей, интересующихся историей.Добраться сюда не так сложно. Свято-Успенский мужской монастырь расположен недалеко от Симферополя перед Бахчисараем. В двух километрах ущелье Марьям-Дере. С железнодорожного вокзала Бахчисарая можно проехать автобусом N 2 до остановки «Староселье».

Свято-Успенский мужской монастырь фото

Загрузка... --end--> --end-->

comerartadvisory.com

Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае

Свято-Успенский монастырь в скале

​Свято-Успенский монастырь находится в скале, практически в городе Бахчисарай. Если Вы посетили Бахчисарайский дворец, то, двигаясь по указателям в сторону Чуфут-Кале, через 10 минут от дворца Вы окажитесь у подножья ущелья Марьям- Дере, в переводе с татарского языка «ущелье святой Марии». Адрес Свято-Успенского монастыря в Бахчисарае: ул. Басенко 57, телефон для справок +7 (36554) 47-47-4.

Географические координаты Свято-Успенского монастыря в Крыму на карте GPS N 44.744096, E 33.910369.

Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае — один из древнейших храмов Крымского полуострова. В разные времена он носил множество названий: Крымская Лавра, пещерный монастырь, пещерный город и другие. Первое упоминание о Свято-Успенском монастыре относится к концу 8-го века. В одной из пещер ущелья Девы Марии поселился монах, который позже и основал монастырь. Существует две версии основания монастыря:​

Первая версия берет свое начало в 754 году. Именно в этом году в Византии состоялся церковный собор, на котором иконы приравняли к идолам, а молитва у иконы стала считаться идолопоклонничеством. В том же 754 году началась борьба с иконами. Один из монахов Михаил решил спасти икону, забрав ее из монастыря. Он начал скитаться по миру и искать новое пристанище. И вот, спасая икону, Михаил добрался до Крыма, и у подножья ущелья ему во сне пришла Дева Мария и сказала, что гонения скоро закончатся, а ему следует поселиться в одной из пещер в ущелье, где вскоре появится большой монастырь. Пророчество сбылось: в 780 году борьбу с иконами закончили, а пещера с монахом превратилась в большой монастырь. ​

Вторая версия основания Свято-Успенского монастыря также связана с иконой и Михаилом. В ней Михаил был простым пастухом и каждый день выгуливал свое стадо в ущелье. И вот однажды в одной из пещер Михаил увидел огонек. Пастух заинтересовался и пошел на свет. Зайдя в одну из пещер, он увидел, что свет идет от иконы Девы Марии. Обрадовался пастух и решил икону с собой забрать. Принес ее к себе домой, поставил на видное место. На утро проснулся пастух, а иконы нет в доме. Все обыскал и снова скот на прогулку повел, и снова свет в пещере увидел. Несколько раз он икону забирал, несколько раз он друзей приводил и показывал это место святое и чудо с иконой. Вскоре, посовещавшись с друзьями, решил икону Девы Марии в пещере оставить и храм там построить. Место стало настолько благодатное, что за несколько лет целый пещерный город получился. Первое явление иконы произошло 15 августа, в день Успения Божьей Матери, так монастырь и получил свое название — Свято-Успенский монастырь. ​

Какая бы версия не оказалась правдивой, чудеса на этом не закончились. В 1475 году Османская империя захватывает город Чуфут-Кале. Вырезает половину его жителей и основывает новый город Бахчисарай. Все это происходит в радиусе 2-3 км от Храма. Во время боевых действий и во время строительства Бахчисарая, Свято-Успенский монастырь не только остается в целости и сохранности, но и становится центром христианства в Крыму. ​

Существует множество легенд о том, что Крымские ханы перед важными событиями приходили в монастырь к святой иконе и просили помощи. И, судя по тому, что монастырь не пропал в средневековья, икона Божьей Матери помогала всем.Следующие трудные времена для храма наступили в 1778 году. Крымские ханы начали гонения на христиан и на веру. Большая часть православного населения перебирается к берегам Азовского моря, где основывает множество сел и будущий город Мариуполь. Крымский хан не останавливается на внутренних чистках на полуострове, делает набеги на материковую часть Российской империи, что приводит к войне с Россией. В 1783 году Крымский полуостров переходит под управление Российской империи, а Свято-Успенский монастырь вновь наполняется прихожанами и верующими со всех уголков России. ​

