Исары Горного Крыма. Сакмы Степного Лукоморья. Тик кую крым


Тик-Кую (Золотой колодец) Чуфут-кале Бахчисарайский р-н

Тику-Кую или, проще говоря, осадный колодец Чуфут-Кале — древняя гидротехническая система подземных сооружений. Сенсационное открытие было сделано в 1998–2001 годы.

История открытия. С давних пор вода в крепости была привозной — ее брали в источниках Карай-Чокрак и Гази-Мансур. Использовали также дождевую и снеговую воду. Запасы воды в виде снега и льда хранили в пещерах под соломой и войлоком.

В период осады воду доставляли из тайной системы гидротехнических сооружений. Когда крепость утратила былое военное значение, сведения о ней, имевшие скрытый характер, забылись. Но не всеми. Тайну расположения подземных сооружений передавали из поколения в поколение избранным; с течением времени ее хранителями стали старейшины и руководители народа караимов. Краткую информацию обнародовал караимский гахам (духовный глава) С. Шапшал в 1895 г.:

«Караимы могли переносить продолжительную осаду благодаря тому, что близ Малых ворот Кырк-Йера имелся подземный ход к источнику, находящемуся у подножия скалы».

Позднее о том же писал М. Фиркович (1907):

«В Кале в былое время существовал еще один грандиозный колодец, называемый Тик-кую, то есть колодец перпендикулярный. Сам колодец с водой находился за Кале недалеко от Кичик-Капу (Малых ворот) с маленьким в пол-аршина отверстием. Он теперь разломан, колодец забросан камнями и называется Сокур-кую, то есть „слепой колодец”. Ход же к этому колодцу был в Кале на Бурунчаке, откуда косо вырублен туннель к воде. Отверстие этого туннеля на Бурунчаке ныне скрыто под кучею камней».

Наиболее раннее упоминание о колодце принадлежит французскому путешественнику де Ла Мотрэ, автору книги «Путешествие в Европу и Азию»; ссылаясь на него, Дюбуа де Монпере пишет:

«…здесь (на Бурунчаке) имелся колодец или естественная цистерна, облицованная тесаными камнями и наполненная водой, никогда не иссякавшей. Местонахождение колодца, который был, несомненно, заделан турками, сегодня неизвестно».

Более 100 лет в различных научных публикациях мелькали отрывочные сведения, скорее красивые легенды, о затерянном колодце, секретном гидротехническом сооружении, из которого жители осажденной крепости Чуфут-Кале могли брать воду.

Располагая опубликованными сведениями и преданиями, а также опираясь на данные геологической разведки местности, группа энтузиастов предприняла поиски. Внимание исследователей привлекло небольшое углубление западнее Малых ворот: интуиция не подвела — уже на второй день работ в августе 1998 г. было вскрыто устье колодца. Поначалу здесь трудились члены крымских караимских общин, а также представители других национальностей, в основном в свои выходные дни.

Однако к 2001 г. стало ясно, что их сил недостаточно — грандиозность открытой ими подземной гидротехнической системы по масштабам превосходила все, доселе известное в Крыму. К решению задачи были привлечены Ассоциация крымских караимов, Институт минеральных ресурсов и Центр спелеотуризма «Оникс-тур» во главе с А. Ф. Козловым, ранее осуществивший превосходное оборудование карстовых пещер Мраморная и Эмине-Баир-Хасар на Чатырдаге. Ими был выполнен огромный объем работ, в результате которого раскрыт и доступен обозрению туристов следующий комплекс.

В 150 м западнее Малых ворот и в 35 м южнее стены Пенджере-исар (Стены с окном) расчищен вертикальный колодец диаметром от 1,8 до 2,2 м на протяжении 27 м; на глубине 25 м открывается вход в наклонную, уходящую куда-то косо вверх галерею с вырубленными в полу широкими ступенями. Дна колодца исследователи достигли лишь на глубине более 30 метров. Ниже входа в галерею колодец не только расширялся (с диаметра 1,8–2,2 метра до почти 5 метров), но и приобретал совершенно иную форму — это уже была настоящая винтовая лестница, уводящая от портала галереи в недра земли.

На месте выхода галереи на поверхность расчищена башня, сложенная из крупных квадров. Высказано предположение, что эта система служила не только для скрытого подхода к воде. При необходимости в ней могло укрыться множество людей. В этом случае приобретают реальный смысл фольклорные сюжеты крымских караимов об исчезающем войске и о князе с отрядом джигитов, который обладал способностью появляться одновременно и на стенах крепости, и в тылу врага. Исследователи не исключают и культовое назначение подземного сооружения в нижней части колодца Тик-кую. Это могло бы послужить дополнительным объяснением ореола тайны, окружающей Ашырын Йол (Тайный путь).

Пока неясно, как из него доставлялась вода в осажденную крепость, — ведь он находится вне оборонительных стен. Возможно, в раннее средневековье оборона этого участка усиливалась передовой стеной. Вероятно, в XVI веке, а может быть и ранее, колодец уже не функционировал.

Клад Чуфут-Кале

Открыватели галереи назвали ее по древней караимской традиции Алтын-Мердвен — Золотая лестница, и это название оказалось пророческим. В 2002 г. последовало еще одно сенсационное открытие. Около башни, прикрывающей вход в колодец, на глубине 45 см был найден клад — горшок с монетами. В нем было 30 золотых монет, 4253 серебряные и 1 медная.

По мнению автора находки, В. В. Майко, клад был зарыт в 60–70-е гг. XV в. Возможно, это было непосредственно связано с борьбой за власть в Крымском ханстве, обострившейся в то время. В 1466 г. умирает первый крымский хан Хаджи-Гирей. К власти приходит его старший сын Нур-девлет, а спустя два года его смещает младший брат Менгли-Гирей.

Но против него выступили представители могущественного рода Ширинов во главе с Эминеком. Менгли-Гирей ищет убежища в генуэзской Кафе: там он становится пленником турок и его увозят в Стамбул. Эминек не сумел укрепить свое положение, и смуты продолжались.

