Татарка крым


Крым, Пляж «Татарка» на портале Паблик Трэвел Таганрог

Крым, Пляж «Татарка»

Такой пляж находится немного дальше чем Центральный пляж и он также омывается Азовским морем.

Крым, Пляж «Татарка»

Он окружен маленьким искусственным лесом, мысом Казантип, рядом село Мысовое.

Крым, Пляж «Татарка»

Название «Татарка» это место получило вот почему: Дело в том, что имя этому пляжу дали в честь одной из сторон села Мысового. Когда то, село Мысовое делилось на 2 части: одна из них русская, другая татарская. Как раз бухты и получили свои названия соответственно этим сторонам, все просто: татарская сторона — «бухта Татарская» (пляж Татарка), русская сторона — «бухта Русская» (центральный пляж).

За поселком Крыма Приморский начинается Керченский полуостров. Пляжи всего морского побережья этого региона Крыма немноголюдные. Большая часть удобных пляжей Крыма, расположенных на Керченском полуострове, находятся на участке морского побережья от озера Тобечик до поселка Героевское.

Ооочень большой пляж. Его длинна составляет аж 25 километров. Свободного места здесь всегда достаточно. А большая его часть абсолютно безлюдна.

Крым, Пляж «Татарка»

Именно по этому, этот пляж еще называют «диким», ведь там крайне мало людей. С чем это связанно? Да все с тем, что он находится слегка дальше от города, чем основной пляж и не каждый готов идти пешком 30-40 минут.

Крым, Пляж «Татарка»

Многим намного проще пойти на Центральный пляж, который находится прямо у города.

Название Татарка пошло от Татарской бухты, где и находится пляж. Село Мысовое раньше условно делилось на две части — русскую и татарскую. Соответственно этому получили название и бухты, располагавшиеся с двух сторон от села.

Находится Татарка примерно в 2 с половиной километрах от центра Щелкино.Пляж, часть которого называют Татаркой, начинается от мыса Казантип и тянется на 25 километров вдоль Казантипского залива.

Ввиду большей удаленности от Щелкино, пляж менее многолюдный, а иногда даже пустынный. Хотя, с каждым сезоном есть тенденция к увеличению количества народа там. Основная масса людей предпочитает отдыхать на протяжении от мыса Казантип, и до кафе «Сектор моря».

Татарка — излюбленное место кайтсерферов. Также есть и виндсерфинг. Предлагаются услуги по обучению этим видам спорта. Иногда проводятся соревнования и фестивали.

В районе базы отдыха «Лаванда» имеется кусок пляжа примерно 200 метров длиной, где издавна тусуются нудисты.

Море в районе пляжа везде очень мелкое, до глубины нужно отойти от берега метров на 100, а может и больше.

Пляж целиком состоит из мелких ракушек. Многим не очень комфортно ходить по нему босиком. В воде через несколько метров от берега начинается песок.

Добраться от Щелкино до Татарки можно пешком. Идти минут 30-40, по грунтовой дороге через степь. В самую жару это может быть не самой приятной прогулкой. Можно доехать на такси. Таксисты просят 25-30 гривен за проезд от Щелкино.

Также, не каждый знает об этом пляже… но вы то теперь знаете! Теперь можете радостно отправиться в это прекрасное место.

Крым, Пляж «Татарка»

Итак, идти до него от города Щелкино 30-40 минут. Чтобы добраться до него, просто идите в противоположную сторону Центральному пляжу. По пути к пляжу Татарка, вам также потребуется перейти через маленький, искусственный лес.

Крым, Пляж «Татарка»

Лес настолько мал, что там даже невозможно заблудится, дороги довольно большие и вы интуитивно сможете определить куда нужно идти. Если вы боитесь диких зверей, то можете смело идти через данный лес, в нем нет никаких диких и опасных зверей, кроме белок, но они совершенно безопасные.

taganrog-travels.ru

Я боюсь крымских татар. Нияра, крымская татарка. » Мировое Политическое Шоу

Опасность подстерегает там, где ее меньше всего ожидаешь. Внутри моего родного народа. Я сейчас говорю о наших, так называемых “лидерах”. А точнее, об их связи с ваххабитами и террористами из арабских государств.

Я – крымская татарка. Моих прабабушку с маленькой бабушкой на руках депортировали в Узбекистан в 1944 году. Прадед с войны не вернулся, пропал без вести. Семья вернулась в Крым в начале 91-го, в Судак.

В 2014 году я, поверив Меджлису, покинула родной Крым. Тогда, в порыве юношеского максимализма все казалось простым и однозначным. Меня легко убедили, что нас ждет очередная депортация и моей жизни угрожает опасность.

Только сейчас я стала понимать, что опасность подстерегает там, где ее меньше всего ожидаешь. Внутри моего родного народа. Я сейчас говорю о наших, так называемых “лидерах”, Мустафе Абдулджемиле, Рефате Абдурахмановиче и прочих медийных лицах. А точнее, об их связи с ваххабитами и террористами из арабских государств, нынче охваченных гражданскими войнами и военными столкновениями.

Давайте смотреть правде в глаза и говорить прямо. Эти люди декларируют свою самоотверженную роль в борьбе за свободу моего народа. Но именно этим они прикрывают пособничество и подготовку нашей же молодежи для войны в Сирии и на Ближнем Востоке.

Конечно, не напрямую. Все это делается руками организаций Хизбут-Тахрир, Альраид, ДУМК(У), ВАМИ и подчиненных им ячеек в Крыму и Украине. Ни для кого не секрет, да и они сами этого не скрывают, что Альраид – это полностью логово “братьев мусульман” и Хизбут-Тахрира. И я первая готова кинуть камень в того, кто скажет, что Хизбут-Тахрир – абсолютно мирная религиозная организация, которая не имеет никакого отношения к ИГИЛ и терроризму.

Мне не понятно массовое возмущение теми арестами, которые сейчас происходят в Крыму по обвинениям в причастности к Хизбут-Тахрир. Ни один здравомыслящий человек не будет считать нормальным затворническую жизнь, запертых дома жен и детей, учащихся дома по видео-связи у арабских наставников. Собственно, понятно чему их с малых лет учат и к чему готовят.

Опять же ни для кого не секрет, что именно через Альраид спонсируется Меджлис в обмен на свою аудиторию и прикрытие Хизбут-Тахрир и ваххабитов. Именно Меджлис занимается тем, чтобы удерживать позиции в религиозной сфере Крыма. Сам Меджлис запрещен в Крыму, однако ничего не мешает ему создавать по Крыму номинальные общественные организации, контролировать светское крымско-татарское население и таким образом лоббировать продвижение меджлисовцев в органы власти.

Стоит ли говорить о том, что другим спонсором Меджлиса является Турция. Если вспомнить конец 2015 года и подрыв на границе с Крымом ЛЭП и войну в Сирии, то можно провести очевидную параллель. И здесь даже не в том речь, что в СМИ неоднократно появлялись сообщения об участии крымских татар в рядах сирийской оппозиции. А дело в том, что подрыв ЛЭП чудесным образом совпал с нанесением прицельных ударов России по ИГИЛ, обесточив таким образом все аэрокосмические станции на полуострове, которые корректировали ракетные удары. Вспомним позицию Турции в отношении сирийской оппозиции, а точнее ее поддержку, и все становится на свои места.

