Календская тропа — старая римская дорога в Крыму. Крым дорога римская


Старая Римская дорога (Календская тропа) в Крыму: на карте, фото, описание

«Все дороги ведут в Рим» — этот крылатизм применим к территориям, входившим в одноименную империю. Когда-то частью Pax Romana стали и земли греческих полисов. Как известно, многие из них находились в Крыму. Римская дорога есть и на этом полуострове. Ее средняя часть раскинулась в известной Байдарской долине, по которой пробираются в не менее популярную у «дикарей» Скельскую пещеру. Финиширует достопримечательность в Херсонесе – под Севастополем.

СОДЕРЖАНИЕ

Где расположен объект в Крыму?

На карте Крыма Римская дорога (середина) — едва заметная линия, проходящая в 900 м от Родниковского и Подгорного. Она соединяет два природных урочища – перевал Шайтан-Мердвен (высота «точки переброса» за «Чертову лестницу» — 578 м) и Байдарский каньон (на одном из участков которого начинается охраняемый участок).

Дорога на карте Крыма

История Календской тропы

Древнеримская коммуникация уходит корнями в I век до нашей эры. Она соединяла стратегические центры еще греческого мира – Харакс («обнесенное частоколом место») и Херсонес («малый полуостров»). Между полисами в древности велась оживленная торговля, проводились делегации и сборы, связанные с союзничеством.

В эпоху завоеваний Рима старая, едва заметная «трасса» превращается в римский тракт – мощеную булыжником магистраль. Здесь шагали легионеры, их маркитанты с обозами, пленные дикари и стада блеющих военных «трофеев». Обусловлено это тем, что в зимний шторм нельзя было плыть морем.

Свое название Календская тропа в Крыму получила в Средневековье. Языковеды уверены, что оно состоит из двух тюркских слов – «кале» и «энды» («крепость спускается»). Дело в том, что маршрут, о котором идет речь, «наложен» на довольно сложный рельеф.

В эпоху русско-турецких войн старая римская дорога использовалась как османами, так и русскими. Землетрясение 1927 г. изменило географию некоторых ее участков – подъем на гребень стал намного труднее. В «украинское», а затем и «российское» время тракт стал памятником истории, надежно охраняющимся государством. Добыча булыжника, а также любые вандальные действия в «археологическом парке» запрещены.

Почему туристы посещают Римскую дорогу?

Римская дорога в Крыму – часть транспортной коммуникации, позволявшая латинским легионам быстро добираться из одного центра юго-западной Тавриды в другой (через ее горную часть). Via Militaris нужна была, чтобы усмирять непокорные ираноязычные племена. Они обитали на полуострове уже несколько веков и считали римлян захватчиками. С помощью тракта можно было также закупаться товарами у греческих торговцев.

11-километровый фрагмент «Байдарское ущелье – Балаклава» преодолевают за 3-4 часа. Его средняя ширина – 2-3 м. Весь же путь легче описать языком географов. Путешественник поднимается (от Ай-Тодора) на Ай-Петринскую яйлу, далее еще выше – к перевалу Шайтан-Мердвен. Затем он спускается в Байдарскую долину (совсем недалеко от Скельской пещеры). Отсюда есть несколько «рукавов» «трассы», ведущих уже до самого Херсонеса (местные их знают).

Полная экскурсия начинается с подъезда к Хараксу – крупнейшей крымской крепости латинян. Руины видны на вершине мыса Ай-Тодор (здесь заметен останец двух рядов стен, упирающихся на юге в обрыв). Стенд-указатель имеется. Историки считают, что данный бастион построила Мезийская эскадра моряков – при Веспасиане она основала базу, защищавшую (с войсками Херсонеса и Симболона) все юго-западное побережье.

Участок указанного пути проходил через Симболон Лимен (часть Балаклавской бухты). Город был единственным портом на маршруте, поэтому играл важную роль. Римский булыжник можно увидеть вокруг крепости Чембало – наследницы римских укреплений. Наконец, проход, приближающий любопытного отпускника к знаменитому Херсонесу, примечателен конкретными экспонатами. Даже сейчас здесь можно найти следы античной архитектуры, к примеру, собранные по кусочкам базисы колонн и цоколи трактиров.

Как добраться до дороги-музея?

