mu_pankratov. Крым мама русская


Старообрядцы в Крыму. Мама Русская (пос. Курортное)

Во второй половине 17 века патриарх Никон провел церковную реформу, целью которой было сближение Русской Церкви и Константинопольской. Были изменены некоторые богослужебные традиции и это привело к расколу Русской Церкви. Не все православные приняли реформы и образовалось старообрядчество, которые хотели сохранить древние ритуалы, традиции и обряды.

Патриарх Никон

Последователей прежних традиций подвергали гонениям и называли «раскольниками», и только в 20 веке в России ситуация немного смягчилась. После церковной реформы старообрядцы были вынуждены менять место жительства, уходя в малонаселенные, пустынные края Поволжья, Урала, Сибири, Дона.

В 19 веке старообрядцы появились и в Крыму. Из-за гонений официальной церкви и государства они поселились вдали от города, на берегу моря. Пейзаж местности и сегодня почти такой же: пологие холмы, рыжеватая почва, которая редко орошается дождями, мелкое Азовское море. Для старообрядцев этот край стал самым лучшим местом на свете, тихой гаванью, вдали от городской суеты.

Мужчины и женщины построили свой мирок на берегу моря, мирно соседствуя с татарами — жителями деревушки Мамат, которая располагалась неподалеку. По словам старожилов, можно предположить, что поселенцы прежде испросили разрешения у местных жителей поселиться рядом. Старообрядцы, прибывшие с Поволжья не случайно выбрали побережье Азовского моря для основания своего села, ведь и раньше они жили в основном рыболовством. На новом месте, поселенцы также занялись хорошо известным ремеслом, которое кормило все село.

Наличие огромных площадей земли не приносило старообрядцам никакой пользы, здесь не было источников пресной воды, поэтому поля не распахивались и огорода у дома не держали. Название села Русская Мама по одной из версий произошло от наименования соседнего татарского поселения — Мамат. В ведомостях о казенных волостях за 1829 год село уже записано как Мама, для отличия двух населенных пунктов позже добавили определяющие Мама Русская и Мама Татарская.

Первые поселенцы на крымском берегу перво-наперво построили баню. По верованиям жить старались в чистоте, только после этого появились первые домики. Аскетичные образ жизни наложил отпечаток на всю деревушку, домишки были маленькие, состояли из одной комнаты, которая делилась на части с помощью ширм и занавесок. Постройки напоминали небольшие полуземлянки с крышей из камыша.

Жили старообрядцы дружно, несмотря на скромные размеры жилья места хватало большим семьям, во многих было по семь — десять детей. Жили они бедно, но не жаловались, основной доход приносила торговля рыбой с жителями села Кез, которое располагалось неподалеку. На вырученные средства покупали ткани, овощи, хозяйственные мелочи, продукты.

Старообрядческая церковь в Крыму, Керчь, пос. Курортное

В 1913 году в селе был построен храм, посвященный  Рождеству Пресвятой Богородицы, где дьякон проводил службы и молебны. Во времена Второй мировой войны храм сильно пострадал, лишился крыши, которую пустили на строительство военного блиндажа. Советская власть из церковного здания сделала сельский клуб. Одна из верующих успела частично спасти церковную утварь, которую хранила в своем доме, а после войны вернула в храм. Но и эти сокровища не долго прослужили в церкви, были украдены и не найдены до сих пор.

Жизнь в селе Русская Мама была тихой и размеренной, тут не было городских соблазнов, алкоголя, табака, может поэтому многие жители села были долгожителями. Старушки часто дотягивали до столетнего юбилея, мужчинам это удавалось реже, ведь работа у них была сложная и опасная. Нередко рыбаки пропадали в морской пучине. Община жила замкнуто, даже браки здесь совершались «среди своих». Замуж выдавали рано, девочки в 14-15 лет становились уже мамами.

В деревушке даже была своя школа, а таким могла похвастаться не каждая деревня в Крыму. Старообрядцы изучали чтение, счет, письмо, это пожалуй даже больше, чем необходимо в их традиционном ремесле — рыбалке. Небольшое население затерянной на Азовском берегу деревушки сохранило исконно русскую культуру, они продолжали креститься двуперстием (в официальной церкви — трехперстное), свято почитали традиционные церковные правила. Старообрядцы создавали в  своих домах Красный угол, с трисоставным восьмиконечным крестом. По древнерусскому верованию именно такая форма креста считается совершенной (четырехконечный крест был заимствован патриархом Никоном из латинской церкви). Нательные крестики староверы носят согласно возрасту и полу: у мужчин более прямые, у женщин — выпуклые и имеют форму Вифлеемской звезды, дети носят маленькие крестики. В домах у старообрядцев положено было иметь поминальные книги.