И еще одно. Хизбут-Тахрир в России и, соответственно, в нынешнем российском Крыму признана экстремистской. Все эти тысячи моих соотечественников, покинувшие полуостров в 2014 году, являются либо ее представителями, либо уже завербованы ею, либо находятся под влиянием соответствующих агентов. Это я могу вам сказать из личного печального опыта. Поэтому наше правительство, закрывающее глаза на пустившую по всей стране корни сеть хизбов, может очень жестоко расплатиться за такое наплевательское отношение.

Теперь, наверное, понятно, почему я прямо говорю, что боюсь представителей своего народа, крымских татар. Значительная их часть уже смертельно отравлена ядом арабских террористов. И это неоспоримый факт, о котором я готова рассказать еще многое…

Загрузка...

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажимите Ctrl+Enter

mpsh.ru

definition of Крымские татары and synonyms of Крымские татары (Russian)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Общая численность:Расселение:Язык:Религия:Родственные народы:
крымские татары (крымцы)qırımtatarlar, qırımlarкъырымтатарлар, къырымлар
И. Гаспринский • Н. Челебиджихан • М. А. Джемилев

500 000 - 2 000 000[1]

 Украина:248 193 (перепись 2001)[2]

 Узбекистан:от 10 046 (перепись 2000)[3]и 90 000 (оценка, 2000 г.) [4]до 150 000 чел.[5]Турция:от 50 000 до 2 000 000 Румыния:24 137 (перепись 2002)[6] Россия:4 131 (перепись 2002 г.) [7]

Болгария:1 803 (перепись 2001)[8]

крымскотатарский, русский, турецкий

Ислам

кумыки, карачаевцы, балкарцы, турки, гагаузы, туркмены, азербайджанцы

Кры́мские тата́ры (крымскотат. qırımtatarlar, къырымтатарлар, ед. ч. qırımtatar, къырымтатар) или кры́мцы[9][10][11] (крымскотат. qırımlar, къырымлар, ед. ч. qırım, къырым) — народ, исторически сформировавшийся в Крыму. Говорят на крымскотатарском языке, который относится к тюркской группе алтайской семьи языков.Подавляющее большинство крымских татар — мусульмане-сунниты, принадлежат к ханафитскому мазхабу.

Расселение

Проживают в основном в Крыму (около 260 тыс.) и прилегающих районах континентальной Украины, а также в Турции, Румынии (24 тыс.), Узбекистане (90 тыс. [12], оценки от от 10 тыс. до 150 тыс.), России (4 тыс., в основном в Краснодарском крае), Болгарии (3 тыс.). По данным местных крымскотатарских организаций крымскотатарская диаспора в Турции насчитывает сотни тысяч человек, однако точные данные о её численности отсутствуют, так как в Турции не публикуются данные о национальном составе населения страны. Общее число жителей, чьи предки в разное время иммигрировали в страну из Крыма, оценивается в Турции в 4-6 млн. чел., однако большая часть этих людей ассимилировалась и считает себя не крымскими татарами, а турками крымского происхождения.[13]Количество проживающих в США не указано,хотя общеизвестно,что только в Нью-Йорке на 2010 год проживает более 15 тыс крымских татар.

История

Этногенез

<imagemap> Image:Question book-4.svg

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.

Крымские татары — сформировались как народ в Крыму и являются потомками различных народов, в разное время приходивших в Крым. Основные этнические группы, населявшие в разные времена Крым и принявшие участие в формировании крымскотатарского народа — это тавры, скифы, сарматы, аланы, булгары, греки, готы, римляне (предположительно италийский легион), протоболгары, хазары, печенеги, итальянцы, черкесы, малоазийские турки.

Проверить факты.

Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.На странице обcуждения должны быть пояснения.

Кыпчаки с 11-12 веков стали заселять приволжские, приазовские и причерноморские степи (которые с тех пор вплоть до XVIII столетия именовались Дешт-и Кыпчак, перс. دشت قپچاق — «Кыпчакская степь»), и очевидно в это время стали проникать и в Крым. Консолидация этого пёстрого этнического конгломерата в единую крымскую нацию началась после поражения объединённых половецко-русских войск от монголов на реке Калке (приток Кальмиуса), после чего значительная часть половцев, спасаясь от ограбления монголами, укрылась в горах Крыма. В результате преобладания половецкого населения в Крыму, в течение столетий сложился современный национальный облик крымских татар и крымскотатарский национальный язык на основе половецкого языка[источник не указан 205 дней]. Объединяющими началами при этом выступали общность и замкнутость территории, язык тюрков-половцев и исламская религия.

Крымское ханство

Оружие крымских татар XVI—XVII веков

Окончательно процесс формирования народа завершился в период Крымского Ханства.

Государство крымских татар — Крымское Ханство существовало с 1441 по 1783 годы. На протяжении большей части своей истории оно находилось в зависимости от Османской империи и было её союзником. Правящей династией в Крыму был род Гераев (Гиреев), основателем которого был первый хан Хаджи I Герай. Эпоха Крымского Ханства — это период расцвета крымскотатарской культуры, искусства и литературы. Классик крымскотатарской поэзии той эпохи — Ашик Умер. Среди прочих поэтов особо известны Махмуд Кырымлы и хан Газы II Герай Бора. Главный из сохранившихся архитектурных памятников того времени — ханский дворец в Бахчисарае.

Крымское Ханство вело постоянные войны с Московским государством и Речью Посполитой (до XVIII века преимущественно наступательные), что сопровождалось захватом большого количества пленников из числа мирного русско-украинского населения. Захваченные в рабство продавались на крымских невольничьих рынках, среди которых наиболее крупным являлся рынок в городе Кафа (современная Феодосия), в Турцию и на Ближний Восток. В 1571 году 40-тысячное крымское войско под командованием хана Девлета I Герая, пройдя русские укрепления, дошло до Москвы и подожгло её пригороды, после чего город за исключением Кремля сгорел дотла. Однако уже в следующем году повторно пришедшее 120-тысячное войско, надеявшееся окончательно покончить с независимостью Руси, потерпело сокрушительное поражение в Битве при Молодях, что заставило ханство умерить свои политические притязания. Тем не менее, формально находившиеся в подчинении у крымского хана, а фактически почти независимые ногайские орды, кочевавшие в Северном Причерноморье, регулярно совершали военные походы на сопредельные российские и украинские территории с целью грабежа и захвата пленников. Для этого, как правило, использовался Муравский шлях, проходивший от Перекопа до Тулы. Эти походы способствовали формированию казачества, выполнявшего сторожевые и дозорные функции на пограничных территориях Московского Государства и Речи Посполитой.

