Русский Крым? Национальный состав республики в 1897, 1926, 2001 гг. Национальный состав крыма


Национальный состав населения Крыма. | Блог Михаил Зарезин

В качестве источника я использовал дельную статью из Википедии "Население Крыма".

 https://ru.wikipedia.org/wiki/...

В статье приведены результаты переписей населения за 1897-2014 годы, а обилие таблиц всегда делает текст интересным. 

В позапрошлый век давайте не будем заглядывать, а сравнить результаты последней советской переписи населения 1989 года, украинской переписи 2001 года и переписи, проведённой в Крыму в 2014 году было бы интересно.

В первой таблице указан национальный состав населения всего Крыма (Республики и Севастополя). Исходную таблицу из Википедии я немного изменил, собрав вместе восточнославянские, татарские и еврейские народы. Народы, доля которых в населении Крыма возросла за период 2001-2014 годов, обозначены зелёным цветом.

Таблица 1. Национальный состав населения Крыма по данным переписей.

Как видите, в населении Крыма после вхождения в состав Российской Федерации заметно увеличилась доля русских при резком уменьшении абсолютного числа и удельного веса украинцев и белорусов. Полагаю, что причина этого скачка вполне понятна.

В целом, доля восточных славян в населении полуострова сократилась за 25 лет с 95 до 81 процента.

Доля татар за 1989-2014 годы увеличилась в шесть раз. По мнению Росстата часть крымских татар в ходе переписи назвала себя татарами. Примечательно появление турок.

Евреев по данным переписи осталось всего 0,17% от населения Крыма.

Помимо татар, имеется ещё пять народов, численность которых в Крыму растёт. Это армяне, азербайджанцы, узбеки, таджики и цыгане. 

Примечательно, что доля не указавших свою национальность в ходе переписи возросла в 2014 до 3,82 % в сравнении в 0,82% в ходе украинской переписи 2001 года.

Таблица 2. Национальный состав городского и сельского населения Крыма в процентах к итогу.

В таблице 2 указаны доли от числа указавших свою национальность, а не от общего числа крымчан. Поэтому данные по Крыму в целом несколько отличаются от данных таблицы 1.

Как видим, на селе доля русских существенно ниже, чем в городах. А доля татар и украинцев, напротив, существенно выше на селе. 

Таблтца 3. Во сколько раз возросла (уменьшилась) доля той или иной национальной группы за 2001-2014 годы. 

Как видим, доля русских в городском населении за период между переписями 2001 и 2014 годов возросла на 13%, а доля русских в сельском населении возросла на 22%. Это не удивительно, т.к. доля назвавших себя украинцами и белорусами в сельской местности изначально была выше, а с изменением политической ситуации всё встало на свои места. 

Важно то обстоятельство, что татарское население ощутимым образом двинулось из села в город.

Таблица 4. Национальный состав городских округов и сельских районов Крыма.

Таблица 5. Национальный состав городских округов и сельских районов Крыма в процентах к итогу.

Полужирным шрифтом выделены наиболее высокие значения по столбцам.

Интересно то обстоятельство, что доля не пожелавших указать свою национальность в ходе переписи 2014 года в некоторых городах Крыма оказалась достаточно высокой. В Ялте таких было 9,2%, в Симферополе 5,8%, в Севастополе  4,9%. Высока доля не указавших свою национальность в Армянске и Алуште.

Я попробовал определить зависимость доля не указавших свою национальность от доли лиц той или иной национальности в населении городов и районов Крыма. 

Оказалось, что наиболее тесно доля не указавших национальность коррелирует с долей татар (с общим количеством крымских татар и "просто" татар). Причём зависимость отрицательная. Чем меньше на данной территории доля татар, тем больше доля лиц, не указавших свою национальность.

Из этого, разумеется, не следует, что все не пожелавшие указать в ходе переписи 2014 года свою национальность - татары, но такую возможность следует учитывать.

Поэтому, мне думается, любопытно будет взглянуть на табличку, в которой сведены вместе данные о численности татар (крымских татар и "просто" татар) и лиц, не пожелавших назвать свою национальность. 

Таблица 6. Изменение численности татар по городским округам и районам Крыма.