В 1948 году село Мама Русская было переименовано в поселок Курортное. Это единственное место в Крыму, где до сих пор живут старообрядцы. Местные старушки сами проводят службы, следят за храмом. Потомки тех, кто когда-то перебрался сюда из Поволжья сетуют, что уже забылись многие старинные песни и ритуалы. Молодежь покидает село в поисках лучшей жизни, а число староверов постепенно уменьшается.

Статьи по теме:

Поселок Курортное, вдали от цивилизации

Фото поселка Курортное

Отдых в Курортном

Пляжи в Курортном

История грязелечения на озере Чокрак

Старообрядческая церковь на картеПросмотреть Курортное, Крым на карте большего размера

Пешее паломничество в Крыму проводит паломническая служба «Готия».

μ@

Похожие статьи

Метки: "Крым", Мама Русская, поселок Курортное, старообрядцы, Церковь

pantikapei.ru

Крым. Мама Русская. - история в фотографиях

Все пишут про Крым... ну и я - дай думаю, тоже чаво нибудь провякую. "Есть ли жизнь на Марсе, нет ли..."(с), но староверцы проживают практически везде, но если честно, то в Крыму их ни так много. Есть небольшая община в Симферополе, молятся на дому и имеется община со своим храмом- в селе Мама Русская (нынче п. Курортное). Место ето- чуть севернее Керчи на Азовском море.Рядом с поселком расположено уникальное, знаменитое своей целебной грязью, озеро Чокрак.Староверы, выбрали етот уголок, из-за плохой почвы... раз плохие земли, значит ни кого из анчихристовых слуг по близости- нет...

Церковь Рожества Пресвятыя Богородицы

В описании Крыма 1784 года, когда он только-только стал частью Российской империи, в одном из керченских кадылыков (так называлась тогда административная единица, нечто вроде нынешнего района) значилась деревушка Мамат. Понадобилось немного времени, чтобы ее название стали произносить по-новому — Мама, и под таким именем она уже проходит в ведомостях о казенных волостях 1829 года.Вот неподалеку от нее, на самом берегу Азовского моря, и обосновались старообрядцы, причем до сих пор в рассказах старожилов проскальзывает упоминание, что «землю уступили татары», то есть с жителями Мамы, видимо, вели какие-то переговоры, связанные с возникновением нового поселения. А когда первые домики вытянулись вдоль берега, находящиеся рядом села получили по второму слову в названии, чтобы можно было отличать их друг от друга: Мама Русская и Мама Татарская, так они уже значатся в списке населенных мест Крыма 1864 года.

«Старообрядцы пришли с Поволжья, — рассказывает Ольга Усатова. — Рассказывают, что в первую очередь выстроили… баню — считали, что жить нужно в чистоте. Жили очень скромно, домики были совсем маленькие, что-то вроде полуземлянок, складывали их из небольших камней и скрепляли глиной, крыши делали из камыша. Внутри одна большая комната, перегороженная занавесками. И ничего, не жаловались на тесноту, хотя семьи были очень большие, детей по пять, семь, а то и десять. Места здесь безводные, так что не пахали и даже огородов не держали. В нескольких километрах отсюда была деревня Кез, вот там выращивали овощи и охотно меняли их на рыбу».