Самый удобный путь к Календской тропе в Крыму лежит из Скельской пещеры, к ее недрам гостей Севастополя и Балаклавы часто доставляют туристическими автобусами. 200 м вполне сносного подъема перенесут вас к самой сердцевине старого тракта. Хотите проехать на своей машине? Приезжайте к Родниковскому или Подгорному. Местные покажут дальнейшую схему движения, указав приоритетные ориентиры на местности.

Проще ориентируетесь на карте? Вот маршрут, по которому можно добраться до Римской дороги:

Туристу на заметку

  • Адрес: п. Подгорное, Севастополь, Крым, Россия.
  • Координаты: 44.451944, 33.827778.

Римский тракт «Харакс – Херсонес» осуществлял функции сообщения двух важных форпостов Рима. Благодаря своевременной переброске военных сил имперскую власть над аборигенами удавалось сохранять веками. Маршрут интересен для любителей древней истории и местного краеведения, а также фанатов фотосессий – на фоне руин и скал. Их фото и отзывы можно в огромном множестве найти на туристических сайтах и в блогах, в том числе и на нашей страничке.

Это может быть интересно:

krymania.ru

Военная Римская дорога в Крыму

< Po-Krymu.ru > Блог > Севастополь

В годы своего расцвета Римская империя присоединила немало далеких от Вечного города территорий, в том числе и греческие полисы Крыма, и военная Римская дорога — Via Militaris, одно из сохранившихся доказательств присутствия римлян на полуострове. Когда-то она соединяла небольшую римскую крепость Харакс, расположенную на Южном берегу Крыма на мысе Ай-Тодор (это недалеко от Ласточкиного гнезда) с крупнейшим греческим полисом Херсонесом.

В основном, связь (перевозка товаров, войск, сообщений) осуществлялась по Черному морю, но наш Понт Эвксинский не всегда был благосклонен к мореплавателям. Зимой сильные шторма могут продолжаться несколько дней. Поэтому, чтобы надежно контролировать побережье, римлянам понадобился и сухой путь.

Прогулка по Римской дороге в январе

Как и везде на подконтрольных территориях, они подошли к делу со всей серьезностью — крепости соединила хорошая дорога. По ней могли свободно проехать повозки, пройти навьюченные лошади, а местами и четыре всадника в ряд.

Вид на окрестные горы

От Харакса до нынешней Оливы дорога шла вдоль побережья, а затем через перевал Чертова лестница (Шайтан-Мердвен — 578 метров в высоту) уходила в Горный Крым. Далее спускалась в Байдарскую долину между Родниковским и Подгорным, шла вдоль правого берега реки Черной и делилась на две дороги. Одна вела в крепость Симболон (Балаклаву), другая в Херсонес. В горах она в основном шла чуть ниже гребня, причем хорошо видно, что местами ее приходилось вырубать в скале и надстраивать склон.

Направо в сторону Подгорного

Экскурсия по древней Римской дороге Крыма  

Сейчас от той военной римской дороги в Крыму сохранилось несколько небольших участков. Это в первую очередь популярный туристический маршрут «Календская тропа» — участок от Чертовой лестницы до Подгорного длиной около 12 км. 

Местами дорога идет вдоль обрыва

Кстати, название тропа получила от старого названия Подгорного — Календи. Явно перекликается с римскими календами (да, отсюда пошло — календарь). Правда, некоторые исследователи пытаются найти в этом слове тюркские корни. Впрочем, мода забывать, что Крым всегда населяли разные народы, появилась не сегодня.

Календская тропа, это одна из самых красивых и несложных крымских туристических троп, которую можно смело рекомендовать всем:

  • она прекрасна в любое время года;
  • прогулка займет 3-4 часа;
  • проходит мимо озер, родников, по Байдарскому заказнику, через реликтовый Карадагский лес, самую большую можжевеловую рощу Европы.

Вот, фото, сделанное в январе — два вида папоротников, костец и многоножка и между ними голубые пластинки лишайника пельтигеры:

Во влажном лесу благоденствуют папоротники, мхи и лишайники

Самый трудный участок пути — перевал Шайтан-Мердвен. Это крутой подъем с множеством поворотов, который землетрясение 1927 года сделало еще более сложным, но туристы, даже неподготовленные, справляются с этой задачей за 20-25 минут.