В 1478 г. турки отпускают Менгли-Гирея, он становится ханом, а Крымское ханство — вассалом Османской империи. Во время смут крепость Кырк-Ор была местом, где хранили жизнь и сокровища, и можно предположить, что в какой-то острый момент противоборства представитель той или иной партии спрятал близ передовой стены клад.

Сведения о системе подземных сооружений, естественно, должны были носить тайный характер. Но когда с течением времени крепость утратила былое военное значение, то отпала и необходимость поддержания скрытого осадного колодца. О нем забыли, память о его существовании, переходившая из поколения в поколение, передавалась немногим.

Вышеописанные подземные сооружения, на сегодняшний день оборудованные и доступные для осмотра, составляют лишь часть системы; ведется поиск продолжения уже открытого и других подземных ходов.

Далее, предстоит серьезная исследовательская работа по осмыслению открытий и включению ее в систему оборонительных сооружений древнего Кыркора.

crimeatour.info

Колодец Тик-кую - Все о Крыме

В 1999 - 2001 годах у южного склона Чуфут-Кале спелеоархеологи открыли и расчистили колодец Тик-кую неизвестного назначения. Ничего общего с карстовыми пещерами он не имеет.

Скорее всего, там собиралась вода, но со временем она ушла. Колодец мог входить в оборонительную систему крепости; не потому ли в некоторых караимских легендах были сведения о появлении воинов «из-под земли»? Об одном из таких колодцев упоминал А.С. Фиркович: «Это грандиозный сход, косо вырубленный тоннелем к воде».

Название Тик-кую можно перевести как «Вертикальный колодец».

Колодец выдолблен в известняке и уходит в землю на 45 метров. К самой воде ведет винтовая лестница. Там, в глубине, есть настенные рисунки IV века нашей эры. На одной из стен изображен лодочник; в этом подземелье он смотрится сказочно, словно мифический Харон, перевозивший души мертвых в страну теней.

На глубине 26 метров от вертикальной шахты Тик-кую отходит и ведет на поверхность наклонная галерея со ступенями. Она прорыта с таким расчетом, чтобы в дни весеннего равноденствия это подземелье освещали первые лучи восходящего солнца. Последние признаки пребывания здесь человека относят к началу XV века, после этого колодец был завален землей и камнями. Сколько еще секретов таят земли вокруг Бахчисарая...

Местная легенда рассказывает об этом ужасном событии. Оказывается, государыня Джанике-Ханым знала не только расположение колодца, но и секреты его ходов. И при нападении врагов, воду в город, по ее указанию, доставляли тайно. И крепость держалась. Проведав о колодце, разъяренные враги завалили его...

Можно ли рассматривать легенду о колодце Тик-Кую в качестве опоры для научного исследования? Вряд ли. Засыпать столь глубокую шахту - нелегкая и небыстрая работа, за ночь не управишься, а с утра сверху полетят стрелы и ядра защитников крепости. Засыпать колодец на обратном пути, разграбив город, и вовсе нет смысла. Могли для чего-либо завалить колодец сами жители (возможно, кто-то отравил воду). Только зачем было засыпать до самого верха? Опять загадка.

Очень было удивительно видеть бородатых мужчин с интеллигентными лицами и хваткой профессиональных землекопов, когда они недрами вытаскивали из колодца землю и камни, умело приспособив лебедку. Археологам привычно работать лопатами, сколько бы диссертаций ни защитили. К тому же цель святая: неведомый прежде колодец! Ребус для ученых на десятилетия, а то и навсегда.

Да и чисто практическая польза: с 2002 года таинственное подземелье стало оборудованным объектом экскурсий, а сами труженики нашли в галерее перед колодцем большой клад - кубышку с золотыми и серебряными монетами.

Открытие колодца Тик-Кую оживило много новых вопросов. Снабжать крепость водой он не мог, по крайней мере, один. Значит, должны быть и другие колодцы, подобные этому. Если же колодец нужен был для обороны, если из него могли внезапно появляться воины, то где-то должен быть выход прямо в крепость, на плато Бурунчук.

Лишь приоткрываются старые тайны Чуфут-Кале, и тут же земля эта обрастает новыми. В 2003 году началась долгая расчистка еще одного колодца, непосредственно под домом Фирковича, ведущий с плато в пещеру у подножия. Его называли Копка-Кую (Колодец-ведро). Возможно, там тоже собиралась вода, и ее поднимали ведрами.

Узнав об этих тайнах, усталые туристы могут только пожалеть, что теперь нет воды ни в одном из колодцев и можно добраться до источника только на обратном пути, подойдя к Успенскому монастырю…

  • Каньон реки Узунджа
  • Крепость Фуна

Комментарии:

Добавить комментарий

adonis-crimea.com.ua

Тик-Кую (осадный колодец Чуфут-Кале) — пещерные города Крыма

Тику-Кую или, проще говоря, осадный колодец Чуфут-Кале — древняя гидротехническая система подземных сооружений. Сенсационное открытие было сделано в 1998–2001 годы.

История открытия

С давних пор вода в крепости была привозной — ее брали в источниках Карай-Чокрак и Гази-Мансур. Использовали также дождевую и снеговую воду. Запасы воды в виде снега и льда хранили в пещерах под соломой и войлоком.

В период осады воду доставляли из тайной системы гидротехнических сооружений. Когда крепость утратила былое военное значение, сведения о ней, имевшие скрытый характер, забылись. Но не всеми. Тайну расположения подземных сооружений передавали из поколения в поколение избранным; с течением времени ее хранителями стали старейшины и руководители народа караимов. Краткую информацию обнародовал караимский гахам (духовный глава) С. Шапшал в 1895 г.:

«Караимы могли переносить продолжительную осаду благодаря тому, что близ Малых ворот Кырк-Йера имелся подземный ход к источнику, находящемуся у подножия скалы».

Позднее о том же писал М. Фиркович (1907):

«В Кале в былое время существовал еще один грандиозный колодец, называемый Тик-кую, то есть колодец перпендикулярный. Сам колодец с водой находился за Кале недалеко от Кичик-Капу (Малых ворот) с маленьким в пол-аршина отверстием. Он теперь разломан, колодец забросан камнями и называется Сокур-кую, то есть „слепой колодец”. Ход же к этому колодцу был в Кале на Бурунчаке, откуда косо вырублен туннель к воде. Отверстие этого туннеля на Бурунчаке ныне скрыто под кучею камней».