В составе Российской империи

В 1736 году российские войска во главе с фельдмаршалом Христофором (Кристофом) Минихом сожгли Бахчисарай и опустошили предгорный Крым. В 1783 году в результате победы России над Османской империей Крым был сначала оккупирован, а затем аннексирован Россией. Это ознаменовало начало эпохи в истории крымских татар, которую сами они называют «Чёрным столетием». Российское правительство сделало своей опорой правящие круги Крыма: всё крымское духовенство и местная аристократия была приравнена к российской аристократии с сохранением всех прав.

Притеснения российской администрации и экспроприации земли у крымскотатарских крестьян вызвали массовую эмиграцию крымских татар в Османскую империю. Две главные волны эмиграции пришлись на 1790-е и 1850-е годы. По данным исследователей конца XIX века Ф. Лашкова и К Германа население полуостровной части Крымского ханства к 1770-м годам составляло примерно 500 тыс. человек, 92 % из которых были крымские татары. Первая российская перепись 1793 года зафиксировала в Крыму 127,8 тыс. человек населения, в том числе 87,8 % крымских татар. Таким образом, за первые 10 лет российской власти Крым покинуло 3/4 населения. В 1850-е годы из Крыма эмигрировало около 300 тыс. крымских татар.[14] Именно их потомки сейчас составляют крымскотатарскую диаспору в Турции, Болгарии и Румынии. Это привело к упадку сельского хозяйства и почти полному запустению степной части Крыма. Тогда же Крым покинула большая часть крымскотатарской элиты. Наряду с этим шла колонизация Крыма, в основном степей и крупных городов, за счёт привлечения российским правительством переселенцев с территории метрополии.

Крымскотатарское возрождение связано с именем великого просветителя Исмаила Гаспринского. Он приложил огромные усилия, направленные на возрождение и выживание крымскотатарского народа. Одна из главных его заслуг — создание и распространение среди крымских татар системы светского (нерелигиозного) школьного образования. Он стал фактическим создателем нового литературного крымскотатарского языка. Гаспринский начал издавать первую крымскотатарскую газету «Терджиман» («Переводчик»), которая вскоре стала известна далеко за пределами Крыма, в том числе в Турции и в Средней Азии. Он же разработал новую методику школьного обучения, что привело, в конечном счёте, к появлению новой крымскотатарской интеллигенции. Гаспринский также считается одним из основателей идеологии пантюркизма.

Гражданская война и Крымская АССР

Февральская революция активизировала попытки крымскотатарского народа подключиться к управлению государством, однако это не встретило поддержки со стороны местных Советов. Исполком Симферопольского совета 17 марта 1917 года отклонил ходатайство крымских татар о предоставлении им представительства в нём, на основании того, что «национальные организации представительства в Совете не имеют». Это привело к тому, что представители крымскотатарского народа решили действовать самостоятельно. 25 марта 1917 года в Симферополе был проведен крымскотатарский курултай на который съехались свыше 2000 делегатов. Курултай избрал Временный крымско-мусульманский исполнительный комитет (ВКМИК), главой которого был избран Номан Челебиджихан. Временный крымско-мусульманский исполнительный комитет получил признание Временного правительства как единственный полномочный и законный административный орган, представляющий всех крымских татар. С этого началось претворение в жизнь культурно-национальной автономии крымских татар.

Доля крымских татар в населении районов Крыма по материалам всесоюзной переписи населения 1939 года

Тяжёлым испытанием для крымских татар стала Гражданская война в России. В 1917 году после Февральской революции был созван первый Курултай (съезд) крымскотатарского народа, провозгласивший курс на создание независимого многонационального Крыма. Известен лозунг председателя первого Курултая, одного из наиболее чтимых крымскими татарми лидеров, Номана Челебиджихана — «Крым — для крымчан» (подразумевалось всё население полуострова независимо от национальности[15]. «Наша задача, — говорил он, — создание такого государства, как Швейцария. Народы Крыма представляют собой прекрасный букет, и для каждого народа необходимы равные права и условия, ибо нам идти рука об руку».[15] Однако Челебиджихан был пленён и расстрелян большевиками в 1918 году, а интересы крымских татар на протяжении Гражданской войны практически не учитывались как белыми, так и красными.

В 1921 году была создана Крымская АССР в составе РСФСР. Государственными языками в ней были русский и крымскотатарский, высшее руководство состояло в основном из крымских татар. Но вслед за коротким подъёмом национальной жизни после создания республики (открытие национальных школ, театра, выпуск газет) последовали сталинские репрессии 1937 года. Репрессирована была большая часть крымскотатарской интеллигенции, в том числе государственный деятель Вели Ибраимов[16] и учёный Бекир Чобанзаде. Согласно данным переписи 1939 года крымских татар в Крыму насчитывалось 218179 человек, то есть 19,4 % от всего населения полуострова[17]. Согласно другим сведениям население Крыма было довольно многонациональным: 42 % — русские, 25 % — татары, 11 % — украинцы.[18]

Крым под немецкой оккупацией

С середины ноября 1941 по 12 мая 1944 года Крым был оккупирован немецкими войсками.

Сотрудничество крымских татар с нацистской Германией

В декабре 1941 года в Крыму были созданы мусульманские татарские комитеты, поддерживающие немецкую оккупационную администрацию. В Симферополе начал работу центральный «Крымский мусульманский комитет». В сентябре 1942 немецкая оккупационная администрация запретила использовать в названии слово «крымский», и комитет начал именоваться «Симферопольским мусульманским комитетом», а с 1943 — «Симферопольским татарским комитетом». Комитет состоял из 6 отделов: по борьбе с советскими партизанами; по комплектованию добровольческих формирований; по предоставлению помощи семьям добровольцев; по культуре и пропаганде; по религии; административно-хозяйственный отдел и канцелярия. Местные комитеты по своей структуре дублировали центральный. Их деятельность была прекращена в конце 1943 года.

Первоначальная программа комитета предусматривала создание в Крыму государства крымских татар под протекторатом Германии, создание собственного парламента и армии, возобновление деятельности запрещённой в 1920 году большевиками партии Милли Фирка (крымскотат. Milliy Fırqa — национальная партия). Однако уже зимой 1941—42 годов немецкое командование дало понять, что не намерено допускать создания какого бы то ни было государственного образования в Крыму. В декабре 1941 года представители крымскотатарской общины Турции Мустафа Эдиге Кырымал и Мюстеджип Улькюсал посетили Берлин в надежде убедить Гитлера в необходимости создания крымскотатарского государства, но им было отказано. Долгосрочные планы нацистов предусматривали присоединение Крыма непосредственно к Рейху в качестве имперской земли Готенланд и заселение территории немецкими колонистами.