Участок римской дороги возле Черной речки

Кое-что сохранилось от римской дороги и за Байдарской долиной, где она то идет вдоль живописной Черной речки, то отдаляется от нее. Здесь тоже проходит интересная туристическая тропа, подробно о ней рассказывается в этой статье.

Черная речка в августе

Военная римская дорога под Севастополем 

После того, как Рим утратил свое влияние на Тавриду, его дорогами продолжали активно пользоваться новые жители полуострова. До нас дошли сведения, что во времена Крымского ханства население Байдарской долины не платило налоги, ему в обязанность вменили поддержание в рабочем состоянии той самой Via Militaris. В XIX веке часть Календской тропы у Чертовой лестницы привел в порядок помещик Мордвинов, который в этих местах занимался лесозаготовками. Сейчас этот участок так и называют — Мордвиновская дорога.

Дорога Манштейна к танковому мосту через р. Черную

Последним, кто использовал военную римскую дорогу по назначению, видимо был нацистский генерал Эрих фон Манштейн. В 1941 году при наступлении на Севастополь, по его приказу немецкие саперы и советские военнопленные возвели мост через Черную речку и дорогу для танков. Часть ее построили на месте старой римской дороги.  

Как добираться до Римской дороги Крыма?

Самый простой вариант, это доехать до поселка Родниковское, оттуда проехать до Скельской пещеры.

Урочище Узунджи

Чуть не доходя до нее будет указатель и хорошая деревянная лестница вверх к Римской дороге.

Пологая деревянная лестница на путь легионеров

Пойдете направо — она приведет вас практически к пос. Родниковское. Оттуда, с горы, открывается шикарный вид на Байдарскую долину и Чернореченское водохранилище. 

Вид на Чернореченское водохранилище

Налево — путь диной около 11 км. к Чертовой лестнице. 

Описание Древнеримской дороги у Скельской пещеры

Можно начать путь с другой стороны тропы — выйти на южнобережном шоссе чуть дальше остановки Олива и подняться к Шайтан-Мердвену.

Если решите погулять у Черной речки и посмотреть мост Манштейна (вернее то, что от него осталось), отправляйтесь в пос. Черноречье и из него пешком идите в сторону Черной речки.

Река Черная, Севастополь

На этой тропе вас ждут сохранившиеся участки римской дороги, руины средневековых фортификационных сооружений, мост немецкого генерала и великолепная природа Горного Крыма.

Похожие записи

po-krymu.ru

Римская дорога из крепости Харакс в Херсонес.

Сентябрь 19th, 2015 admin

С глубокой древности вдоль Южного берега Крыма существовало несколько путей через Главную гряду Крымских гор. Многие тропы были проложены местными жителями, таврами и греками, а каменные дороги через перевал прокладывали римские легионеры.Древнеримская дорога«Via militaris» в Крыму соединяла второй половине I века н. э. два крупных римских гарнизона – Херсонес и крепость Харакс на мысе Ай-Тодор, проходя вдоль побережья через перевал Чертова лестница (Шайтан-Мердвень) в Байдарскую долину и далее через римскую крепость «Symbolum portus» Симбалон берегу Балаклавской гавани в Херсонес.

Перевал «Чёртова лестница» (Шайтан-мердвен) – это перевал над Гурзуфом, Василь-богаз у Ялты, Гаспра-богаз в районе горы Крестовой, Эски-богаз над Симеизом, Байдарский перевал. Однако самый замечательный среди них в природно-живописном отношении и самый короткий путь с Южного берега на плато Яйлы – это «Чёртова лестница». Главная гряда Крымских гор снижается в районе посёлка Мухалатка, образуя широкую выемку. Через неё и проходит тропа, ведущая через перевал на высоте 578 метров на северный склон горной цепи. Этой горной дорогой через перевал пользовались ещё римские легионеры, проложив дорогу из Херсонеса в крепость Харакс на мысе Ай-Тодор.