Следующие тяжелые времена пришли после революции 17- года. Храм был закрыт и разграблен. Восстановление храма началось в 1993 году. Территорию храма передали Крымскому патриархату, и начались долгие годы восстановления этих древних святынь.На сегодняшний день Свято-Успенский монастырь открыт для всех. Посещение монастыря разрешается строго по церковным канонам: мужчинам не разрешается входить в шортах, женщины должны быть в юбках и косынках. Если Вы планируете посещение Бахчисарая, то оденьтесь соответственно или возьмите необходимое с собой. ​

Обычно посещение Бахчисарая начинают с посещения Ханского дворца, потом Свято-Успенского монастыря, после монастыря начинается подъем на Чуфут-Кале. Второе посещения Бахчисарая можно посвятить Бахчисарайский парку миниатюр, посещению пещерного города Тепе-Кермен и Марсианского озера. Достопримечательности Бахчисарая довольно обширны и интересны. Посещение всех исторических мест обычно занимает около 2-3 дней.

Свято-Успенский монастырь на карте Крыма

www.krym4you.com

Свято-Успенский монастырь под Бахчисараем

Статус: действующий мужской монастырь
Проезд: марш. авт. №2 от жд. ст. «Бахчисарай» до ост. «Староселье»
Адрес: 98400, г. Бахчисарай, ул.Мариамполь, д.1
Телефон: +380-6554-47474
Наместник: Архимандрит Силуан (Макей Сергей Иванович)

Людмила Ясельская

 

Пещерный монастырь находится в ущелье Майрам-дере вблизи Бахчисарая. Точная дата основания монастыря неизвестна, но, вероятнее всего, это было в XV в., к концу которого Успенский монастырь становится резиденцией митрополита и центром православия в Тавриде. Это место освящено чудесным явлением иконы Божией Матери, которая стала главной святыней обители и почиталась не только христианами, но и мусульманами.

Русские цари поддерживали монастырь материально. Об этом свидетельствуют грамоты царя Федора Иоанновича и Бориса Годунова.

Отсюда в 1778 г. совершился выход крымских христиан в Приазовье. После переселения православных христиан из Крыма Успенский монастырь пришел в упадок, обитель обезлюдела, литургия служилась от случая к случаю.

К середине XIX в. начинается восстановление христианских святынь. 15 августа 1850 г., в праздник Успения Богоматери, состоялось торжественное открытие Бахчисарайского скита. Монахи в первое время испытывали здесь и голод, и холод, не было подобающих облачений и даже свечей. Постепенно теснили лес виноградники и фруктовые сады, появился скот и пасека. Наладилась продажа духовных книг, икон, свечей, просфор. К началу XX в. здесь существовало уже пять храмов. Была значительно расширена древняя пещерная церковь в честь Успения Богоматери. Ниже ее находился небольшой пещерный храм во имя св. апостола и евангелиста Марка, построенный на пожертвования симферопольского чиновника Айвазова. Внизу, под скальным навесом, на средства Е. Берковой была построена церковь во имя св. равноапостольных царей Константина и Елены. На противоположной стороне ущелья воздвигли храм Георгия Победоносца. Пятый храм, в честь Иннокентия Иркутского, построили в 1896 г. на средней площадке скита в память об архиепископе Херсонском и Таврическом Иннокентии (Борисове), которому принадлежала инициатива воссоздания этой святыни.

Помимо храмов были построены дом настоятеля и двухъярусный корпус, в котором разместились трапезная, кухня с пекарней и шесть келий. В скале было высечено еще 16 келий, и две построены под скалой. Наверх монастырского плато вела лестница из 84 ступеней, вырубленная в скале. Были построены два двухэтажных дома для приема паломников.

Во время Крымской войны 1853–1856 г.г. монастырь предоставил гостиницу под госпиталь, здесь работал знаменитый хирург Н. Пирогов. Многие участники этой войны похоронены на монастырском кладбище. Среди них — генерал адъютант П. А. Вревский и генерал-майор П. В. Веймарн, погибшие в сражении при Черной речке 4 августа 1855 г.

В 1921 г. монастырь был закрыт, его заняла колония инвалидов, а позже помещения были разобраны на стройматериалы.

В годы Великой Отечественной войны в бывшем монастыре также располагался госпиталь. 170 героев освобождения Крыма нашли свой последний приют на кладбище в Монастырской балке.