Община была замкнутой, жен и мужей искали в основном среди односельчан. «Мне бабушка рассказывала, что ее замуж отдали в 14 лет, — говорит Ольга Усатова. — Ее пришли сватать, а она в уголочке сидит, в куклы играет — вот такая невеста. А в 15 лет у нее уже дочка родилась».Бабушки, последние члены старообрядческой общины, нынче жалуются на то, что уже многое забыто — от старинных песен, которые им пели в детстве, до подробностей незамысловатой здешней жизни в прошлом веке. Но вот начинают перебирать фамилии, вспоминать, кто из жителей кем кому приходится, кто из ранних поселенцев, а кто приехал позже — и кажется, что невидимыми ниточками опутано все село, что все его жители связаны одной общей историей Мамы Русской.В этом селе до сих пор живут потомки первых поселенцев — Типаковых и Кабановых, еще помнят фамилию богача-старовера Дырина, который на свои деньги в начале прошлого века, в 1913 году, выстроил здесь настоящую каменную церковь, а до того молились в часовне. Была здесь в те времена и своя начальная школа, чем похвастать могло далеко не каждое большое крымское село, а в Маме Русской жило не больше 250 человек. Учить детей стремились здесь же, чтобы не отпускать на сторону, тем более считалось: чтения, письма и арифметики будущим рыбакам и многодетным мамам хватит за глаза…

Некоторые фото, взяты с сайта О. Хохлова "Старове.ру"

Из расказов стариков - Щедрым подарком благодетеля, выстроившего церковь, общине пользоваться довелось недолго. Село хоть и было на отшибе, но и сюда добралась советская власть, а вместе с ней воинствующий атеизм. В церкви устроили клуб, а позже, во время войны, когда в Маме Русской появились оккупанты, храм лишился крыши — ее содрали, чтобы прикрыть блиндажи. «Здесь рядышком старушка жила, тетя Ксения, так она смогла вынести и спрятать кое-какую церковную утварь у себя в доме, — вздыхает Ольга Александровна. — Евангелие старинное, разные украшения, икон много было…»Вряд ли пожилые люди думали, что настанет время еще страшнее и безбожнее, чем то, которое уже пережили. У крымских староверов, живших в Маме Русской, всего-то богатства было — старинная церковная утварь, все, что удалось сохранить в войну. Но нашелся «предприимчивый» человек, лишивший маленький храм и этого достояния. Однажды сюда привезли отпевать умершего — он родился и жил здесь. Гроб сопровождали родственники и какие-то знакомые, среди которых были молодые люди из тех, кто стремится стать хозяином жизни и не очень разборчив в средствах. Скорее всего, кто-то из них и высмотрел старинные иконы, украшавшие храм. Однажды утром бабушки обнаружили сбитый замок и опустошенное помещение. Добрые люди помогли постепенно приобрести иконы, но уже, конечно, современные, а те — старинные, традиционного письма — сгинули безвозвратно.

Интересные фото 2000г. С.Никулина.Старожил деревни- Ковалёв Иоанн Васильевич.

Коровки в море... как жеж они пьют то???

Мамская степь весной.Кладбище...

foto-history.livejournal.com

Крым. Мама Русская. - Падает снег, каждая снежинка на своем месте.

Все пишут про Крым... ну и я - дай думаю, тоже чаво нибудь провякую. "Есть ли жизнь на Марсе, нет ли..."(с), но староверцы проживают практически везде, но если честно, то в Крыму их ни так много. Есть небольшая община в Симферополе, молятся на дому и имеется община со своим храмом- в селе Мама Русская (нынче п. Курортное). Место ето- чуть севернее Керчи на Азовском море.Рядом с поселком расположено уникальное, знаменитое своей целебной грязью, озеро Чокрак.Староверы, выбрали етот уголок, из-за плохой почвы... раз плохие земли, значит ни кого из анчихристовых слуг по близости- нет...

Церковь Рожества Пресвятыя Богородицы

В описании Крыма 1784 года, когда он только-только стал частью Российской империи, в одном из керченских кадылыков (так называлась тогда административная единица, нечто вроде нынешнего района) значилась деревушка Мамат. Понадобилось немного времени, чтобы ее название стали произносить по-новому — Мама, и под таким именем она уже проходит в ведомостях о казенных волостях 1829 года.Вот неподалеку от нее, на самом берегу Азовского моря, и обосновались старообрядцы, причем до сих пор в рассказах старожилов проскальзывает упоминание, что «землю уступили татары», то есть с жителями Мамы, видимо, вели какие-то переговоры, связанные с возникновением нового поселения. А когда первые домики вытянулись вдоль берега, находящиеся рядом села получили по второму слову в названии, чтобы можно было отличать их друг от друга: Мама Русская и Мама Татарская, так они уже значатся в списке населенных мест Крыма 1864 года.