Староримская дорога — Спирады

Сейчас можно увидеть несколько участков старо-римской дороги, все они небольшие, но по ним можно проследить весь путь через перевал Шайтан-Мердвень, соединяющий предгорные районы с Южным берегом Крыма:«Via militaris», начинается от села Календа (ныне село Подгорное) — Календская тропа идёт в сторону Чёрного моря через перевал «Чёртова лестница». (по-тат. Шайтан-Мердвен).Второй участок «Via militaris» Мордвиновская дорога сохранился у села ОрлиноеТретий участок «Via militaris» сохранился у села Родниковое, далее путь ведёт через урочище Карадагский лес в Байдарскую долину.Из села Подгорного «Via militaris» прямиком шла на село Широкое римская дорога пересекала Байдарскую долину, потом поднималась на склон горы Симналых и далее вверх и вниз по невысоким горам, где крутые склоны преодолевают серпантинами, и приводила в село Морозовку. Дальше «Via militaris» шла по правому берегу реки Чёрной, по долине Кара-Коба, а оттуда в Херсонес Таврический.

Первые попытки Римской империи, предпринятые в начале 40-х годов I века, взять под контроль Боспорское царство окончились неудачей. В 60-х годах I века греческий Херсонес сам обратился за помощью к Риму, так как не мог самостоятельно защитить город и дать отпор скифам. Римская империя воспользовалась ситуацией для укрепления своего влияния в Тавриде и Причерноморье.

Римский военный гарнизон возглавил легат Мёзии Тиберий Плавтий Сильван, командовавший XI Клавдиевым, I Италийским, V Македонским легионами и 40 кораблями Раввенской эскадры, которые обосновались в Карантинной бухте.

Кроме Херсонеса форпоста римской армии в Крыму, для контроля над обширными территориями Тавриды было решено построить еще одну военную крепость. Выбор пал на бывшую военную крепость тавров на мысе Ай-Тодор, римская крепость была названа Харакс, и возведены новые укрепления.Связь между римскими крепостями осуществлялась по морю, но этого пути было явно недостаточно из-за частых морских штормов и ураганов, часто бушевавших на Черном море осенью и зимой. Солдаты римского гарнизона взялись за строительство надёжной в любую погоду сухопутной дороги.

Староримская дорога — Спирады

Во многих местах старо-римской дороги сохранились насыпи, подпорные стенки – «крепиды» — характерные технологии строительства римских дорог в горной местности.Старо-римская дорога была самой короткой дорогой, соединяла морское побережье с долинам Тавриды. Не только римляне пользовались римской дорогой, но и местные жители тавры, греки и скифы. Римские легионеры не раз вступали в бой с обитателями Тавриды, местные жители яростно сопротивлялись римлянам и часто устраивали на дороге засады и нападения.

В 240-х годах н. э. Римские легионеры покинули крепость Харакс, а старая римская дорога осталась в Крыму.  Календской тропой и сегодня можно пройти, а ведь, по ней шагали римские легионеры 1775 лет назад.

Местами по пути следования римской «Via militaris» можно увидеть и добротную булыжную мостовую, но это уже заслуга жителей Байдарской долины, которые сотни лет поддерживали дорогу в надлежащем состоянии, и взамен были освобождены от уплаты налогов.

Календская тропа столетиями использовалась как дорога для вьючных животных, переносящих грузы. Календная тропа кое-где вымощена добротными булыжниками, идёт на подъём, петляя по густому лесу, периодически выходит к обрыву на Чертовой лестнице.Глубокие колеи от колес повозок, тысячу лет врезавшиеся в скальную поверхность старо-римской дороги лучше всего видны на яйле до Кильсе-Бурун. На тропе, среди камней можно найти осколки древнегреческой керамики относящейся к I веку нашей эры и осколки средневековой керамики.

Исследователи Календской тропы не сомневаются, что сам путь существовал на яйле Кильсе-Бурун и до прихода римлян в Тавриду, однако легионеры укрепили горную тропу «варваров» и проложили по ней настоящую дорогу и обеспечили её охрану. Римские стражи дорог — бенефицарии, следили за передвижениями по римской дороге и предупреждали римский гарнизон о засаде и опасности столкновений с воинственными таврами.