По данным переписи численность татар в Крыму за 13 лет увеличилась на неполных 19 тысяч человек или всего на 7%. Но, если предположить, что значительная часть не указавших свою национальность - татары, такая оценка темпов роста татарского населения может оказаться весьма заниженной. Особенно важно то обстоятельство, что основная масса не пожелавших указать свою национальность приходится на Симферополь, Севастополь и Ялту.

Итак, 2/3 население Крыма - русские, каждый седьмой - украинец, каждый восьмой - татарин. Но, с учётом не пожелавших указать свою национальность, татар может оказаться существенно больше. А сокращение общей численности русских жителей Крыма, которое до настоящего времени не преодолено, сопровождается ростом численности и концентрацией в больших городах татарского населения. Пожалуй, ничего драматичного в этом нет, но тенденция интересная и её, безусловно, следует учитывать.

×

cont.ws

Как менялся национальный состав населения Крыма

26.08.2016

После захвата Украины и Крыма советскими войсками в послереволюционный период новая власть продолжила политику царских правительств денационализации и русификации этих территорий. Большие изменения в национальном составе населения и Украины, и Крыма принесла Вторая мировая война. 15 августа 1941 из Крыма было выселено 61 тыс. Немцев. В 1944 г.. С полуострова депортированы крымских татар, армян, болгар, греков – всего 228,5 тыс. Человек. С 1993 г.. 18 мая ежегодно отмечается День памяти жертв депортации из Крыма.

За 1939 г.. Здесь проживало 1 млн 126 тыс. Человек, а к лету 1944 численность населения уменьшилась до 379 тыс. Крым не только в значительной степени обезлюдел, но и пал экономически. Даже в начале 1950-х гг. Не было восстановлено посевные площади. Территория садами уменьшилась на 6 тыс. Га. Полуостров сократил по сравнению с довоенным периодом ежегодные продажи государству зерна почти в пять раз, овощей – в два раза и табака – втрое.

Разрушен и лишен средств производства регион нуждался в немедленной помощи, колоссальных финансовых вливаний. Советское руководство искало возможности выхода из затруднительной ситуации, в которой находилась фактически вся страна. Было время, когда рассматривался вопрос о создании в Крыму еврейской автономии в обмен на американские кредиты. Но Сталин предпочел создать еврейское государство в Палестине, а Крым поднимать собственными силами – руками переселенцев. Основная масса их направлялась из Брянской, Курской, Воронежской, Ростовской, Орловской областей и Краснодарского края РСФСР, а также Винницкой, Житомирской и Киевской областей УССР. Однако организация переселения проводилась безответственно, людям не было обеспечено даже минимальных условий обустройства на новом месте. В результате уже до 1948 г.. Почти 60% переселенцев первой волны оставили Крым.

В послевоенный период Крымская область РСФСР оставалась в тесных связях с экономикой УССР. Железнодорожный транспорт, легкая, пищевая промышленность, машиностроение, металлургия, топливно-энергетический комплекс полуострова были фактически объединенными с ней. Украина предоставляла Крыму помощь в восстановлении заводов и фабрик, строительстве, водоснабжении. Об этом все желающие могут прочитать в газете «Крымская правда» за 17 января 1954

В результате такой помощи крымская и украинская экономики все больше интегрировались. Было построено Симферопольское и Старо-Крымское водохранилища, Северо-Крымский канал. Металлургические заводы УССР принимали агломерат из Керчи, флюсы – с Балаклавского рудника. Именно тесные хозяйственные связи между Украиной и Крымом, территориальная близость стали почвой, на основании которого главы местных советов Симферополя и Севастополя подняли вопрос о присоединении Крыма к УССР. Обратите внимание: именно местные полномочные в то время советские руководители инициировали передачу Крыма Украине.

Осенью 1954 Крым посетил первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев, который заменил Сталина на этом посту и стремился реформировать экономику СССР, придать ей новый импульс для развития. Он был неприятно поражен увиденным. Запустения, заброшенные земля, малолюдность и др. Хрущев срочно вернулся в Киев, собрал совещание и подробно обсудил крымский вопрос с руководством УССР, убеждая помочь Крыму.