С октября 1941 года было начато создание добровольческих формирований из представителей крымских татар — рот самообороны, главной задачей которых была борьба с партизанами. До января 1942 года этот процесс шёл стихийно, но после того, как вербовка добровольцев из числа крымских татар была официально санкционирована Гитлером, решение этой проблемы перешло к руководству айнзатцгруппы «D». В течение января 1942 года было завербовано более 8600 добровольцев, из числа которых было отобрано 1632 человека для службы в ротах самообороны (было сформировано 14 рот). В марте 1942 года в ротах самообороны служило уже 4 тыс. человек, а ещё 5 тыс. человек находились в составе резерва. В дальнейшем на основе созданных рот были развернуты батальоны вспомогательной полиции, число которых к ноябрю 1942 года достигло восьми (с 147-го по 154-й). В 1943 году было создано ещё два батальона.

Крымскотатарские формирования использовались при охране военных и гражданских объектов, принимали активное участие в борьбе с партизанами, в 1944 году оказали активное сопротивление освобождавшим Крым соединениям Красной Армии. Остатки крымскотатарских частей вместе с германскими и румынскими войсками были эвакуированы из Крыма морем. Летом 1944 года из остатков крымскотатарских частей в Венгрии был сформирован Татарский горно-егерский полк СС, который вскоре был переформирован в 1-ю Татарскую горно-егерскую бригаду СС, которая была расформирована 31 декабря 1944 и преобразована в боевую группу «Крым», влившуюся в Восточно-тюркское соединение СС. Крымскотатарские добровольцы, не вошедшие в состав Татарского горно-егерского полка СС, были переброшены во Францию и включены в состав запасного батальона Волжско-татарского легиона или (в основном необученная молодёжь) были зачислены в состав вспомогательной службы противовоздушной обороны.

Участие крымских татар в борьбе с немецкими оккупантами

В Великой Отечественной войне многие крымские татары сражались также в рядах Красной Армии. На территории Крыма крымские татары принимали активное участие в партизанском движении. Деятельность партизан в оккупированном Крыму принято делить на три этапа: ноябрь 1941 — октябрь 1942 года, ноябрь 1942 — октябрь 1943 года, октябрь 1943 — апрель 1944 года. На 20 ноября 1942 года в Крыму насчитывалось 3734 партизана, среди них 2419 гражданских (в основном жители Крыма) и 1315 военных (главным образом уроженцы других регионов). Крымские татары составляли примерно шестую часть гражданских партизан. В основном из крымских татар состоял Судакский партизанский отряд. В связи с плохой организацией партизанской борьбы и постоянной нехваткой продовольствия, медикаментов и оружия, командование приняло решение об эвакуации большей части партизан из Крыма осенью 1942 года.[19]

Во время второго периода партизанской войны в лесах Крыма оставалось всего около 400 партизан. Во второй половине 1943 года началась активная переброска в Крым новых кадров для активизации подпольной борьбы. Значительную их часть составляли уроженцы Крыма, в том числе немало крымских татар. В 1943-44 годах командный состав партизанских отрядов Крыма почти наполовину состоял из крымских татар (Аблязиз Османов, Сеит-Али Аметов, Джеббар Колесников, Мемет Молочников, Рамазан Куртумеров, Сейдамет Ислямов, Осман Аширов, Мустафа Мамутов, Талят Тынчеров, Серанеджин Менаджиев, Рефат Мустафаев, Мустафа Селимов, Измаил Хайруллаев и другие)[19]. Из 3472 партизан, находившихся в Крыму к 15 января 1944 года, 598 человек (17 %) составляли крымские татары. Среди партизан, боровшихся с немецкими войсками с первого до последнего дня оккупации (всего их около 20 человек) трое крымских татар: Мемет Молочников, Сеитхалил Кадыев и Куртсеит Муратов. Как писала газета «Красный Крым» в сентябре 1943 года, «…в партизанских отрядах сыны и дочери татарского народа вместе с русскими беспощадно уничтожали фашистов…». Практически у всех командиров (крымских татар по национальности) партизанских отрядов были псевдонимы в виде русских фамилий, о чём упоминал в своих мемуарах летчик Зарифов. Знаменитый памятник партизанам, без указания фамилий расстрелянных, в Алуште, также установлен в честь крымского татарина — 18-летнего Сейтхалила, осуществившего диверсионный взрыв кинотеатра и сам погиб, во время просмотра киноленты в котором находился цвет немецких офицеров. Руководителем самостоятельной крупной подпольной организации Крыма был также Абдула Дагджи.

Крымские татары сражались также в рядах Красной Армии. Из примерно 90 тысяч мужчин, мобилизованных в 1941 году в Крыму, около 20 тысяч составляли крымские татары. Всего на фронтах Великой Отечественной войны сражалось более 25 тысяч крымских татар.[20]

Пятеро крымских татар (Петай Абилов, Тейфук Абдуль, Узеир Абдураманов, Абдуреим Решидов, Сеитнафе Сеитвелиев) были удостоены звания Героя Советского Союза, а один (Аметхан Султан) был удостоен этого звания дважды. Двое (Сеит-Неби Абдураманов и Насибулла Велиляев) являются полными кавалерами Ордена Славы. Известны имена двух генералов-крымских татар: Исмаил Булатов и Абляким Гафаров.

На полях сражений в Великой Отечественной войне погибло более 25000 крымских татар — это была 1/4 взрослого населения татар. 12000 — уничтожены фашистами.[18]

Депортация

Сотрудничество крымских татар с оккупантами стало поводом для выселения народа из Крыма. В соответствии с Постановлением ГКО СССР № ГОКО-5859 от 11 мая 1944 г.[21] утром 18 мая 1944 года началась операция по депортации народа, обвинённого в сотрудничестве с немецкими оккупантами, в Узбекистан и прилегающие районы Казахстана и Таджикистана. Небольшие группы были отправлены в Марийскую АССР, на Урал, в Костромскую область. Месяцем позже из Крыма были высланы также армяне, болгары и греки.

Всего из Крыма было выселено 228 543 человека, 191 014 из них — крымские татары (более 47 тыс. семей)[22]. С каждого третьего взрослого татарина взяли подписку о том, что он ознакомился с постановлением, и что за побег с места спецпоселения грозил срок 20 лет каторжных работ, как за уголовное преступление.[18]

Официально основанием для высылки считались также массовое дезертирство крымских татар из рядов Красной Армии в 1941 году (называлось число около 20 тыс. человек), хороший приём немецких войск и активное участие крымских татар в соединениях германской армии, «СД», полиции, жандармерии, аппарате тюрем и лагерей[23]. При этом депортация не коснулась подавляющего большинства крымскотатарских коллаборационистов, так как основная масса их была эвакуирована немцами в Германию[24]. Оставшиеся в Крыму были выявлены органами НКВД во время «зачисток» в апреле-мае 1944 года и осуждены как предатели родины (всего по Крыму за апрель-май 1944 года было выявлено около 5000 коллаборационистов всех национальностей). Крымские татары, сражавшиеся в частях Красной Армии, также были подвергнуты депортации после демобилизации и возвращения с фронта домой в Крым. Также были депортированы крымские татары, не жившие в Крыму во время оккупации и успевшие вернуться в Крым к 18 мая 1944 года.[19][20][25] В 1949 году в местах депортации насчитывалось 8995 крымских татар — участников войны, в том числе 524 офицера и 1392 сержанта.[19][25]

Значительное число переселенцев, истощённых[25] после трёх лет жизни в оккупации, погибло в местах высылки от голода и болезней в 1944-45 годах. Оценки числа погибших в этот период сильно разнятся: от 15-25 % по оценкам различных советских официальных органов до 46 % по оценкам активистов крымскотатарского движения, собиравших сведения о погибших в 1960-е годы.[25]

Борьба за возвращение

В отличие от других депортированных в 1944 году народов, которым разрешили вернуться на родину в 1956 году, в оттепель, крымские татары были лишены этого права до 1989 года (Перестройка), несмотря на обращения представителей народа в ЦК КПСС, ЦК КПУ и непосредственно к руководителям СССР и при том, что 9 января 1974 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов СССР, предусматривающих ограничение в выборе места жительства для некоторых категорий граждан». С 1960-х годов в местах проживания депортированных крымских татар в Узбекистане возникло и начало набирать силу национальное движение за восстановление прав народа и возвращение в Крым.