«Старообрядцы пришли с Поволжья, — рассказывает Ольга Усатова. — Рассказывают, что в первую очередь выстроили… баню — считали, что жить нужно в чистоте. Жили очень скромно, домики были совсем маленькие, что-то вроде полуземлянок, складывали их из небольших камней и скрепляли глиной, крыши делали из камыша. Внутри одна большая комната, перегороженная занавесками. И ничего, не жаловались на тесноту, хотя семьи были очень большие, детей по пять, семь, а то и десять. Места здесь безводные, так что не пахали и даже огородов не держали. В нескольких километрах отсюда была деревня Кез, вот там выращивали овощи и охотно меняли их на рыбу».

Община была замкнутой, жен и мужей искали в основном среди односельчан. «Мне бабушка рассказывала, что ее замуж отдали в 14 лет, — говорит Ольга Усатова. — Ее пришли сватать, а она в уголочке сидит, в куклы играет — вот такая невеста. А в 15 лет у нее уже дочка родилась».Бабушки, последние члены старообрядческой общины, нынче жалуются на то, что уже многое забыто — от старинных песен, которые им пели в детстве, до подробностей незамысловатой здешней жизни в прошлом веке. Но вот начинают перебирать фамилии, вспоминать, кто из жителей кем кому приходится, кто из ранних поселенцев, а кто приехал позже — и кажется, что невидимыми ниточками опутано все село, что все его жители связаны одной общей историей Мамы Русской.В этом селе до сих пор живут потомки первых поселенцев — Типаковых и Кабановых, еще помнят фамилию богача-старовера Дырина, который на свои деньги в начале прошлого века, в 1913 году, выстроил здесь настоящую каменную церковь, а до того молились в часовне. Была здесь в те времена и своя начальная школа, чем похвастать могло далеко не каждое большое крымское село, а в Маме Русской жило не больше 250 человек. Учить детей стремились здесь же, чтобы не отпускать на сторону, тем более считалось: чтения, письма и арифметики будущим рыбакам и многодетным мамам хватит за глаза…

Некоторые фото, взяты с сайта О. Хохлова "Старове.ру"

Из расказов стариков - Щедрым подарком благодетеля, выстроившего церковь, общине пользоваться довелось недолго. Село хоть и было на отшибе, но и сюда добралась советская власть, а вместе с ней воинствующий атеизм. В церкви устроили клуб, а позже, во время войны, когда в Маме Русской появились оккупанты, храм лишился крыши — ее содрали, чтобы прикрыть блиндажи. «Здесь рядышком старушка жила, тетя Ксения, так она смогла вынести и спрятать кое-какую церковную утварь у себя в доме, — вздыхает Ольга Александровна. — Евангелие старинное, разные украшения, икон много было…»Вряд ли пожилые люди думали, что настанет время еще страшнее и безбожнее, чем то, которое уже пережили. У крымских староверов, живших в Маме Русской, всего-то богатства было — старинная церковная утварь, все, что удалось сохранить в войну. Но нашелся «предприимчивый» человек, лишивший маленький храм и этого достояния. Однажды сюда привезли отпевать умершего — он родился и жил здесь. Гроб сопровождали родственники и какие-то знакомые, среди которых были молодые люди из тех, кто стремится стать хозяином жизни и не очень разборчив в средствах. Скорее всего, кто-то из них и высмотрел старинные иконы, украшавшие храм. Однажды утром бабушки обнаружили сбитый замок и опустошенное помещение. Добрые люди помогли постепенно приобрести иконы, но уже, конечно, современные, а те — старинные, традиционного письма — сгинули безвозвратно.

Интересные фото 2000г. С.Никулина.Старожил деревни- Ковалёв Иоанн Васильевич.

Коровки в море... как жеж они пьют то???

Мамская степь весной.Кладбище...

mu-pankratov.livejournal.com

Русское население Крыма в лицах: крымские старообрядцы Мамы Русской

В ХIХ в. на Азовском побережье Крыма рядом с поселком, основанным крымскими татарами и называемым Мамáт (или Мамак), возникло старообрядческое поселение, получившее название Мама Русская. В ведомостях о казенных волостях за 1829 год село уже записано как Мамá, для отличия двух населенных пунктов позже добавили определяющие Мама Русская и Мама Татарская.