С соблюдением всех конституционных норм и правил полуостров был передан Украине, 26 апреля 1954 он официально стал ее составной частью. Восстановление Крыма и его развитие отныне были «головной болью» украинского народа. Но поскольку сама Украина не была независимой, то ее руководство только транслировало политику Москвы. Поэтому, как и в прошлые годы, основные усилия направлялись на заселение полуострова. Теперь основной поток переселенцев в Крым было направлено из густонаселенных областей УССР – Винницкой, Волынской, Дрогобычской, Киевской, Житомирской, Львовской, Полтавской, Ровенской, Тернопольской, Черниговской, Черновицкой, Хмельницкой. Новоселов заселяли в 24 района Крымской области. Из всех переселенцев за десять лет (1954-1964 гг.) Не сумели закрепиться примерно 8% прибывших.

В течение 1960-1970-х годов населения возросло более чем на 40%. При этом механический прирост превышал естественный и составил 72% от общего. 1976 плановую организацию трудовой миграции в Крым из других областей было прекращено, но неплановая, стихийная продолжалась. Украинцы заселяли в основном северные сельскохозяйственные районы, а россияне осваивали преимущественно южнобережные. Важно отметить, что хотя организованы из России переселенцы в значительно большем количестве оставляли Крым, чем переселенцы с Украины, – численность русских на полуострове росла более быстрыми темпами. Это означает лишь то, что в российском векторе доминировала нетрудовая эмиграция – бывшие военнослужащие, уволенные в запас, искатели «легкой жизни» и др.

С 1968 г.. Началось постепенное возвращение крымских татар на свою историческую Родину. Официальное разрешение на это получали единицы. Наиболее интенсивно осваивался полуостров, как уже отмечалось, русскими. На время первой послевоенной переписи населения (1959) они здесь составляли почти 72%. Украинский насчитывалось 268 тыс. (22%) при общей численности населения 1 млн 200 тыс. Человек.

В 1989 г.. Общая численность населения в Крыму составила 2 млн 430 тыс. Человек, в том числе россиян – 1 млн 630 тыс. Человек, украинский – 626 тыс., Белорусов – 50 тыс., Крымских татар – 38 тыс. Вернулась из депортации и часть немцев, армян, болгар, греков.

По переписи 2001г. В Крыму проживало 2 млн 24 тыс. Человек. Из них русские составляли 58%, Украинцы – 24%, крымские татары – 12%, белорусы – 1,4%. Кроме того, на полуострове проживают армяне, болгары, греки, евреи, немцы и представители других национальностей. 48% населения – рожденные вне его …

Крым – многонациональный. Коренным его народом является прежде всего крымскотатарский. Сейчас он насчитывает около 300 тыс. Человек. От 150 тыс. До 1 млн человек составляет крымскотатарский диаспора в Турции.

Крымские татары – народ, исторически сформировался на этой территории. Это – его историческая земля, его Родина. Поэтому он первый среди других имеет естественное право на собственную государственность. И это должно признать мир, в том числе и Россия.

Современная Россия – правопреемница большевистского государства, которая еще в далеком 1917 приняла два важных документа: «Декларация прав народов России», и обращение «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока», подписанные В. Лениным и Сталиным. В последнем было упомянуто и «татар Крыма», им гарантировалось право «обустроить свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно». Поэтому хотя бы через сто лет крымские татары должны получить возможность реализовать свое естественное право.

« Как депортировали крымских татар в 1944? Почему возник миф о «царском подарке» Никиты Хрущева? »

moyaosvita.com.ua

Русский Крым? Национальный состав республики в 1897, 1926, 2001 гг: mysliwiec

развеял очередной миф. Крым никогда не был русским по национальному составу. А сегодняшним доминированием русских обязан многочисленным депортациям, переселения и заключением местного населения.

Перепись 1926 г. впервые фиксирует национальность, а не религию-язык, как было до этого.

Итак, населения (вместе с Севастополем) составляло 713,8 тыс. В три раза меньше, чем сейчас.