ЦК КПУ сообщает, что за последнее время, и особенно в 1965 году, участились посещения Крымской области татарами, отселенными в прошлом из Крыма… Приезжавшие в сентябре 1965 года в Крым некие Сулейманов, Халимов, Бекиров Сеит Мемет и Бекиров Сеит Умер, жители г. Гулистана Узбекской ССР, при встречах со своими знакомыми сообщали, что «сейчас в Москву поехала большая делегация добиваться разрешения вернуться татарам в Крым. Возвращаться будем все или никто. Татары будут убивать тех, кто, получив разрешение, индивидуально будет ехать в Крым жить, и тех, кто не захочет поехать в Крым, если будет получено разрешение на возвращение для всех». <…>

— Из письма в ЦК КПСС о посещениях Крыма крымскими татарами. 12 ноября 1965 г. [7]

Деятельность общественных деятелей, настаивавших на возвращении крымских татар на историческую родину, преследовалась административными органами советского государства[26][27].

Возвращение в Крым

Доля крымских татар в населении районов Крыма по данным всеукраинской переписи населения 2001 года

Массовое возвращение началось в 1989 году, и сегодня в Крыму проживает около 250 тыс. крымских татар (243 433 чел. по всеукраинской переписи 2001 года), из них в Симферополе — свыше 25 тыс., в Симферопольском районе — свыше 33 тыс., или свыше 22 % населения района. При этом в местах депортации ещё остаётся около 150 тыс. человек.

Основными проблемами крымских татар после возвращения стали: массовая безработица, проблемы с выделением земли (при том, что сегодня обеспеченность крымских татар землей в среднем на 22 процента выше, чем остальных крымчан[28]) и развитием инфраструктуры, возникшими за последние 15 лет крымскотатарских посёлков.

В 1991 году был созван второй Курултай и создана система национального самоуправления крымских татар. Каждые пять лет происходят выборы Курултая (наподобие национального парламента), в которых участвуют все крымские татары — граждане Украины и крымские татары, постоянно проживающие на Украине, достигшие 18 лет[29]. Курултай формирует исполнительный орган — Меджлис Крымскотатарского Народа (подобие национального правительства). Данная организация не зарегистрирована в Министерстве юстиции Украины. С 1991 года бессменным председателем Меджлиса является Мустафа Джемилев[30].

В августе 2006 года, Комитет по ликвидации расовой дискриминации ООН выразил обеспокоенность по поводу сообщений о антимусульманских и антитатарских высказываний со стороны православных священников в Крыму.[31]

Религия

Подавляющее большинство крымских татар — мусульмане-сунниты. Исторически исламизация крымских татар происходила параллельно с формированием самого этноса и была очень длительной. Первым шагом на этом пути был захват Судака и окрестностей сельджуками в XIII веке и начало распространения в регионе суфийских братств, а последним — массовое принятие ислама значительным количеством крымских христиан, желавших избежать выселения из Крыма в 1778 году. Основная же часть населения Крыма приняла ислам в эпоху крымского ханства и предшествовавший ему золотоордынский период.Сейчас в Крыму насчитывается около трёхсот мусульманских общин, большая часть которых объединена в Духовное управление мусульман Крыма (придерживается ханафитского мазхаба).

Литература крымских татар

Основная статья: Литература крымских татар

Видные крымскотатарские писатели XX века:

Субэтносы

Крымскотатарский народ состоит из трёх субэтнических групп: степняков или ногаев (не путать с народом ногайцы) (çöllüler, noğaylar), горцев или татов (не путать с кавказскими татами) (tatlar) и южнобережцев или ялыбойских (yalıboylular).

Южнобережцы — Ялыбойлу

До депортации южнобережцы жили на Южном берегу Крыма (крымскотат. Yalıboyu) — узкой полосе шириной в 2-6 км, протянувшейся вдоль берега моря от Балакалавы на западе до Феодосии на востоке. В этногенезе этой группы основную роль сыграли греки, готы, малоазийские турки и черкесы, а в жителях восточной части Южного берега есть также кровь итальянцев (генуэзцев). У жителей многих деревень Южного берега вплоть до депортации сохранялись элементы христианских обрядов, унаследованных ими от греческих предков. В расовом отношении большинство южнобережцев принадлежат к южноевропейской (средиземноморской) расе (внешне похожи на турок, греков, итальянцев и т.д.). Однако встречаются отдельные представители этой группы с ярко выраженными чертами североевропейской расы (светлая кожа, светлые волосы, голубые глаза). Например, жители деревни Кучук-Ламбат (Кипарисное) относились именно к этому типу. Диалект южнобережцев относится к огузской группе тюркских языков, очень близок к турецкому. В лексике этого диалекта имеется заметный пласт греческих и некоторое количество итальянских заимствований. Старый крымскотатарский литературный язык, созданный Исмаилом Гаспринским, был основан именно на этом диалекте.

См. также южнобережный диалект крымскотатарского языка.

Степняки — Ногаи

Ногаи проживали в степи (крымскотат. çöl) к северу от условной линии Николаевка-Гвардейское-Феодосия. Основное участие в этногенезе этой группы приняли западные кыпчаки (половцы), восточные кыпчаки и ногайцы (от этого и пошло название ногаи). В расовом отношении ногаи европеоиды с элементами монголоидности (~10 %)[источник не указан 166 дней]. Диалект ногаев принадлежит к кыпчакской группе тюркских языков, сочетая в себе черты кыпчакско-огузских языков (карачаево-балкарский, кумыкский) и кыпчакско-ногайских (ногайский, казахский).

См. также степной диалект крымскотатарского языка.