Наиболее раннее упоминание о колодце принадлежит французскому путешественнику де Ла Мотрэ, автору книги «Путешествие в Европу и Азию»; ссылаясь на него, Дюбуа де Монпере пишет:

«…здесь (на Бурунчаке) имелся колодец или естественная цистерна, облицованная тесаными камнями и наполненная водой, никогда не иссякавшей. Местонахождение колодца, который был, несомненно, заделан турками, сегодня неизвестно».

Более 100 лет в различных научных публикациях мелькали отрывочные сведения, скорее красивые легенды, о затерянном колодце, секретном гидротехническом сооружении, из которого жители осажденной крепости Чуфут-Кале могли брать воду.

Располагая опубликованными сведениями и преданиями, а также опираясь на данные геологической разведки местности, группа энтузиастов предприняла поиски. Внимание исследователей привлекло небольшое углубление западнее Малых ворот: интуиция не подвела — уже на второй день работ в августе 1998 г. было вскрыто устье колодца. Поначалу здесь трудились члены крымских караимских общин, а также представители других национальностей, в основном в свои выходные дни. Однако к 2001 г. стало ясно, что их сил недостаточно — грандиозность открытой ими подземной гидротехнической системы по масштабам превосходила все, доселе известное в Крыму. К решению задачи были привлечены Ассоциация крымских караимов, Институт минеральных ресурсов и Центр спелеотуризма «Оникс-тур» во главе с А. Ф. Козловым, ранее осуществивший превосходное оборудование карстовых пещер Мраморная и Эмине-Баир-Хасар на Чатырдаге. Ими был выполнен огромный объем работ, в результате которого раскрыт и доступен обозрению туристов следующий комплекс.

В 150 м западнее Малых ворот и в 35 м южнее стены Пенджере-исар (Стены с окном) расчищен вертикальный колодец диаметром от 1,8 до 2,2 м на протяжении 27 м; на глубине 25 м открывается вход в наклонную, уходящую куда-то косо вверх галерею с вырубленными в полу широкими ступенями. Дна колодца исследователи достигли лишь на глубине более 30 метров. Ниже входа в галерею колодец не только расширялся (с диаметра 1,8–2,2 метра до почти 5 метров), но и приобретал совершенно иную форму — это уже была настоящая винтовая лестница, уводящая от портала галереи в недра земли.

На месте выхода галереи на поверхность расчищена башня, сложенная из крупных квадров. Высказано предположение, что эта система служила не только для скрытого подхода к воде. При необходимости в ней могло укрыться множество людей. В этом случае приобретают реальный смысл фольклорные сюжеты крымских караимов об исчезающем войске и о князе с отрядом джигитов, который обладал способностью появляться одновременно и на стенах крепости, и в тылу врага. Исследователи не исключают и культовое назначение подземного сооружения в нижней части колодца Тик-кую. Это могло бы послужить дополнительным объяснением ореола тайны, окружающей Ашырын Йол (Тайный путь).

Пока неясно, как из него доставлялась вода в осажденную крепость, — ведь он находится вне оборонительных стен. Возможно, в раннее средневековье оборона этого участка усиливалась передовой стеной. Вероятно, в XVI веке, а может быть и ранее, колодец уже не функционировал.

Клад Чуфут-Кале

См. также: Найденные в Крыму клады

Открыватели галереи назвали ее по древней караимской традиции Алтын-Мердвен — Золотая лестница, и это название оказалось пророческим. В 2002 г. последовало еще одно сенсационное открытие. Около башни, прикрывающей вход в колодец, на глубине 45 см был найден клад — горшок с монетами. В нем было 30 золотых монет, 4253 серебряные и 1 медная. По мнению автора находки, В. В. Майко, клад был зарыт в 60–70-е гг. XV в. Возможно, это было непосредственно связано с борьбой за власть в Крымском ханстве, обострившейся в то время. В 1466 г. умирает первый крымский хан Хаджи-Гирей. К власти приходит его старший сын Нур-девлет, а спустя два года его смещает младший брат Менгли-Гирей. Но против него выступили представители могущественного рода Ширинов во главе с Эминеком. Менгли-Гирей ищет убежища в генуэзской Кафе: там он становится пленником турок и его увозят в Стамбул. Эминек не сумел укрепить свое положение, и смуты продолжались. В 1478 г. турки отпускают Менгли-Гирея, он становится ханом, а Крымское ханство — вассалом Османской империи. Во время смут крепость Кырк-Ор была местом, где хранили жизнь и сокровища, и можно предположить, что в какой-то острый момент противоборства представитель той или иной партии спрятал близ передовой стены клад.

Сведения о системе подземных сооружений, естественно, должны были носить тайный характер. Но когда с течением времени крепость утратила былое военное значение, то отпала и необходимость поддержания скрытого осадного колодца. О нем забыли, память о его существовании, переходившая из поколения в поколение, передавалась немногим.

Вышеописанные подземные сооружения, на сегодняшний день оборудованные и доступные для осмотра, составляют лишь часть системы; ведется поиск продолжения уже открытого и других подземных ходов. Далее, предстоит серьезная исследовательская работа по осмыслению открытий и включению ее в систему оборонительных сооружений древнего Кыркора.

jalita.com

Чуфут-Кале и Золотой колодец Тик-Кую - 1 Июня 2010

Пещерный город Чуфут-Кале (Джуфут-Кале или Джуфт-Кале) расположенный на одноименной горе в окрестностях Бахчисарая имеет более древнее название - Кырк-Ор (Сорок крепостей). Сейчас его называют "иудейским" или "караимским" городом, но на самом деле это место имеет более древнюю историю...

"Воздушный город" - так назвал Чуфут-Кале один из современников А.С.Пушкина. Кажется, что дома и крепостные стены этого средневекового города, подобно орлиным гнездам, прилепились прямо на неприступной отвесной скале,расположенной на плато горного отрога, господствующего над тремя глубокими долинами. Сама природа подготовила неприступную строительную площадку, а человек возвел на ней город, усилив естественную защиту крепостными сооружениями.