Распределение по национальностям был таким:

Русские - 301,4 тыс. (42.2%)

Татары - 179,1 тыс. (25.1%)

Украинцы - 77,4 тыс. (10.8%)

Немцы - 43,6 тыс. (6.1%)

Евреи - 39,9 тыс. (5.6%)

Греки - 16,0 тыс. (2.3%)

Болгары - 11,4 тыс. (1.6%)

Армяне - 10,7 тыс. (1.5%)

Крымские евреи - 6,0 тыс. (0.8%)

Караимы - 4,2 тыс. (0.6%)

Крым тогда был одним из самых урбанизированных регионов СССР. Даже более урбанизированным чем Донбасс. Городское население составляло аж 46%. В СССР тогда урбанизация составляла 18%. Национальный состав городского и сельского населения очень отличался.

Среди городского населения было:

Русских - 55,4%

Татар - 11,9%

Евреев - 11,0%

Украинцев - 8,8%

Греков - 2,9%

Армян - 2,2%

Крымских евреев - 1,8%

Немцев - 1,3%

Караимов - 1,2%

Болгар - 0,4%

Среди сельского населения:

Татар - 36,8%

Русских - 31,8%

Украинцев - 12,8%

Немцев - 10,3%

Болгар - 2,6%

Греков - 1,7%

Евреев - 1,1%

Армян - 1,0%

Караимов - 0,07%

Крим.евреив - 0,03%

Т.е. наиболее представлены в городском населении были иудейские народы евреи, караимы и крымские евреи. На них приходилось 14,0% городского населения и всего 1,2% сельского населения.

Наименее представленными были немцы, болгары и татары. На них приходилось 49,7% сельского населения и 13,6% городского.

Вот какими были показатели урбанизации среди народов Крыма в 1926 г.

1.Кримские евреи - 98,4%

2.Караимы - 93,2%

3.Евреи (ашкенази) - 89,8%

4.Вирмены - 65,7%

5.Русские - 59,8%

6.Греки - 58,9%

Крым (средний показатель) - 46,0%

7.Украинци - 36,9%

8.Кримськи Атар - 21,6%

9.Болгары - 12,1%

10.Немцы - 9,9%.

А теперь подробнее. Крым разделялся на 10 уездов. Русские (42.2%) составляли большинство в 6 уездах: Джанкойском (39.3%), Евпаторийском (32.9%), Керченском (48.7%), Севастопольском (60.1%), Симферопольском (43,2%) и Феодосийском (54.5%).

В городах русские составляли большинство населения (абсолютное или относительное) во всех городах Крыма, кроме Бахчисарая, Армянска, Карасубазара (сейчас - Белогорск), Алушты и Гурзуфа.

Доля татар существенно снизилась по сравнению с 1897 г. Тогда они составляли относительное большинство населения полуострова - 35,6% (русские 33,1%). В городах татары составляли большинство населения в Бахчисарае (72.1%, в 1897 было 86%), Карасубазаре (33,7%, в 1897 - 64,0%), Алуште (38,2%) и Гурзуфе (49,9%) . Кроме того, много татар было в Евпатории (20,2%, в 1897 г. - 49,4%), Симферополе (12.6%, в 1897 г. - 19.7%). Если среди сельского населения доля татар еще держались на уровне, то в городах русские их быстро вытесняли на вторые роли.

Особенно показательна ситуация с Карасубазаром и Евпаторией. В Карасубазаре 1897 пропорция между татарами и русскими составляла 64:16, через 30 лет уже 34:32. В Евпатории 49:26 в 1897 и 20:44 в 1926 г. Та же ситуация и с небольшими поселками на южном берегу. Судя по всему, еще в 1897 г.. Алупка, Алушта, Гурзуф имели устойчивую татарскую большинство.

В 1926 г. небольшую относительную татарскую большинство сохранили Гурзуф (49,9% татар и 33,5% русских) и Алушта (38,2% татар и 33,0% русских), а Алупка потеряла (29,8% татар, 49 , 4% россиян). Украинцы (10,8%) проживали в основном в Джанкойском (17,5%), Евпаторийском (17,8%), Керченском (20,0%) уездах. 10-11% они составляли в Симферопольском и Севастопольском уездах. Кроме того, украинское составляли относительное большинство населения Армянск (43,6%).

Меньше было украинского населения в южных "татарских" уездах - Карасубазарському, Бахчисарайском, Судакском (2-3%). Немцы (6.1%) занимали чистое четвертое место по населению, опережая евреев, и пятое если учитывать все группы евреев вместе. Учитывая очень низкий уровень их урбанизации (90% немцев жили в сельских колониях), их доля в сельском населении (10,3%) почти равнялась украинского (12,8%).