По утверждению самих местных старообрядцев, их община была основана около 1847 г. семью старообрядцами-беглопоповцами, работавшими на рыбном заводе старовера Типакова. Со слов Лаврентия Типакова, его прадед Типаков с другим старовером Кабановым вместе со своими семьями бежали в Крым из-под Астрахани, спасаясь от преследований со стороны новообрядцев. Здесь они и основали новое село. А.Г. Овчинникова, некогда правившая службу в местном храме, давала другую версию: «Деревню Маму Русскую основала семья Московских, которые не были старообрядцами. Но затем здесь поселилось несколько старообрядческих семей: Грачевы, Типаковы, Овчинниковы, Арефьевы, Кабановы. Это были поволжские рыбаки из-под Нижнего Новгорода, кроме Овчинниковых (они из Черниговской губернии).

От Мамы Татарской, увы, сохранилась лишь память. Население крымско-татарских сел было депортировано в мае 1944 года. Дома были из саманного и сырцового кирпича, так что от них и следа не осталось. На их местонахождение указывают теперь густые заросли репьев татарника, буйно произрастающего на самане. Сохранились и каменоломни поблизости, но, скорее всего, ломали здесь камень еще греческие колонисты Боспорского царства.

Староверы, пришедшие из России, искали удобного места для поселения. Поселенцы прежде испросили разрешения у местных жителей поселиться рядом. Рыбаки, прибывшие с Поволжья, не случайно выбрали побережье Азовского моря для основания своего села, ведь и раньше они жили в основном рыболовством. На новом месте поселенцы также занялись хорошо известным ремеслом, которое кормило все село. Здесь не было источников пресной воды, поэтому поля не распахивались, и сперва даже огорода у дома не держали. Правда, неподалеку, всего в нескольких километрах от Мамы Русской, была деревня Кезы, где выращивали овощи и охотно меняли их на рыбу.

Первым делом выстроили… баню — считали, что жить нужно в чистоте. Жили очень скромно, домики были совсем маленькие, что-то вроде полуземлянок, складывали их из небольших камней и скрепляли глиной, крыши делали из камыша, благо он близ Чокрака рос в изобилии. Внутри дома была чаще всего одна большая комната, перегороженная занавесками. На тесноту не жаловались, хотя семьи были большие — детей по пять, семь, а то и десять. Кормились, главным образом,  за счет моря: оно было тогда очень богато рыбой, в море водились даже крупные осетровые. Море тогда было намного богаче, чем сейчас. У поволжских староверов рыболовство было одним из привычных промыслов, поэтому в Крыму они им же и занялись, добывая на продажу благородную рыбу. Ее сдавали рыбопромышленникам — как правило, тоже своим, из старообрядцев.

В этом селе до сих пор живут потомки первых поселенцев — Типаковых и Кабановых, здесь еще помнят фамилию богача-старовера Дирина, который в 1913 г. на свои деньги выстроил для местных жителей настоящую каменную церковь, посвященную  Рождеству Пресвятой Богородицы, а до того молились в часовне. Была здесь в те времена и своя начальная школа, чем могло похвастаться далеко не каждое большое крымское село, а в Маме Русской тогда жило не больше 250 человек. Учить детей стремились здесь же, чтобы не отпускать на сторону, тем более считалось: чтения, письма и арифметики будущим рыбакам и многодетным мамам хватит за глаза.

Село принадлежит к Белокриницкой иерархии (Русской православной Старообрядческой Церкви). В рапорте унтер-офицера Ильина от 8 августа 1884 г. есть такое упоминание: «В этой же самой деревне проживает Николай Иванов Типаков и брат его Егор, построившие молельню». Это значит, что в начале 1880-х уже существовала молельня, построенная ранее усилиями семьи Типаковых. Община приглашала к себе уставщиков из Стародубья (Черниговская губерния), а сам приход относился к Одесской епархии, откуда и приезжал священник-старообрядец.

После революции Советская власть закрыла церковь, а в здании был устроен клуб. В годы Великой Отечественной войны немцы использовали помещение под свою конюшню, а оккупанты румыны «переосвятили» храм и открыли здесь новообрядческую церковь. После изгнания румын церковь была вновь закрыта Советской властью, но вскоре возвращена местной старообрядческой общине и освящена вновь по старому чину. По возвращении храма общине, сюда начали приезжать священники: о. Константин из Днепропетровска (1950-1960-е гг.), о. Савелий из Донецка(1990-1993 гг.), о. Михаил из Кисловодска (1994-1995 гг.) и о. Илия из Одессы (1996-1997 гг.).