В XIII в. в крепости жили аланы - самое могущественное из племен иранского происхождения. Занимались они земледелием, животноводством и ремеслом, торговали с соседними и дальними странами. Кавказские осетины - это потомки алан. На плодородных землях близлежащих долин выращивали фрукты и виноград. Однако вскоре войска Золотой Орды захватили крепость; мужчин-воинов, как обычно, истребили, остальное население обратили в рабство. Захватив город, татары разместили в нем свой гарнизон и назвали его по-своему - Кырк-Ор ("Сорок укреплений"). По достоинству оценив крепость, первый крымский хан Хаджи-Гирей в XV в. превратил ее в свою укрепленную резиденцию, создав надежное убежище в период борьбы ханов с Золотой Ордой за самостоятельность.

После переселения крымских ханов в новую столицу - Бахчисарай, - Кырк-Ор оставался цитаделью столицы и местом заточения знатных пленников. В разное время в тюремных застенках здесь томились литовский посол Лез, польский гетман Потоцкий, любимец Ивана Грозного Василий Грязной.

По три года провели в ханской тюрьме русские послы Василий Айтемиров и князь Ромодановский. Но самые тяжелые испытания выпали на долю русского воеводы, любимца царя Алексея Михайловича, Василия Шереметева. Двадцать один год провел Шереметев в темнице, четыре хана сменилось за это время в Бахчисарае, однако пленник отказался купить свободу дорогой для России ценой - за него требовали города Казань и Астрахань. Только мужество, непреклонная воля и любовь к России помогли перенести патриоту долгие годы тяжкой неволи. Выкупленный в 1681 г. родственниками, беспомощным, искалеченным, ослепшим стариком вернулся Шереметев на родину.

С середины XVII в. татары покидают Кырк-Ор; там остались жить только караимы. Татары считали их евреями, поэтому город с этих пор стали называть Чуфут-Кале, что в переводе означает "Еврейская крепость". И караимы прожили здесь еще более двух столетий. После включения Крыма в состав России караимы объявили себя ее приверженцами, и вскоре царское правительство признав, что караимы не евреи, предоставило им привилегии, в частности, разрешило присваивать им офицерские чины в армии. Теперь они могли жить на всей территории империи.

С этого времени Чуфут-Кале стал пустеть. Жители покидали суровое плато и переселялись в Бахчисарай, Симферополь, Евпаторию. В 1852 г. с Чуфут-Кале ушли последние обитатели.

Более подробно о пещерном городе Чуфут-Кале можно прочесть здесь.

Наша прогулка пройдет по древнему городу и мы посетим несколько мест, расположенных на его территории. Начнем свой путь с Южных ворот и в конце пути посетим два священных колодца, расположенных за пределами пещерного города - Тик-Кую и Копка-Кую, имеющих священное значение не только лишь потому что вода во все времена была важны для пещерных городов Крыма, но и потому что они имеют отношение к древней культуре Шумера и Аккады. Но об этом - далее в статье. А пока остановимся на местах Силы пещерного города Чуфут-Кале.

Итак, начнем мы свой путь от Южных ворот крепости и поднимемся по улице вверх, к двум караимским кенассам. Вход в самую древнюю кенассу закрыт, но нам нет особой надобности попадать вовнутрь. Остановимся перед ее входом и присядем для отдыха на каменные скамьи...

Та, что на снимке слева - и есть нужная нам. Поднимем голову и увидим десятилучевую звезду. Вглядитесь в нее, создайте этот образ внутри себя и пусть он остается на всем протяжении нашего путешествия по Чуфут-Кале с с вами.

От кенассы мы отправимся далее к следующему объекту, которым будет усыпальница (дюрбэ) Джанике-ханым - дочери хана Тахтамыша. Подойдем к ней и осмотрим ее внимательно. 

Обратите внимание на узоры слева и справа от входа - они разнятся. Один цветок символизирует женское, второй - мужское начало мироздания. Сам же храм имеет восьмигранную форму и если обойти его вокруг, то с восточной стороны вы увидите подобные узоры, расположенные на вертикальных элементах восточной стены.

Есть интересная теория Фоменко и Носовского о том, что это дюрбе имело отношение не к Джанике, а к некой "Святой Деве", с которой они ассоциировали деву Марию (ссылка). Верить этому или отвергнуть - это уже ваше решение, но место действительно удивительное и я для себя его отнес к условному сакральному центру Чуфут-Кале и его можно было бы назвать "сердцем" пещерного города.

Неподалеку от мавзолея находится еще два места, которые мы посетим на обратном пути - восьмигранный, ориентированный так же как и мавзолей по сторонам света, колодец для сбора питьевой воды и сами вход в крепостные ворота Орта-Капу.

А пока от мавзолея отправляемся далее и спускаемся в двухярусную обширную подземную пещеру с очень хорошей акустикой. В летнюю жару там просто приятно побыть, а если у кого поставлен голос - тот может и спеть в ней. Аккустика просто отменная.

Есть еще несколько мест, но они скорее могут быть индивидуальными, нежели общественными и даже объяснить как попасть в них я попросту не смогу. Там просто нет никаких ориентиров, а писать что нужно там-то и там-то свернуть налево и направо просто нет смысла. Но, на обратном пути, проходя через Орта-Капу и мимо колодца и дюрбе, обратите внимание на место, где был когда-то православный храм, позже перестроенный в мечеть. Именно как старая мечеть он ныне и преподносится. На снимках ниже вы увидите как он выглядит.

Войдите в его пространство, помяните своих предков, не ориентируясь на веру и принадлежность к конфессиям. И будете услышаны.

Посетив все эти места, мы спускаемся вниз через Южные ворота и подходим к Тик-Кую - Золотому колодцу. Именно через него, а если быть более точным, возле него мы получаем возможность завершения пройденной программы и выход на новый уровень сознания (у каждого он свой :). Именно здесь и будет происходить "перепрограммирование" вашего сознания. Будет очень хорошо, если вы сможете попасть в сам колодец и пройдя все 108 метров спуститься вниз. Но, для этого нужно что бы была группа не менее чем из пяти человек. Стоимость входа/спуска платная, как и на территорию Чуфут-Кале. 