Немцы составляли 18,1% населения Джанкойского уезда (20,7% среди сельского населения и 5,7% в Джанкое), 11,2% Евпаторийского уезда (15,7% среди с.н. и 3,7% в Евпатории) , 9,1% Симферопольского уезда (18.7% среди с.н. и 1.7% в Симферополе). В городах немцев вообще было очень мало 0,5 - 1,5%. Кроме Джанкоя, о котором я уже упоминал, их почему было много в Судаке (5,4%).

Пятой по численности национальностью были евреи. Евреи-ашкенази жили почти исключительно в городах. С 4 тыс. евреев-крестьян 2,4 тыс. проживали в Джанкойском уезде, где они составляли 4,1% сельского населения. В остальных уездов доля сельских евреев мало незначительной - менее 1%.

В городах присутствия евреев была очень неравномерной. В Бахчисарае, Саках, Карасубазаре, Балаклаве, Судаке, Старом Крыму, Алупке и Гурзуфе их было мало 1 - 3%. А наибольший процент евреи составляли в населении Симферополя - 19,7%, Феодосии, Джанкоя - 11,3%, Евпатории - 10,2%.

Греки (2,3%) были шестым по численности народом Крыма. В основном греки жили в предгорных районах Крыма и на южном побережье. Наиболее известным местом концентрации греков была Балаклава. Энциклопедия Брокгауза-Ефрона давала грекам 75% населения Балаклавы состоянию на 80-е годы 19 в.

Перепись 1897 г. зафиксировала в Балаклаве 51,4% грекоязычного населения. В 1926 г. греки составляли только 20,7% населения Балаклавы. Учитывая, что не все греки уже в 1897 г. были грекоязычные и их было более 51,4%, то их доля за 30 лет уменьшилась раза в 3 раза.

Вторым местом концентрации греческого населения был г.Старый Крым. Учитывая его глухое местоположение и отсутствие стратегического значения, здесь не было такого притока россиян и доля греков упала не так сильно - с 24,4% грекоязычные в 1897 г. до 20,7% греков в 1926 г. Еще греки жили в Карасубазаре (5,6%), Ялте (6,2%), Алуште (5,2%) В остальных городов доля греков колебалась в диапазоне 1,3%. Сельские греки проживали в Феодосийском (4,2% с.н.), Севастопольском (4,8% с.н.), Карасубазарському (3,9% с.н.) уездах.

Болгары (1,6%) составляли 6,3% населения Феодосийского уезда, в том числе 20.7% населения в г.Старый Крым в 8,3% среди сельского населения. Кроме того, 7,5% населения Карасубазарського уезда (9,5% среди с.н.) и 3,0% Керченского уезда (5,6% среди с.н.).

Армяне (1,5%) в основном жили в городах южной доли Крыма. Они составляли 5,3% населения Карасубазар, 5,0% Судаке, 3,9% Старого Крыма, 3,7% Джанкоя, 2,7% Ялты и Симферополя. По сравнению с 1897 г. их доля значительно сократилось, особенно в Старом Крыму - с 11,9% до 3,9%.

Крымские евреи (крымчаки) (0,8%) жили почти исключительно в городах. Большой процент населения они составляли только в Карасубазаре - 13.7%. Кроме того, в Симферополе - 2,8% населения, в Феодосии 2,0%. В общем, с 6 тыс. крымчаков 2,5 тыс. жили в Симферополе, 1 тыс. в Карасубазаре, 0.8 тыс. в Севастополе, по 0.6 тыс. в Керчи и Феодосии. То есть 92% крымских евреев проживали всего в 5 городах.

По караимов, к сожалению, нет детальных данных, но похоже их география их расселения напоминала географию крымских евреев - Симферополь, Евпатория, Феодосия, Карасубазар.

mysliwiec.livejournal.com

Национальный состав Крыма и этническая история

После успеха первой моей книги "Симферополь. Пешком и на велосипеде" 1989, издательство "Таврия" заказало мне путеводитель по Крыму. Моя идея была сделать семейный путеводитель, причем с большим разделом подвижных и развивающих игр. В те времена при издательстве некоторое время активно работал клуб краеведов, было много интересных проектов, которые и сейчас бы пригодились, например "Крым круглый год" - сборник маршрутов по временам года, праздникам, памятным датам.