Во времена Второй мировой войны старообрядческий храм сильно пострадал, лишился крыши, которую пустили на строительство военного блиндажа. Одна из верующих успела частично спасти церковную утварь, которую хранила в своем доме, а после войны вернула в храм. Но и эти сокровища недолго прослужили в церкви, были украдены и не найдены до сих пор. Вряд ли пожилые люди думали, что настанет время еще страшнее и безбожнее, чем то, которое они уже пережили.

У крымских староверов, живших в Маме Русской, всего-то богатства было — старинная церковная утварь, которую удалось сохранить в войну. Но нашелся «предприимчивый» человек, лишивший маленький храм и этого достояния. Однажды сюда привезли отпевать умершего, родившегося и жившего здесь. Гроб сопровождали родственники и некие знакомые, среди которых были молодые люди из тех, что считают себя хозяевами жизни и не слишком разборчивы в средствах. Скорее всего, кто-то из них и высмотрел старинные иконы, украшавшие храм. Однажды утром бабушки обнаружили сбитый замок и опустошенное помещение. Добрые люди помогли постепенно приобрести иконы, конечно, уже современные, а те — старинные, традиционного письма, — увы, сгинули безвозвратно.

Большое внимание исследованию жизни местных староверов уделил бывший керчанин, кандидат исторических наук Александр Владимирович Бельский. Из его диссертации «Старообрядцы на юге Украины» и других работ на ту же тему можно почерпнуть немало важных фактов, дополняющих историю интересующей нас общины. Так, в Статистических сведениях о старообрядцах по Феодосийскому уезду, как видно из л. 125, по состоянию на 1 января 1912 г. следует: «…Старообрядцы деревни Мамы Русской и Казантипа принадлежат к окружникам Белокриницкой иерархии. Общее число в д. Мама Староминской (Сарайминской — А.Б.) волости: 228 человек; имеется один молитвенный дом и одна церковно-приходская школа для детей старообрядцев». О распространении общины говорит проживание трех ее членов в д. Казантип Петровской волости того же уезда.

В 1948 году село Мама Русская было переименовано в поселок Курортное. Это единственное место в Крыму, где до сих пор живут старообрядцы. Керченский приход входит в состав епископии Киевской и всея Украины РПСЦ. Община, спаянная едиными убеждениями, единой работой (рыбный промысел) на одном же предприятии, единым происхождением (русские из Поволжья), единой исторической судьбой и единым же местом проживания, претерпела весьма сильное агрессивное влияние: сначала православных властей, а затем и Советской власти. Только экстремальные обстоятельства 1920-1930-х гг. привели к распаду общины. Но в послевоенное время она вновь собралась и существует доныне.

В начале 1990-х она пережила общий подъем религиозности, но сейчас община уменьшилась, в ней остались люди в основном преклонного возраста, всего около 30 человек. Они нуждаются в помощи и поддержке, которую трудно оказать Московской митрополии РПСЦ. Молодежь уезжает из «малоперспективного» Крыма в Россию или в Киев, в селе появилось много новых людей, не связанных со старообрядцами и не интересующихся вовсе религией. Впору задуматься о том, чтобы предложить перебираться в эти места старообрядцам из других государств.

Использованы материалы

1. П. Симиновский, А. Щербина. Старообрядцы в Восточном Крыму // Культура русских-липован в национальном и международном контексте. Под ред. С. Молдован. Тульча, Румыния, 2013, с. 430-438;

2. А.В. Бельский. Старообрядцы и архиепархия юга Украины в XVIII–XX веках //Культура народов Причерноморья. — 1997. № 2. — С. 112-116;

3. А.В. Бельский. История Белокриницкой старообрядческой церкви в России и в Крыму (XIX–XX века) // Культура народов Причерноморья. – 1998. № 3. – С. 89-95;

4. А.В. Бельский. Появление старообрядческих рыбацких деревень в Причерноморье (на Керченском полуострове) и связанные с ним экологические проблемы // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. – 2001. № 14 (53). – С. 149-156.

Алексей Муравьёв

Источник

ruvera.ru


Смотрите также