Ни о чем не думайте, освободите свой ум от мыслей и опустите его в Сердце, сконцентрируйтесь внутри себя и слушайте свой внутренний мир. Можете сделать это уже будучи внутри, когда спуститесь в сам священный колодец-храм. Таких сооружений на всем земном шаре несколько, но этот объект неповторим и уникален. Второго такого точно нет нигде. 

Данных о подземных гидротехнических сооружениях крепости до недавнего времени было чрезвычайно мало. Краткая информация имеется в публикации С. Шапшала (1895): "... караимы стойко держались в своей неприступной крепости и отражали нападения грабителей. Они могли переносить продолжительную осаду благодаря тому, что близ Малых ворот Кырк-Йера имелся подземный ход к источнику, находящемуся у подножия скалы".

Так выглядит в разрезе спуск в колодец и сам колодец Тик-Кую. 

Несмотря на то, что крепость давно утратила оборонительное значение, тайну расположения подземных выработок крымские караимы передавали из поколения в поколение. Старейшины посвящали в нее избранных народом вождей после возведения в сан, что происходило в стенах крепости на ритуальной площадке. Носителем этой информации был последний Гахан (Великий Хан) крымских караимов Хаджи Серая Хан Шапшал (принял сан в 1916 г.), отец и дед которого были выходцами из крепости.

О древней подземной системе ныне знает лишь старшее поколение в Крыму, в основном, потомки княжеских родов. Наиболее полные сведения поступили от племянника Хана Шапшала Сем. Шапшала (1903-1989).

К началу поисков имелась устная информация о наклонных выходах из крепости к воде с территории Бурунчака, из места Авул (лагерь, где проводили военные учения и развертывали войско), а кроме того, из района Кичик-капу - Малых-ворот и из расположенной неподалеку княжеской усадьбы. Имелись и сведения о том, что эти ходы вели к колодцам у южных обрывов крепости между Кичик-капу и восточной частью Бурунчака, реже назывались и другие участки.

Инициаторами поиска осадной системы водоснабжения были О. Грибенников (заслуженный тренер Украины, мастер спорта, инструктор по туризму), Ю. Полканов (спелеолог, горный инженер, геолог, доктор геологических наук, академик академии технологических наук Украины, главный научный сотрудник) и Ю. Шутов (спелеолог, горный инженер, гидрогеолог, кандидат геологических наук, ведущий научный сотрудник).

Внимание исследователей привлекло незначительное углубление западнее Кичик-капу и в 35 метрах южнее Пенджере исара (Стена с окном). Положение этого места не противоречило имевшимся данным. Поисковый раскоп подтвердил правильность прогноза. В августе 1998 г. на второй день работ исследователи вскрыли устье колодца.

На первом этапе работы вела группа названных выше энтузиастов. На глубине 25 метров была вскрыта галерея Алтын-Мердвен (Золотая лестница). Она полого поднимается на высоту 30 метров. Ход имеет квадратное сечение. Почти на всем его протяжении вырублены ступени. Свод местами покрыт мелкими сталактитами. На своде основной галереи и в нижней ее части видны нечеткие поздние надписи (чаще копотью), выполненные караимским курсивом, реже латынью и арамейским квадратным шрифтом. Караимский газзан (священник) В. Тириаки прочел характерные имена и фамилии крымских караимов Ходжаш, Синан, Чанак.

На глубине 27 метров колодец расширился почти до 5 метров за счет полого винтового хода "улитки", начавшегося от портала галереи.

Проведенные работы по удалению грунта позволили вновь превратить "слепой" колодец (сокур) в "зрячий" и вернуть ему тем самым первоначальное название Тик-кую.

С марта 2001 г. расчистку и исследования Тик-кую наладил центр спелеотуризма "Оникс-Тур" и к настоящему времени выполнил огромный объем работ.

Очевидно система Ашарын Йол - тайного или скрытого пути, как его называют старейшины крымских караимов, служила не только для скрытого прохода к воде. При необходимости в ней могли укрыться сотни людей. Не исключалось и культовое назначение подземного сооружения в нижней части колодца Тик-кую, что может служить дополнительным объяснением ореола тайны, окружающей скрытый путь известный только посвященным.

Действительно, если предположить, что вертикальная шахта Тик-Кую является неким "стволом-каналом в космос, то смысл сооружения как диоптрического устройства, - это возможность более качественного улавливания (передачи) определенной частоты колебаний. Исследования показали наличие четырех ярких звезд, доступных для данного события:

Название Созвездие Звездная величина Расстояние (световые годы)
       
Вега Лира 0,03 25,3
Капелла Возничий 0,08 42,2
Денеб Лебедь 1,25 3229,3
Арктур Волопас -0,05 36,7 

Для сравнения Солнце имеет -26,66 звездную величину, ярчайшая звезда нашего неба Сириус -1,44, а глаз человека различает звезды до +5 величины, максимум до +6.

Если допустить, что шахта Тик-Кую вертикальна, то географическую широту колодца в своем движении по небу пересекали три звезды: Вега в 3220 году до н.э., Капелла в 1215 году н.э., Денеб в 1845 году н.э.

Остановимся на дате дохристианского периода. Вычисления показывают: в 23-00 (местного времени) 23 июня 3220 года до н.э. над местностью Чуфут-Кале с географическими координатами: широта 44° 44', долгота 33° 56', превышение местности 564 метра, вертикально над колодцем находилась звезда Вега! Через 500 лет Вега в своем движении отклонилась на 2 48' и вышла из зоны наблюдения со дна Тик-Кую. Повторно точно по центру колодца Тик-Кую звезду Вега можно будет наблюдать в 24° 22 июля 4855 года. Так что можно было осмелиться предположить, что сооружение Тик-Кую было построено 52 века назад!

 

Спелеологи фирмы «Оникс-тур», проводившей раскопки колодца, рассказали, что ученые дважды исследовали Тик-Кую и не смогли определить дату постройки, называя от 5 до 15 века н.э. В этот временной интервал попадает с 1030 по 1400 года (в 1215 году строго по центру колодца) звезда Капелла, проходившая в зените над Тик-Кую. 