Таты (горцы)

Таты жили до депортации в горах (крымскотат. dağlar) и предгорьях или средней полосе (крымскотат. orta yolaq), то есть к северу от южнобережцев и к югу от степняков. Этногенез татов — очень сложный и не до конца изученный процесс. В формировании этого субэтноса приняли участие практически все народы и племена, когда-либо жившие в Крыму. Это тавры, скифы, сарматы и аланы, готы, греки, черкесы, булгары, хазары, печенеги и западные кыпчаки (известные в европейских источниках как куманы или команы, а в русских как половцы). Особо важной в этом процессе считается роль готов, греков и кыпчаков. От кыпчаков таты унаследовали язык, от греков и готов — материально-бытовую культуру. Готы в основном приняли участие в этногенезе населения западной части горного Крыма (Бахчисарайский район). Тип домов, которые строили крымские татары в горных деревнях этого региона до депортации, некоторыми исследователями[32] считается готским. Нужно заметить, что приведённые данные об этногенезе татов до некоторой степени являются обобщением, так как население практически каждой деревни горного Крыма до депортации имело свои особенности, в которых угадывалось влияние того или иного народа. В расовом отношении таты относятся к среднеевропейской расе, то есть внешне похожи на представителей народов центральной и восточной Европы (русских, украинцев, поляков, немцев и т. д.). Диалект татов имеет как кыпчакские, так и огузские черты и является до некоторой степени промежуточным между диалектами южнобережцев и степняков. На этом диалекте основан современный крымскотатарский литературный язык.

См. также средний диалект крымскотатарского языка.

Современная ситуация

До 1944 года перечисленные субэтнические группы крымских татар практически не смешивались между собой, но депортация разрушила традиционные ареалы расселения, и за прошедшие 60 лет набрал силу процесс слияния этих групп в единую общность. Границы между ними заметно размыты уже сегодня, поскольку существенно число семей, где супруги принадлежат к разным субэтносам. Из-за того, что после возвращения в Крым крымские татары в силу ряда причин, и прежде всего, из-за противодействия местных властей, не могут поселиться в местах своего прежнего традиционного проживания, процесс смешения продолжается. Накануне Великой Отечественной войны среди крымских татар, живших в Крыму, около 30 % составляли южнобережцы, около 20 % — ногаи и около 50 % — таты.

Этноним «татары» и крымскотатарский народ

То, что в общепринятом названии крымских татар присутствует слово «татары», часто вызывает недоразумения и вопросы о том, не являются ли крымские татары субэтнической группой татар, а крымскотатарский язык диалектом татарского. Название «крымские татары» осталось в русском языке с тех времён, когда почти все тюркоязычные народы Российской империи именовались татарами[33]: карачаевцы (горские татары), азербайджанцы (закавказские или азербайджанские татары), кумыки (дагестанские татары), хакасы (абаканские татары) и т.д. Крымские татары имеют мало общего в этническом плане с историческими татарами или татаро-монголами, а являются потомками тюркоязычных и иных племён, населявших восточную Европу до монгольского нашествия, когда на запад и пришёл этноним «татары». Крымскотатарский и татарский языки являются родственными, так как относятся к кыпчакской группе тюркских языков, однако «ближайшими родственниками» не являются (наиболее близкими к крымскотатарскому являются турецкий, карачаево-балкарский, кумыкский и ногайский языки). В конце XIX века Исмаилом Гаспринским была предпринята попытка создания на основе крымскотатарского южнобережного диалекта единого литературного языка для всех тюркских народов Российской империи (в том числе и татар Поволжья), однако серьёзного успеха это начинание не имело.

Сами крымские татары на сегодняшний день используют два самоназвания: qırımtatarlar (дословно «крымтатары») и qırımlar (дословно «крымцы»)[10].

Написание прилагательного «крымскотатарский»

Написание прилагательного «крымскотатарский» является дискуссионным. Широко распространены два варианта: слитный — крымскотатарский и дефисный — крымско-татарский. Несмотря на то, что официально действующие «Правила русской орфографии и пунктуации» от 1956 года требуют слитного написания слова, существует ряд изданий и словарей, рекомендующих дефисное написание. При этом на практике в Крыму и на Украине в целом используется почти исключительно слитное написание, в России — оба варианта, но дефисный чаще. В частности действующий в России, Казахстане, Белоруссии и Киргизии стандарт ГОСТ 7.75-97 «Коды наименований языков» называет язык крымских татар «крымско-татарским», в то время как литература, издаваемая в Крыму, «крымскотатарским» [34].

Кухня

Основная статья: Крымскотатарская кухня

Традиционным напитком является буза.

Примечания

  1. ↑ Около 500 тыс. в странах бывшего СССР, Румынии и Болгарии, и несколько сот тысяч в Турции. Статистика по национальному составу населения в Турции не публикуется, поэтому точные данные неизвестны.
  2. ↑ 1 2 Всеукраїнський перепис населення 2001. Русская версия. Результаты. Национальность и родной язык.
  3. ↑ Этноатлас Узбекистана
  4. ↑ О миграционном потенциале крымских татар из Узбекистана и др. к 2000 г.
  5. ↑ По переписи 1989 г. в Узбекистане было 188 772 крымских татар.([1]) При этом нужно учитывать, что с одной стороны после распада СССР большая часть крымских татар Узбекистана вернулась на свою родину в Крым, а с другой - что значительная часть крымских татар в Узбекистане записывается при переписях как «татары». Есть оценки численности крымских татар в 2000-е гг. в Узбекистане до 150 тыс. чел.([2]). Численность собственно татар в Узбекистане составляла 467 829 чел. в 1989 г. ([3]) и около 324 100 чел. в 2000 г.; а татар вместе с крымскими татарами в 1989 г. в Узбекистане было 656 601 чел. и в 2000 г - 334 126 чел. Какую долю от этого количества в реальности (!) составляют крымские татары, точно неизвестно. Официально в 2000 г. в Узбекистане было 10 046 крымских татар ([4])
  6. ↑ Перепись населения Румынии 2002 г. Национальный состав
  7. ↑ 1 2 3 4 Всероссийская перепись населения 2002 года. Проверено 24 декабря 2009.
  8. ↑ Перепись населениея Болгарии 2001 г.
  9. ↑ Тюркские народы Крыма. Караимы. Крымские татары. Крымчаки. Отв. ред. С. Я. Козлов, Л. В. Чижова. Москва, Наука, 2003.
  10. ↑ 1 2 Озенбашлы Энвер Мемет-оглу. Крымцы. Сборник работ по истории, этнографии и языку крымских татар. Акмесджит, Доля, 1997.
  11. ↑ Очерки истории и культуры крымских татар. Под. ред. Э. Чубарова. Симферополь, Крымучпедгиз, 2005.
  12. ↑ О миграционном потенциале крымских татар из Узбекистана и др. к 2000 г.
  13. ↑ Türkiyedeki Qırımtatar milliy areketiniñ seyri, Bahçesaray dergisi, Mayıs 2009
  14. ↑ Я. Е. Водарский, О. И. Елисеева, В. М. Кабузан, Население Крыма в конце XVIII — конце XX веков. (Численность, размещение, этнический состав) Москва, 2003.
  15. ↑ 1 2 Юнус Къандым. Куреш мейданыны от басмаз… /Не зарастет травой поле боя… (Монография о Номане Челибиджихане)/ — Симферополь, 2002.
  16. ↑ [5]
  17. ↑ [6]
  18. ↑ 1 2 3 Зарифов Э. «Записки коменданта». М., 1990, с.194
  19. ↑ 1 2 3 4 Рефик Музафаров. Крымскотатарская Энциклопедия. Симферополь, 1995
  20. ↑ 1 2 Гульнара Бекирова. Крымские татары. 1941—1991 (Опыт политической истории). Том 1. Симферополь, Тезис, 2008.
  21. ↑ Постановление ГКО СССР № ГОКО-5859 от 11 мая 1944 г. за подписью И. В. Сталина
  22. ↑ Бердинских В.А. Спецпоселенцы: Политическая ссылка народов Советской России. - М., 2005. С. 650
  23. ↑ Служебная записка Берии Сталину № 424/б от 10 мая 1944 — ГАРФ. Ф.Р-9401. Оп.2. Д.65. Л.41-43
  24. ↑ Романько О. В. Крым 1941-44 гг. Оккупация и коллаборационизм. Симферополь, 2005
  25. ↑ 1 2 3 4 Бекирова Гульнара Крымскотатарская проблема в СССР (1944—1991). Симферополь, Оджакъ, 2004 ISBN 966-8535-06-5
  26. ↑ Гульнара Бекирова.Чирчикские события 21 апреля 1968 года.«Крым и крымские татары», http://www.kirimtatar.com/Archive/chirchik.html
  27. ↑ С. В. Каллистратова Софья Васильевна.О «делах» генерала П. Г. Григоренко и других подзащитных.http://ru.wikisource.org/wiki/О_«делах»_генерала_П.Г.Григоренко_и_других_своих_подзащитных_(Каллистратова)
  28. ↑ http://news.allcrimea.net/news/2005/6/3/1117795520/
  29. ↑ Положение о выборах делегатов Курултая крымскотатарского народа.
  30. ↑ Мустафа Джемилев переизбран председателем Меджлиса до лета
  31. ↑ Комитет по ликвидации расовой дискриминации. Шестьдесят девятая сессия 31 июля — 18 августа 2006 года. Рассмотрение докладов, представляемых государствами-участниками в соответствии со статьей 9 Конвенции.Заключительные замечания Комитета по ликвидации расовой дискриминации. Украина.
  32. ↑ Валерий Возгрин «Исторические судьбы крымских татар»
  33. ↑ Соколовский С. В. «Татарская проблема» во всероссийской переписи населения
  34. ↑ С. М. Усеинов, В. А. Миреев, В. Ю. Сахаджиев Изучайте крымскотатарский язык (сорок уроков) Симферополь, 2005. ISBN 966-8535-15-4