Игорь Русанов и первый в истории Крыма путеводитель на русском и английском языке

Вообще, сам по себе принцип, делать быстро и хорошо коллективные работы специалистов разного профиля и теперь необходим. Особенно, когда на крымский туристический рынок полезли молодые борзые издательство Российской федерации. Знаний ноль, культур-мультур, амбиций через край.

Ну ладно. Сейчас не об этом, а о расцвете интернет-публикаций о Крыме на рубеже тысячелетий. Люди, которые лепили тогда сайты и форумы как пирожки, считали, что самое главное не знания и не дипломы (ну, это уж считалось совсем неприличным), а "любовь к Крыму". Признаком нелюбви к Крыму считалась реклама туристических и курортных путевок. Ну, то есть, если человек пишет о Крымском полуострове грамотно, но при этом ставит рекламные блоки, значит негодяй и крохобор. А вот если любитель Крыма выставляет огромные куски отсканированных чужих книжек, без указания авторства, но чтобы народ пользовался бесплатно ... ну, значит молодец, практически робин гуд.

Один из таких робингудов это квн. Спокойно воровал мои тексты, но при этом яндекс и прочие поисковые системы именно его сайт показывали на первых позициях. И даже теперь, спустя 15-20 лет после этого воровства, я временами вижу свои тексты со ссылками на сайт квн.

Поэтому публикую этот текст у себя, он очень старый, написан около 1995 года, издан в сборнике "Крым: Что, Где, Когда." 1997, что действительно радует, прошло 20 лет и НИКТО не написал на эту тему НИЧЕГО, заслуживающего внимания и воровства, неавторизованного копирования. Думаю, что адвокат, который займется защитой моих авторских прав, будет богат, и дом его будет выделяться огнями и благополучием. ))

Население. Этническая история КрымаНаселение Крыма, включая Севастополь, составляет около 2 миллионов 500 тысяч человек. Это довольно много, его плотность превышает средние показатели, например, для республик Прибалтики в 1,5 - 2 раза. Но если учесть, что в августе на полуострове находятся одновременно до 2 миллионов приезжих, то есть население в целом удваивается и в отдельных районах побережья достигает плотности самых обжитых районов Японии - свыше 1 тысячи человек на квадратный километр.