 

Однако, осмелюсь утверждать, что каждый попадающий в уникальное пространство колодца и спустившийся на дно его жерла, испытывает при удивительное измененное состояние. Предположим, что все таки ствол колодца совпадает с движением небесных тел и в тот момент, когда внутри него находится человек, осознающий свою действительность, его внутренние ритмы микрокосмоса и внешние ритмы макрокосмоса совпадают и звучат в унисон. Происходит "обновление" внутренней программы и как следствие происходит изменение и внешних событий в жизни человека. Сомневаетесь? Пойдите сами и убедитесь в достоверности описанного.

 

И это не единственная теория о возведении подобного сооружения. Есть еще одна, не опровергающая первую, а скорее дополняющая ее и имеет она отношение к священных храмам-колодцам, имеющим место быть в Болгарии, Сардинии, Палестине. Более подробно об этом можно узнать из статьи "СВЯЩЕННЫЕ ХРАМЫ-КОЛОДЦЫ и ЗОЛОТОЙ КОЛОДЕЦ ТИК-КУЮ".

 

ПОСЕЩЕНИЕ ТИК-КУЮ и ЧУФУТ-КАЛЕ - ПЛАТНОЕ

На обратном пути из Чуфут-Кале не поленитесь и зайдите в Успенский храм Свято-Успенского монастыря к  иконе Богородицы "Живоносный источник" и испейте воды из целебного источника находящегося на подворье монастыря.

Более подробно о свято-Успенском монастыре можно ознакомиться здесь. 

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

      Руслан Стойчев

graal.su

Осадный колодец Тик-Кую и хеттский след в Крыму — Город Бахчисарай, Крымчаки и Караимы

Этот текст не содержит ту историю колодца Тик-Кую, которую всегда можно услышать от экскурсовода. Здесь изложена моя личная гипотеза, возникшая из-за  удивительной похожести Тик-Кую на виденные мной подземные города Деринкую, которые, в свою очередь, построены по подобию древнеегипетских гробниц фараонов в Луксоре. Что общего у этих трех объектов, расположенных в Крыму, Малой Азии и Африке? И какая связь между основавшими Чуфут-Кале аланами и жившими в этом городе караимами? А еще в колодце есть граффити на арамейском языке, которое тоже имеет отношение к теме…

Авраам Самуилович Фиркович был близок к разгадке истории своего народа, но он так и не смог объяснить некоторые ключевые моменты. В итоге он погорел на подделке дат на надгробиях и в документах, пытаясь подвести их под свою теорию.

По мнению Фирковича, израильтяне-караимы (не евреи из Израиля, а члены т.н. «пропавших 10 колен», населявших остальную территорию Древней Иудеи) прибыли в Крым вместе с персидской армией царя Камбиса  (529-522 г. до Р.Х.) и построили Села-Га-егудим (Чуфут-Кале).

Смею предположить, что вместе с Камбисом в Крыму очутились не израильтяне, а индоиранские предки караимов — хетты. Позднехеттские (неохеттские)  царства — политические образования раннего железного века на территории юго-запада Анатолии и севера современной Сирии. Население этих царств говорило в основном на арамейском языке. После распада позднехеттских царств хетты присоединились к родственным им персам и приняли участие в военном походе. Дойдя до Крыма часть их народа решила тут остаться. Хетты владели секретами подземного строительства, им привычно было жить в «пещерных городах» (см. Каппадокия). Если моя теория верна, то именно им мы обязаны возникновению «пещерных городов» Крыма.

Основным населением Чуфут-Кале на ранних этапах его развития были аланы — самое сильное племя того времени, корни свои брали от иранцев. На Крымском полуострове стали селится со второго столетия нашей эры, в основном это была горная местность, немного освоившись и обосновавшись, аланы приняли христианство. Главным занятием было земледелие и ремесло. (История Крыма)

Если хетты оказались в Крыму в 6 веке до н.э., ассимилировали с аланами они ко 2 веку н.э., а Чуфут-Кале возник в 6 веке н.э., то колодец Тик-Кую мог появился раньше города Чуфут-Кале. Возможно, что изначально колодец был подземным храмом или гробницей. Были построены «галерея» и «погребальная камера» (там где сейчас водосборник дождевой воды). Кстати, колодец на Эски-Кермене мог появиться таким же образом. Хотя бы потому, что его лестницы имеют почти пол-метровые ступени, ходить по ним очень сложно. А если они не предназначались для ходьбы, то, возможно, изначально это было культовое сооружение.

Что делали хетты с 6 века до н.э. до 2 века н.э.? Жили в предгорьях и на южном берегу Крыма, создавали пещеры в крымских куэстах, занимались сельским хозяйством, балансировали между горными таврами и степными скифами. Хорошо что у хеттов (и позже у аланов) сохранилась древняя традиция погребения в склепах. Такие склепы известны в Крыму, они есть в Межгорье, Симеизе и других районах Крыма, по ним можно проследить историю народа. (Эх, не там искал Фиркович могилы предков…)

К 4 веку н.э., из-за начавшегося активного переселения народов, возникла необходимость в создании укрепленных городов. В этот период на куэстах внутренней гряды Крымских гор начали строиться крепости. Сначала на Эски-Кермене, затем на Мангупе, а позже и на Чуфут-Кале появились первые стены. Тогда же возникла необходимость в осадном колодце.  Пригодилась подземная гробница Тик-Кую. В «погребальной камере» пробили винтовую лестницу вниз до воды и сделали шахту вверх в крепость, а галерею засыпали грунтом, чтобы враг не догадался.

После завоевания Крыма хазарами часть аланов смешалась с завоевателями и приняла официальную религию Хазарского каганата — иудаизм, а позже, караимизм. С тех пор этот народ известен как крымские караимы.

Фото

www.mangupa.net

Тик-Кую, Фулы и прочее | Исары Горного Крыма. Сакмы Степного Лукоморья

Тик-Кую, Фулы и прочее.

Данная статья любезно предоставлена Уваровым Ю.Р.