Библиография

См. также

Ссылки

dictionary.sensagent.com

Крымские татары или татарский Крым?

 

Крымские татары или татарский Крым?

"Лучше Крым татарский, чем москальский!" Лозунг блока В. Ющенко "Наша Украина" на выборах в Верховную раду Украины 2002 г.

В условиях Крыма одним из наиболее действенных механизмов проведения антирусской политики Киева является крымско-татарский фактор, который давно уже перестал быть частью исключительно крымской и даже украинской внутренней политики. Один из рецидивов этой поощряющей крымскотатарский национализм политики Киева мы наблюдали совсем недавно, когда по российским телеканалам прошли сюжеты о самозахвате татарами земельных участков на южном берегу Крыма.

Идея об использовании крымско-татарского движения (КТД) для нейтрализации позиций России в Крыму впервые была озвучена на нашумевшем совместном чрезвычайном заседании Совета обороны и безопасности и Всеукраинского конгресса и комитета обороны правительства Украины, происходившем в Киеве 7 сентября 1993 г. На заседании с участием руководства Национальной гвардии Украины и практически всех государственных структур присутствовали в качестве почетных гостей руководители УНА-УНСО, ОУН-УПА, Руха. Тогда в своей речи к собравшимся президент Леонид Кравчук заявил: "Мы должны объединиться против могущества России. Только тогда она и ее президент будут управляемы нами. Министерству обороны, Национальной гвардии, СБУ, МВД необходимо самым решительным образом взяться за проблему Крыма, Севастополя и ЧФ. Мы, наконец, должны устранить эту головную боль. Указанным ведомствам разрешаю делать все возможное, что может пошатнуть влияние России в этом регионе (выделено нами – Э.П., Ю.К.). Активнее нужно использовать крымско-татарское движение" (Правда, 1993 г., 15 сентября).

В то время это движение еще не имело реальной силы, но в настоящее время от него исходит серьезнейшая угроза стабильности в регионе. Украинские власти пытались и пытаются противопоставить русских украинцам и татарам. В этом плане националисты в Киеве находят широкую поддержку у руководящей верхушки татарской общины, для которой ущемление интересов русского населения Крыма означает укрепление собственных позиций. Так, в ходе выборов в Верховную раду Украины 2002 г. сторонники В. Ющенко и его блока "Наша Украина" устраивали в Киеве митинги под лозунгами "Лучше Крым татарский, чем москальский!". В свою очередь, националистические газеты крымских татар (например, "Адалет") представляют Украину в качестве колонии России, доказывают существование исконной дружбы между украинцами и татарами, прославляют силу и доблесть крымско-татарских вооруженных сил, неоднократно сжигавших Москву, другие русские города. Русские объявляются грабителями и оккупантами, виновными в развязывании геноцида крымско-татарского народа. Опираясь на поддержку властей, меджлис (наиболее влиятельная националистическая организация крымских татар) и его лидеры Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров переходят к организации массовых акций политического характера. Так, на митинге 18 мая 1996 г. в г. Симферополе было принято обращение к президенту и правительству Украины с требованием законодательно установить такое гарантированное представительство татар в Верховном Совете Автономной республики Крым (ВС АРК), которая позволила бы им реально взять власть в свои руки ("Российская община Севастополя", 1996, № 11). На тот период по настоянию Киева в ВС АРК заседали 14 крымских татар, что составляло 15 % от общего числа депутатов. И это при том, что крымские татары составляют 10 % населения полуострова, а их доля в создании трудового дохода крымского народа намного меньше 10 %. Однако даже при таком раскладе 15 % мест в ВС АРК меджлис не устраивает, и в настоящее время одним из его основных требований является выделение 50 процентов мест в парламенте. Вторую же половину предлагается поделить поровну между другими национальностями, населяющими Крым. Таким образом, получается, что 75 % русского населения полуострова должны иметь в парламенте 15-20 %. Аргументацией этих требований служит утверждение, согласно которому русские живут не на своей земле, а на татарской. Крымские же татары являются коренными жителями полуострова.

Отдать власть в руки татар – основное, но не единственное требование меджлиса. Из многочисленных социально-экономических требований выделяются следующие: дать право возвращающимся в Крым татарам по их усмотрению поселяться на уже занятой другими территории, восстановить топонимику Крыма в том виде, какой она была 50 лет назад, создать "максимум реального возмещения материального и морального ущерба", причиненного крымско-татарскому народу, причиненного в ходе депортации и последующей дискриминации. Подразумевается, что возместить этот ущерб должны русские, а Киев должен помочь заставить их сделать это. Отметим, что татары в большинстве своем настроены против России и русских, что обуславливается поддержкой официальных властей и исламистской идеологией.