Сейчас в населении основную часть составляют русские, затем украинцы, крымские татары (их число и доля в населении быстро растут), значительна доля белорусов, евреев, армян, греков, немцев, болгар, цыган, поляков, чехов, итальянцев. Малочисленны, но по-прежнему заметны в культуре малые народы Крыма - караимы и крымчаки.Языком межнационального общения продолжает оставаться русский.Этническая история Крыма очень сложна и драматична. С уверенностью можно сказать одно: никогда национальный состав полуострова не был однообразным, особенно в его горной части и приморских районах.Говоря о населении Таврических гор, римский историк Плиний-старший еще во II веке до нашей эры замечает, что там живут 30 народов. Горы и острова нередко служат убежищем для реликтовых народов, когда-то великих, а затем сошедших с исторической арены для мирной и размеренной жизни. Так было с воинственными готами, покорившими почти всю Европу и затем растворившимися в ее просторах уже в начале средних веков. А в Крыму поселения готов сохранялись до XV в. Последнее напоминание о них - село Кок-Козы, то есть Голубые глаза (сейчас село Соколиное).Живут в Крыму караимы - небольшой народ с самобытной и яркой историей. С ней вы сможете познакомиться в "пещерном городе" Чуфут-кале (что значит Иудейская крепость, караимизм - одна из ветвей иудаизма). Караимский язык относится к кыпчакской подгруппе тюрских языков, но образ жизни караимов близок к еврейскому. Кроме нашего края, караимы живут в Литве, это потомки личной гвардии литовских великих князей, а также на западе Украины. К историческим народам Крыма относятся крымчаки. Этот народ подвергся геноциду в годы оккупации.Иудейские купцы появились в Крыму еще в I веке н. э., к этому времени относятся их захоронения в Пантикапее (нынешней Керчи). Еврейское население области вынесло суровые испытания в годы войны и понесло огромные потери. Сейчас в Крыму, в основном, в городах и больше всего в Симферополе, проживает около 20 тысяч евреев.Первые русские общины стали появляться в Судаке, Феодосии и Керчи в средние века. Это были купцы и ремесленники. Более раннее (в IX и X вв.) появление дружин новгородского князя Бравлина и киевского князя Владимира было связано с военными походами.Массовое переселение крепостных крестьян из Центральной России началось с 1783 г. - после присоединения Крыма к империи. Солдаты-инвалиды и казаки получали земли для свободного поселения. Строительство железной дороги в конце XIX в. и развитие промышленности также вызывало приток русского населения.В советские времена в Крыму имели право поселяться отставные офицеры и люди, поработавшие на Севере, поэтому в крымских городах, как уже отмечалось, очень много пенсионеров (конечно, не только русских).После развала СССР русские в Крыму не только не утратили интерес к своей самобытной культуре, но, как и другие народы, населяющие полуостров, создали свое общество - Русскую культурную общину, всячески поддерживают связь со своей исконно-исторической родиной - Россией, в т.ч. и через созданный Фонд "Москва - Крым". Находится Фонд в Симферополе на ул. Фрунзе, 8. Выставки, встречи с соотечественниками, празднования объединяющих народы дат - далеко не полный перечень мероприятий, проводящихся в стенах прекрасно оборудованного здания. Ячейка Фонда - Русский культурный центр способствует укреплению культурных связей Крыма и России. Широко отмечается в Крыму "блинная неделя" - масленица. Поистине праздник славянской кухни - здесь и русские и белорусские блины, и украинские млинци - со сметаной, с медом, вареньем и даже,.. с икрой. Оживился интерес к православию, и церкви сейчас и нарядны, и многолюдны. Жаль только, что русских ресторанов, где стиль был бы выдержан во всем, нет, да и просто русской печи не сыщешь.Украинцы в довоенных переписях населения объединены с русскими. А вот в переписях конца XIX в. они занимают 3 - 4 место. Украина имеет тесные связи с полуостровом еще со времен Крымского ханства, чумацкие обозы с солью, взаимная торговля в мирное время и столь же взаимные набеги в военное - все это служило перемещению и перемешиванию людей, хотя, конечно, основной поток украинских поселенцев пошел в Крым только в конце XVIII в., а максимума достиг в 50-х годах нашего столетия (после присоединения Хрущевым Крыма к Украинской Советской Социалистической Республике).Немцы, в том числе выходцы из Швейцарии, поселились в Крыму при Екатерине II и занимались, по большей части, сельским хозяйством. Сохранилось здание лютеранской церкви и школы при ней в Симферополе (ул. Карла Либкнехта, 16), построенное на частные пожертвования. В советское время немцы-колонисты образовали несколько колхозов, которые славились высокой культурой земледелия и особенно животноводства; немецким колбасам на крымских рынках не было равных. В августе 1941 г. немцы были выселены в Северный Казахстан, и их деревни в Крыму больше не восстанавливались.Болгары селились на полуострове, как и греки, с островов Эгейского моря, спасаясь от турецкого ига в годы войн последней четверти XVIII в.. Именно болгары завезли на полуостров казанлыкскую розу, и сейчас наш Крым является ведущим в мире производителем розового масла.