Чуфут-Кале (далее город, для краткости) самый посещаемый туристами «пещерный город». До средины 19 века жили в этом городе караимы. Лучше других средневековых селений был изучен историками этот город, и казалось, что особых открытий здесь не предвидится. Город был довольно мощной крепостью, один только недостаток, воду приходилось завозить из дальних источников. Последние обитатели города караимы впрочем, рассказывали, что в городе был большой колодец, с вырубленным в скале огромным подземным проходом. Назывался этот колодец Сокур (темный), или Тик-Кую (крутой колодец). Все эти рассказы были напоминали легенды про старых крепости, поэтому никто не утруждал себя поисками.В 1988 группа энтузиастов во главе с геологом и спелеологом Ю.И.Шутовым взялась проверить достоверность легенды. После непродолжительного осмотра местности обратили внимание на впадину под обрывом, напротив Пенджере-Исар (стены с окном), и расчистив ее, обнаружили большое круглое устье колодца вырубленного в скале.

Колодец был засыпан грунтом. Очистка колодца превратилась в многолетний труд по извлечению сотен тонн камней и глины. Благодаря предприятию центра спелеотуризма удалось довершить до конца эту работу. Через 3 года упорного труда, было сделано открытие, на глубине 25 м обнаружили вход в боковую галерею, протяженность которой достигала сотни метров. Нашли и раскопали вход в нее с противоположной стороны, возле Южных ворот города. Место, где сходились ствол и галерея, еще не было дном колодца, далее начинался винтообразный спуск.

Еще потребовалось извлекать грунт из колодца, и вот, на глубине в полсотни метров от поверхности раскопали обширный резервуар, которым заканчивался колодец. Колодец неподходящее название для этого огромного и сложного сооружения вырубленного в известняковой скале и не имеющего себе равных во всем Крыму. Это стало действительно открытием века. Как ни странно эта сенсационная находка не вызвала должного интереса ни в средствах массовой информации, ни в научных кругах. Похоже, археологи отстранились от дела начатого не ими. И копать там было не интересно, в мешанине глины и камней без всякой стратификации. И на дне колодца не нашлось документов, которые могли бы изучать историки. Вдобавок сам колодец никак не вписывался в устоявшиеся представления об истории Чуфут-Кале и Крыма заодно. Только различные «специалисты и знатоки сакрального» излагают свои фантазии. Впрочем, литературным творчеством заниматься никому не воспрещается.

С 2005 года колодец оборудован и открыт для осмотра. У посетителей остается огромное впечатление от увиденного, но нет возможности узнать что-нибудь об его истории. И я там был, простой любитель воскресных прогулок. Как-то возникло желание высказать свои предположения об этом сооружении на основе здравого смысла и собственных представлений об истории Крыма. Рассказы об особом культовом предназначении Тик-Кую сразу отодвигаю в сторону. Это действительно гигантское и сложное сооружение было создано только с целью обеспечения города водой. Вот уж поистине, когда воды нет, она становится дороже золота и все затраты на получение воды оправдаются. Становится понятным еще одно караимское название этого сооружения Алтын-Мердвень «Золотая лестница». Когда было создано это сооружение, вопрос непростой. Раньше основания здесь города не мог здесь и появиться колодец. Сооружался колодец вероятно поэтапно, в соответствии с развитием города, и исчез когда стал не нужен.

Из истории известно, что в YI веке, при императоре Юстиниане Великом было сооружено огромное количество крепостей по границам империи. В Таврике тогда тоже были возведены «длинные стены», сейчас считается, что это был ряд укреплений возведенные на платообразных вершинах крымских гор. Такое укрепление в виде стены поперек горного отрога появилось на месте Чуфут-Кале. За стеной, вероятно, как и на других укреплениях была построена базилика для приобщения варваров к истинной вере, а города как такового еще не было, это было действительно укрытие от вражеских набегов. Постепенно при этом укреплении стало складываться селение, обитатели которого предпочитали строить свои жилища не на плато продуваемого всеми ветрами, а под обрывами на южном склоне. Действительно место неплохое, сверху прикрыто стеной, для большей безопасности еще одну стену поставили вдоль склона, примыкнув её края к обрывам. Оставалось только решить проблему водоснабжения. Природных источников, как на Мангупе здесь не было, прокладывать трубопроводы тоже было неоткуда. Оставалось только прорубать в скале колодец до водоносного слоя. Это было и сделано, возможно, в YII веке, когда сложилось на этом месте укрепленное селение. Прошло несколько веков. С X века в горном Крыму наблюдался экономический и культурный подъем, тогда селения при укреплениях стали превращаться в настоящие города. XII, XIII века стали временем расцвета этих городов. Вот и в этом разросшемся городе снова возникла проблема водоснабжения, существовавший колодец уже не соответствовал потребностям. Тогда и были предприняты меры для строительства нового сооружения в виде туннеля к водоносному слою и у города конечно имелись для этого средства. Вероятно в этот же период был вырублен большой колодец в виде многомаршевой лестницы на Эски-Кермене. Это действительно сложные сооружения, которые могли создавать только настоящие профессионалы. В средневековье существовали различные корпорации строителей возводивших крепостные стены, храмы, специалистов по вырубке в горных породах шахт и колодцев. Осуществляли они свои работы в различных странах, за соответствующую плату. Крым находившийся в политическом и культурном пространстве Византии издавна пользовался услугами малоазиатских мастеров. Там было много специалистов «маркшейдеров», в Капподокии существовали самые настоящие города, вырубленные в скалах. Вероятно, оттуда и прибывали специалисты по скальным вырубкам в Крым. Главное было бы, чем платить, а специалисты найдутся.Работы были предприняты действительно грандиозные. Прорублен стометровый наклонный туннель, со ступенями на полу, до уровня водоносного слоя, заканчивался он водосборными ваннами, расположенными возле ствола колодца. Бурдюки с водой на верх по туннелю можно было доставлять на ослах. Возможно вскоре заметили, что воды в ванны поступает недостаточно, тогда решили углубить ствол колодца до нового водоносного слоя, который был обнаружен через 20м вертикальной проходки. Для удобного спуска к водосборному бассейну, вдоль ствола вырубили винтовую лестницу. Появилась возможность воду из бассейна наверх поднимать по стволу колодца с помощью ворота. Это гидротехническое сооружение сотню-другую лет обеспечивало город и крепость водой, но водоносные слои в известняках дело ненадежное. Возможно, в следствии очередного землетрясения вода ушла по трещинам еще глубже, и к XY веку в колодце не стало воды.