Неотъемлемая часть последней – поддержка целей и действий чеченских сепаратистов в их борьбе против России. Уже давно в среде украинской, российской и крымской общественности ходят слухи о существовании в горах Крыма центра вербовки и подготовки боевиков для ведения боевых действий против федеральных войск в Чеченской республике. По имеющейся информации, в районе г. Старый Крым (большинство населения – татары) существует некий "Центр воинов ислама" группировки "Адалет". В интервью корреспонденту передачи "Совершенно секретно" (июль 1998 г.) М. Джемилев публично признал факт подготовки людей в Крыму для участия в боевых действиях в Чечне. Но официальный Киев все это опровергает, не желая вызвать законные обвинения. Не стоит забывать и о том, что в Чеченской республике на стороне сепаратистов воевали боевики Д. Корчинского из УНА-УНСО, которых объединяет с крымскими наемниками ненависть к общему врагу – России.

Отношение крымских татар к чеченским боевикам проявляется и в принятии детей "бойцов за веру" на период военных действий: в первую кампанию – около 500 детей; данными по второй кампании мы не располагаем. Территория размещения – гг. Алупка, Алушта и другие крымско-татарские населенные пункты на побережье. (Сведения получены из личных бесед одного из авторов статьи с крымскими татарами – Ю.К.). Официальный Киев такую информацию либо опровергает, либо оставляет без внимания. Русское население всерьез обеспокоено возрастающей активностью татар, которая выливается в действия явочного характера: создание отрядов самообороны аскеров, создания обществ помощи чеченскому народу, получающих средства от Турции, незаконные захваты и дележи земли и др. В настоящее время самозахваты земли крымскими татарами стали вопиющим фактом, проводимом при потворстве властей. Это приводит к серьезным осложнениям межнациональных отношений. Наибольшую известность получил конфликт в селе Морском Судакского района 15 января 2003 г., где ранее (в 2001 г.) уже происходили столкновения между славянами и татарами из-за слома последними православных крестов. Но если первый конфликт в селе Морское властям удалось скрыть от широкой общественности, то во втором случае этого не произошло, поскольку татары захватили российские земли. Конфликт был связан с выделением властями села участка земли площадью 1 га руководству московской фирмы "Центр-книга" (организация, осуществлявшая выпуск учебников по заказу Ю. Лужкова для московских школ Крыма) для строительства оздоровительного комплекса. Представители татарского населения села Морское выступили против выделения земли россиянам, которое охарактеризовали как разбазаривание "их" земель. В сентябре 2002 г. ими были построены на отведенном участке 22 дома из 24 по плану под собственные мини-пансионы. Русские жители села с сентября 2002 г. требовали ликвидации татарских построек. 13 января 2003 г. сессия поссовета приняла решение о сносе домов, которое крымскими татарами было проигнорировано. 15 января недовольство русского населения вылилось в силовую попытку выполнить решение суда о сносе построек, в ходе которой пострадало около 20 крымских татар. Осуществили силовую акцию члены казачьих формирований из окрестных населенных пунктов. 16 января около 600 татар пришли на митинг, организованный меджлисом, организованный под лозунгом "Прекратить разбазаривание наших земель!", ликвидации казачьих формирований, принимавших участие в избиении. В противном случае они угрожали созданием собственных вооруженных отрядов для борьбы с казаками. К месту конфликта были стянуты крупные силы внутренних войск Украины, которые разъединили враждующие стороны и не допустили дальнейшего распространения конфликта, который удалось перевести в правовое русло. Однако снос татарских домов был приостановлен. Налицо незаинтересованность властей в предоставлении земли инвесторам из России. Глава поссовета Л. Крысов, принявший решение о выделении земли, стал объектом беспощадной критики (газета "Кафа", 2003 г., №№ 7,10; "Провинция", 2003 г., № 5 и др.).

Общеизвестно также, что татарская община служит проводником проникновения турецкого влияния на полуострове, получает серьезную финансовую и экономическую поддержку со стороны Анкары. Выделяются крупные средства на строительство жилья для репатриантов-татар, на подставных лиц татарской национальности ведется скупка земли на побережье, оттесняя русских в глубь Крыма, на неплодородные земли. Тем самым татары, а через них Турция, стремятся прибрать к рукам наиболее рентабельную сферу крымского хозяйства – рекреационную. Хочется отметить, что при приобретении земли представители 300-тысячной общины крымских татар, пользуясь статусом репатриантов, находятся в более привилегированном положении, чем представители славянских народов. В качестве примера приведем данные о выделении земли в селе Морском Судакского района. За последнее десятилетие выделено населению 394 участка, из них 298 – крымским татарам. В селе проживают 2,5 тыс. человек, из них лишь 500 – крымских татар. В целом на одного татарина приходится 1,7 участка земли, а на 20 русских – 1 участок земли. Приведенная картина отражает ситуацию в Крыму в целом. Крымское и, тем более, киевское руководство не замечает или не хочет замечать опасность усиления татарских интересов на полуострове. Более того: для киевских властей требование татар "не разбазаривать их землю" весьма удобно, так как позволяет не допустить возможность приобретения земельной собственности российскими гражданами, что несомненно упрочит положение российских собственников.

Однако необходимо отметить, что крымско-татарское движение неоднородно и представлено двумя крупнейшими организациями: Меджлис и Национальное движение крымских татар (НДКТ). Лидер последнего, Васви Абдураимов, отстаивает идею славяно-тюркского единства в Крыму, говорит о перспективе создания новой народности, придерживается ориентации на создание республиканского патриотического движения на базе различных партий и общественных организаций. К числу приоритетов движения можно отнести поддержку интеграционных процессов, направленных на создание союзного государства России, Украины, Белоруссии, других республик бывшего СССР. НДКТ резко отрицательно относится к панисламистской идее, которую эксплуатирует меджлис. Усиление Турции в Черноморском регионе она воспринимает как угрозу интеграционным процессам России, главного гаранта стабильности всего региона. По словам В. Абдураимова, те, кто ощущает себя крымскими турками, должны переселиться в Турцию, а в республике должны остаться крымские татары, осознающие необходимость мирного сосуществования со славянами (газета "Житуха", 1996, № 9).

Итак, на середину 2000-х гг. межнациональная обстановка в АРК далека от стабильной и характеризуется, прежде всего, ущемлением интересов наиболее многочисленной национальной общины полуострова – русской. Экономические, политические и культурные потребности третьей по численности общины – крымско-татарской – обеспечены на несколько порядков лучше, что вызвано политическими устремлениями Киева. В дальнейшем можно прогнозировать еще большее усиление кризисной ситуации в республике по линии межнационального противостояние между русскими и татарами.

Ниже следуют ссылки на различные разделы моей странички:

Часть 2

Часть 3

Часть 4

pravda-o-tatarax.narod.ru


Смотрите также