Монастырь возродился в 1992 г., когда в пещерном храме Митрополит (тогда архиепископ) Симферопольский и Крымский Лазарь отслужил Божественную Литургию с освящением источника. Восстановлена пещерная Свято-Успенская церковь, вновь отстроена звонница, восстановлены кельи и некоторые хозяйственные постройки, пещерный храм во имя св. апостола и евангелиста Марка и храм во имя Равноапостольных царей Константина и Елены. Хотя до сих пор вокруг Успенского монастыря идут споры по поводу возвращения ему его исторической территории, восстановлено очень многое.

crimea-eparhia.ru

православная святыня в скалах Бахчисарая

опубликовано: март 2015

Крымский полуостров удивляет уникальными достопримечательностями с богатой историей, хранящей события далеко не одного века. К их числу относятся и наиболее удивительные архитектурно-исторические памятники – пещерные города и пещерные монастыри Крыма, последние из которых во все века служили надёжным оплотом православия на территории полуострова. Таким является и Свято-Успенский мужской пещерный монастырь – одна из наиболее посещаемых православных святынь Крыма. 

 

Камень при входе в Свято-Успенский монастырь Фонтан у входа в Свято-Успенский монастырь

 

Дорога вдоль нижнего яруса Свято-Успенского монастыря

Святая обитель располагается всего в 2 км за околицей Бахчисарая, в самом сердце ущелья Марьям-Дере, которое с обеих сторон окружено величественными скалами высотой до 140 м. Название урочища переводится как «ущелье Девы Марии».

Монастырь до сих пор является действующим и нередко именуется как Крымская Лавра. В истории этой православной святыни тесно переплетаются реальные исторические события и многочисленные легенды.

Свято-Успенский монастырь:лестница к верхнему ярусу  Наскальные фрески Свято-Успенского монастыря

Интересен Свято-Успенский пещерный монастырь в первую очередь тем, что длительное время мирно соседствовал с представителями иных религиозных воззрений. На заре его существования по соседству обитали языческие племена, несколько позже – на месте расположенного вблизи монастыря пещерного города Чуфут-Кале размещалась столица Крымского ханства, а впоследствии там же проживали и исповедующие иудаизм караимы. Тем не менее, Свято-Успенский пещерный монастырь никогда не вызывал споры об  уместности своего соседства с иными религиозными течениями. Более того, это святыня вызывала трепет, восхищение и почитание как у православных, так и у представителей иных религий. Существуют даже легенды, которые гласят, что сам хан перед походами приходил на поклон к расположенной в Свято-Успенском пещерном монастыре чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, от которой сейчас в храме осталась лишь воссозданная копия, и по благополучному исходу ратных действий воздавал почести монастырю. Вполне вероятно, что именно поэтому в период, когда многие православные монастыри Крыма были разрушены, этот пещерный монастырь смог остаться незыблемой вехой православия на полуострове.

 

Символ духовной связи православных монастырей. На стене Свято-Успенского монастыря – аппликации с кусочками земли святынь православного мира:
 Стена вдоль лестницы к верхнему ярусуСвято-Успенского монастыря  Земля Сербии на стенеСвято-Успенского монастыря

Вплоть до XVIII века Свято-Успенский пещерный монастырь был надёжным оплотом православия в Крыму, но дата его возникновения – вопрос спорный. Согласно первоисточникам, среди первых эти пещеры Крыма освоили греческие монахи, бежавшие в Крым в период иконоборчества, когда иконы сжигали на кострах, а пытавшихся отстоять свою веру объявляли вне закона. Таким образом, периодом создания Свято-Успенского пещерного монастыря может быть примерно VII или VIII век, хотя существуют упоминания и о более ранних временах. 

Существует несколько легенд о возникновении Свято-Успенского пещерного монастыря. Согласно одной из них, на месте, где впоследствии возник скальный монастырь, местным пастухом была случайно обнаружена икона Богородицы. Всякий раз люди забирали её с этого места, а она вновь и вновь появлялась здесь. Тогда люди поняли, что это знак свыше, и здесь следует возвести храм, посвящённый Богородице. Поскольку обретение иконы пришлось на праздник Успения Богородицы, этот монастырь и получил название Успенского.

Согласно другому преданию, в этих местах обитал злой змей, который нападал на людей, живущих в округе. Люди молились Богородице, чтобы избавила она их от этой напасти, и однажды на одной из скал они заметили горящую свечу. Пришли люди к этому месту и увидели под грудой обвалившихся скал погибшего змея. Тогда в честь своей избавительницы и возвели на этом месте Свято-Успенский пещерный монастырь. 

Согласно ещё одному преданию, именно в урочище Марьям-Дере, которое во многом напоминало окрестности греческого Афона, привела византийских монахов икона Пресвятой Богородицы, указав место, где стоит создать новый монастырь.