В XIII веке Крымом завладели татары. В XIY веке город оказался в подчинении татарских беев Яшлау. В городе стали селиться татары и верные им караимы. В связи с исламизацией Орды, тогда притеснялось христианское население. Древняя базилика была разобрана, вместо нее построили в городе мечеть. О крепостных стенах не заботились. Лучшей защитой татары считали свои войска. Город татары стали называть Кырк-Ор (Сорок рвов) В этом не совсем понятном названии отразилась одно из названий горного Крыма. Понимать это нужно, как страна многочисленных укрепленных селений. Побывавший в Крыму, в XIII веке, Вильгельм де Рубрук сообщал что там, в горах находится 40 замков.В начале XY века Орда стала разваливаться. В Крымском улусе избрали своего хана Хаджи-Гирея. Времена были тяжелые, непрекращающаяся вражда между чингизидами. Вот Гирей и выбрал для своей резиденции старую крепость Кырк-Ор. Из города выгнали остатки христианского населения. Перестроили систему укреплений. Тогда и исчез нижний квартал. Камни от его домов и стены пошли на строительство верхнего города. Колодец Тик-Кую потерявший из-за отсутствия воды практическое значение был заброшен. Только предприимчивые караимы водили туда на экскурсию любопытных гостей города. Об этом и напоминают несколько караимских автографов на потолке галереи, сделанные с помощью копоти свечей. И среди них есть две латинские надписи «София и Майя». Возможно, это были жены генуэзских послов.

Но такое огромное подземное помещении, перед стенами крепости, где могли бы укрываться от обстрелов враги, долго существовать не могло. Возможно в средине XY века, Менгли-Гирей приказал засыпать колодец. На засыпку и ушли последние остатки камней и мусора от нижнего квартала. О том, что был нижний город, напоминают остатки пещерных помещений под обрывами, следы подтесок на скале, и обнаруженное при раскопках основание башни над входом в туннель. Уточнить очертания этого города могли бы археологические исследования на этом месте.

При раскопках входного рва в туннель нашли горшок с кладом, состоявшим из полутора тысяч золотых и серебренных монет. Если верны приводимые в статьях об этом кладе данные, что монеты были конца XIY-начала XY веков. Тогда и верно предположение, что колодец засыпали в средине XY века. По какой-то причине, один из обитателей города закопал свое сокровище за воротами, в единственном пригодном на голой скале месте, в свежей засыпке рва.В XIY веке в Крыму настали спокойные времена. Ханы построили для себя новую резиденцию, дворец Бахчи-Сарай. Крепость была отдана под присмотр караимам, и с того времени татары стали называть этот город Чуфут-Кале (Жидовская крепость). Но у города когда-то было и первоначальное название. Это интересный вопрос, на который нет пока ответа.

Из древних письменных источников известно, что по соседству с Херсоном находился город Фулы. В IX веке посещал это место Константин Философ, создатель азбуки для славян. С X века существовала Фульская епархия. Такие проницательные ученые- историки, как И. Тунманн, П. Кеппен, А. Бертье-Делагард, А. Васильев считали, что Фулы было изначальным названием Чуфут-Кале. Другие же размещали Фулы на пространствах от Инкермана до Коктебеля.Факт, что Фулы стали центром отдельной епархии, свидетельствует о значительности этого селения, и оно не могло находиться непосредственно в пределах других епархий, Херсонской, Готской, Сурожской. Такой отдельной территорией в средневековье и было Кыркёрское княжество. Факт, что этот город был большим и значительным для своего времени свидетельствует обнаружение уникального гидротехнического сооружения Тик-Кую. Так что, несомненно, Фулы есть изначальное название, этого города, в последствии названного Чуфут-Кале.

Есть и объяснение значения названия фулы. Академик, лингвист О.Трубачев видит в нем сарматизированную форму таврского слова пулы. В индо-арийском языке, родственным которому был и таврский язык пулы означает город. От себя добавлю о возможном заимствовании таврами или сарматами греческого слова полис, имеющего тот же корень. Это еще раз подчеркивает размеры и значение селения получившего простонародное название Город, или Фулы. Подобным образом, от выражения «в город» возникла название Стамбул, сменившее имя города Константинополь.Есть еще древний город Крыма, кстати один из претендентов называться Фулами, первоначальное название которого неизвестно, это Эски-Кермен (Старый город). Существует интересный документ Х века, это письмо хазарского кагана Иосифа, в котором перечисляется ряд узнаваемых названий крымских селений некогда зависимых от хазар. В этом списке вслед за Мангупом стоит какой-то Кут. Кут реликтовое индоарийское слово, возможно из таврского языка, и означает понятия: плетень, укрепление, крепость. Вот слово крепость самое подходящее название для Эски-Кермена. Потому что здесь, на скале, в начале YII века была построена настоящая византийская крепость с мощными стенами. Как-то совсем обходят вниманием сообщение Ш.Монтондона, что татары развалины на Эски-Кермене называют Куттелеями. Вот эти Куттелеи наверное и произошли от первоначальное название Кут-Эли. Где эли, слово готского происхождения, означает скала. И это неудивительно, обитали здесь готы и ассимилированные ими потомки тавро-скифов. Кут-Эли, крепость на скале или скальная крепость, самое подходящее название было для этого города.

Текст и фото Уваров Ю.Р., город Севастополь 2011

——————————————————————————————————————————————————————————–

Знакомясь с многочисленными природными и историческими памятниками Крыма стоит выбирать наилучшие места для пополнения своих сил. И как нельзя лучше для этой цели подходит самая середина Южного берега Крыма – прибрежная Алупка. Приглашаю Вас остановиться на отдых в комфортабельных номерах, расположенных у парковой зоны этого живописнейшего места Черноморского побережья.

 

isar.org.ua


Смотрите также