Поляки и литовцы попадали в Крым после разгромов национально-освободительных восстаний XVIII - XIX вв. как ссыльные. Сейчас поляков, включая потомков и более поздних поселенцев, около 7 тысяч человек.Огромную роль в истории Крыма сыграли греки, появившиеся здесь еще в античную эпоху и основавшие колонии на Керченском полуострове, в Юго-Западном Крыму, в районе Евпатории. Численность греческого населения на полуострове менялась в различные эпохи. В 1897 г. их было 17 тыс. человек, а в 1939 - 20,6 тыс.Давнюю историю в Крыму имеют армяне. В Средневековье они составляли вместе с малоазийскими греками, так же покинувшими родину под натиском турок, основное население Юго-западного Крыма, а также городов в Восточном Крыму. Однако их потомки расселены сейчас в Приазовье. В 1771 г. 31 тысяча христиан (греки, армяне и другие) вышла под сопровождением русских войск из крымского ханства и основала новые города и села на северном берегу Азовского моря. Это город Мариуполь, город Нахичевань-на-Дону (часть Ростова). Памятники армянского зодчества - монастырь Сурб-Хач в районе Старого Крыма, церковь в Ялте и другие можно посетить с экскурсией или самостоятельно. Армянское камнерезное искусство оказало заметное влияние и на архитектуру мечетей, мавзолеев, дворцов Крымского ханства.Уже после присоединения нашего края к России армяне жили по большей части в Восточном Крыму; район Феодосии и Старого Крыма называют Крымской Арменией. Кстати, известный художник И.К. Айвазовский, лучший из маринистов, а также композитор А.А. Спендиаров - крымские армяне.Там же в Восточном Крыму, в Судаке, Феодосии и Керчи еще до революции сохранялись любопытные осколки средневековья - общины крымских "женовезцев" (генуэзцев), потомки тех самых мореплавателей, купцов и солдат итальянской Генуи, которые господствовали когда-то в Средиземном, Черном и Азовском морях и оставили башни в Феодосии. Эти руины также можно посмотреть, это все настолько романтично, живописно, неприступно, а главное - подлинно, что нет слов. Нужно просто поехать и облазать, прочувствовать эту крепость руками и ногами.Нередко на рынках Крыма можно увидеть корейцев. Они хорошие земледельцы, трудолюбивые и удачливые. Совсем недавно они в Крыму, буквально последние 30 лет, но крымская земля отзывается на их труд богатыми дарами.Все больше на рынках и плодов, выращенных крымскими татарами, возрождающими славу садоводов, огородников и чабанов полуострова.Крымские татары как этническая общность сформировались на основе постепенного слияния целого ряда древних племен Таврики и нескольких волн степных кочевых народов (хазар, печенегов, поповцев-кыпчаков и других). Этот процесс, по существу, еще даже не завершился: существуют различия в языке, внешности и образе жизни южнобережных, горных и степных татар.Радушие и простоту крымских татар отмечали еще первые русские исследователи, например, П.И. Сумароков. Их трудолюбие и смекалку в земледелии уважает крестьянин любой национальности. А современная крымско-татарская музыка по своей мелодичности и зажигательному ритму успешно спорит с еврейской и цыганской.К сожалению, среди части современных представителей крымских татар становится все больше приверженцев агрессивных вакхабитских течений. К чему это может привести, если ситуация выйдет из под контроля, показали события в современной Чечне и Косово. Очень бы не хотелось стать свидетелями развития событий по такому сценарию. Хотелось бы надеяться на благоразумие и местных властей и самих татар…Крымские цыгане, называвшие себя "урмачель", многие века жили оседло среди коренного населения Крыма и даже приняли ислам. Отдельные их кастовые группы занимались ювелирным ремеслом, плели корзины и были садовыми рабочими (по свидетельству Л.П. Симиренко, не уступающими лучшим татарским). Не вполне оседлая группа цыган - аювджилар (медвежатники) занималась гаданием, дрессурой медведей и мелкой торговлей. А вот музыкой долгое время в исламском Крыму занимались только цыгане, хотя и приспособив ее к местным вкусам. Именно от музыки крымских цыган в 30-е годы нашего века "произошла" современная крымско-татарская музыка.В 1944 г. коренные цыгане были депортированы из Крыма вместе с другими народами. Считается, что на чужбине они этнически сблизились с крымскими татарами и сейчас неотделимы от них. Тем не менее, на вокзалах и базарах цыгане бросаются в глаза (почти в буквальном смысле слова). Но это уже современная, послевоенная волна оседлости. Город Джанкой даже показан во многих атласах мира как средоточие цыган: крупный железнодорожный узел, легковерные курортники, следующие на юг, наконец, ласковое крымское солнышко дают возможность сохранить традиционные ценности таборной жизни. Кроме гадания "будет ли землетрясение?" и "кого полюбишь на курорте?", мелкой торговли с "наваром" и обменом валюты с элементами трансформации денежных знаков в цветную бумагу, цыгане занимаются и обычным трудом: строят дома, работают на предприятиях Джанкоя и других городов.

kraevedenie.net


Смотрите также