В конце XVIII века выходцы из греческого поселения Мариамполь, проживавшие вблизи монастыря, переселились с Крымского полуострова к Азовскому морю, основав там город Мариуполь. Тогда же были увезены из Свято-Успенского пещерного монастыря многие православные святыни. В их числе и главная икона этого крымского храма - Всесвятой Богородицы «Панагия» (татары именуют её Мерьем-Анай, что значит «Матушка Мария», и почитают не меньше своих святынь), от которой в ныне действующей обители в Крыму осталась лишь копия. Тем не менее, здесь сохранились другие известные древние иконы Успения Богородицы, а уже к концу XIX века в скалах Бахчисарая вновь открылся Успенский скит, после чего были восстановлены и другие объекты монастырского комплекса. 

 

Восстановленный фонтан Свято-Успенского монастыря

В начале XX века на территории Свято-Успенского пещерного монастыря насчитывалось 5 храмов. Вблизи обители располагались фонтаны, а в долине был разбит большой фруктовый сад, в котором в 1867 г. была возведена Гефсиманская часовня. На тот момент в этом пещерном монастыре Крыма проживало около 60 монахов и послушников. Но с приходом советской власти монастырь попал под репрессии: монахи были расстреляны, а сам храм разорён. В сохранившихся пещерных кельях разместилась колония для инвалидов, но после разрушительного землетрясения 1927 г. Свято-Успенский пещерный монастырь был окончательно заброшен. 

Однако, как и многие пещерные святыни Крыма, этот мужской монастырь  начал возрождаться из руин и забытья  стараниями монахов в начале 90-х гг. XX века. В 1993 г. Свято-Успенский пещерный монастырь был возвращён в собственность Крымской епархии. 

Восстанавливаются разрушенные храмы монастыря, возводятся новые хозяйственные постройки, расширяется монастырский комплекс.

К числу же наиболее древних и при этом хорошо сохранившихся построек Свято-Успенского пещерного монастыря относятся дом настоятеля и пещерный храм Успения, являющийся своеобразной визитной карточкой этой крымской достопримечательности. Успенская церковь, возникновение которой датируется примерно VIII веком, вырублена в скальном массиве, который завис над обрывом, будто парящая птица, что создаёт в особенности впечатляющее зрелище.  

 

Успенская церковь Свято-Успенского монастыря

С высоты расположения Успенского храма открывается живописная панорама с видом величественных Крымских гор. 

 

Вид с верхнего яруса Свято-Успенского монастыря на ущелье Марьям-Дере 

По другую сторону ущелья простирается длинный скалистый навес, в котором можно заметить немало пещер, служивших кельями и подсобными помещениями для монахов этой православной обители. В самой же долине располагается множество хозяйственных помещений, также относящихся к инфраструктуре Свято-Успенского пещерного монастыря. 

 

Птичий двор Свято-Успенского монастыря
Свято-Успенский мужской монастырь. Хозяйственная постройка в скале Свято-Успенский мужской монастырь. Хозяйственный двор в скалистом навесе

Также здесь можно заметить остатки двухэтажного здания, в котором останавливались паломники, прибывавшие издалека. Здесь же сохранились остатки средневекового поселения Салачик и постройки татар, датируемые примерно XVI веком.

На территории монастырского комплекса, помимо православных святынь и храмов, располагается ещё старинное кладбище и братские могилы. Дело в том, что в годы Крымской войны середины XIX века, и в годы Великой Отечественной войны в кельях Свято-Успенского пещерного монастыря располагался госпиталь, а погибших солдат монахи хоронили в долине по соседству с монастырскими постройками. 

 

Воинский мемориал на территории Свято-Успенского монастыря

Экскурсии по Крыму, включающие посещение Бахчисарая и пещерного города Чуфут-Кале, как правило, предполагают и посещение Свято-Успенского пещерного монастыря. 

 

Свято-Успенский монастырь как туристический объект

Эта православная святыня, как важный памятник православной архитектуры Крыма, даже удостоилась внесения в список объектов под эгидой ЮНЕСКО. Добраться к ней не составит особого труда от конечной остановки «Староселье», куда можно легко доехать на маршрутке или такси как от ж/д, так и автовокзала. От остановки стоит подняться примерно с километр по урочищу, а зависший над пропастью пещерный храм сложно будет не заметить.

После посещения Свято-Успенского пещерного монастыря можно подняться вверх по тропе к ещё двум не менее любопытным достопримечательностям – старинному мусульманскому кладбищу Газы Мансур и расположенному выше его пещерному городу Чуфут-Кале, что позволит в полной мере впитать особую атмосферу этих удивительных мест Бахчисарая и соприкоснуться с наследием разных веков и народов.

Смотрите фотографии Свято-Успенского монастыря (Крым) в нашей галерее

Материалы страницы составлены на основе авторской статьи Skywriter13

krymkrymkrym.ru


Смотрите также