Староримская дорога — Спирады

Топонимика названияКак переводится топоним Календа? Календа, от корня слова кала – kāla – коло, круг жизни, момент времени, пространство, время-календарь, вечный круговорот жизни. Большинство древних календарей круглые и имеют форму круга, колеса.Для защиты дорог в Таврии строили крепости в начале Календской тропы, и на южной стороне Чертовой лестницы. Высокие стены крепости замыкались по кругу, потому и крепости назывались — «кале». Крепость в Крыму Ени-Кале, город во Франции Кале в проливе Па-Де-Кале.Некоторые исследователи считают, что название села Календа относится ко времени пребывания римлян в Крыму, когда основной базой войск и флота в I веке н. э. был для римских легионеров греческий Херсонес .В 1820 г. по старой римской дороге по «Чёртовой лестнице» поднимался А.С.Пушкин со своими спутниками, направляясь в Георгиевский монастырь, что близ Севастополя.Подробнее: http://italia-ru.com/page/dorogi-drevnego-rima

Реклама:Многие россияне оценили удобство интернет сервиса подбора и бронирования на выходные дни отелей, квартир гостиниц на ночь в Москве, Севастополе, Ялте, позволяющее туристам прекрасно отдохнуть и продолжить путешествие, не тратя время на поиск жилья.

Статьи по теме:

Both comments and pings are currently closed.

www.evpatori.ru

Старая римская дорога. Крым

Календская тропа или старая римская дорога

Начинается Календская тропа (старая римская дорога) в Байдарской долине у села Подгорное и названа она по старому имени этого села (Календа), ведет к популярной Шайтан-Мердвен (Чертова лестница).

Остатки дороги

Это и есть знаменитая римская военная дорога, via militaris, связывающая Херсонес и Харакс.

Календская тропа или старая римская дорога. Глыбы камней

Из Подгорного прямиком на село Широкое дорога пересекала Байдарскую долину, потом подымалась на склон горы Симналых и далее вверх и вниз по невысоким горам,

где крутые склоны преодолевают серпантинами, и приводила в село Морозовку.

А дальше она шла по правому берегу реки Черной, по долине Кара-Коба, а оттуда в Херсонес.

Но как переводится топоним Календа?

Есть две версии. Сто лет назад толковали топоним как тюркское словообразование Кале-Энды — «крепость спустилась» или «спустившаяся крепость».

В этом месте издревне пролегала одна из самых оживленных дорог из долины на Южный берег (через перевал Шайтан-Мердвен).

А для защиты подобных проходов в Крыму ставили крепости («кале»).

Причем на южной стороне Чертовой лестницы (Шайтан-Мердвен) еще сохранились остатки средневекового исара.

Такой же бастион, крепость-близнец, мог находиться и по эту сторону перевала, у начала Календской тропы.Резонно, что и поселение, выросшее неподалеку от крепости, называли ее именем.

А вот наши современники, определяют в название села эхо времени пребывания римлян в Крыму, когда основной базой войск и флота стал для них греческий Херсонес — это 1в. н.э.

В период Крымского ханства население Байдарской долины было освобождено от налогов, взамен этого им была вменена обязанность поддерживать технический порядок на дороге.

И пеший путник, и конный всадник, и колесные повозки легко и быстро ступали, скакали, съезжали на Южный берег и поднимались обратно.

Тропа, а точнее широкая вьючная дорога, кое-где вымощенна добротными булыжниками, петляет по густому лесу и вдруг крадучись выползает на обрыв — и лепится, жмется, цепляясь за вырубленные полки и ниши. А внизу глубокая пропасть.По тропе интересно побродить в любое время года: зимой и летом, осенью и весной.

Календская тропа или старая римская дорога

Погулять в прохладе этого леса и послушать журчание горной речки, с уютными заводями, сопровождающей большую часть пути.

Когда неподвижно и невесомо падает желтый лист, а из под него выглядывают осенние сине-оранжевые крокусы.

Заброшенная часть дороги

Календская тропа часто петляет, но при этом упорно идет на подъем – то чуть заметный, то значительный. Следуя еще дальше по тропе, можно оказаться у Чертовой лестницы.

GPS: 44°27’10”N 33°49’18”E
Адрес: с. Подгорное, АР Крым

100travels.com.ua

Римская дорога через перевал в Юго-Восточном Крыму

Римская дорога через перевал Орта-Сырт в горах над Междуречьем в Юго-Восточном Крыму. Совершенно уникальное и древнее сооружение с каменной кладкой из огромных валунов и прорубленными в гребне хребта воротами — над обрывами скал Сунгурегет-Кая. Всё это из сегодняшней фото-вылазки в серии картинок и видео

Вообще и в первую очередь спасибо художнику и краеведу Сергею Пугачёву за знакомство с этим объектом, за путеводительство особенно! Спасибо и Сергею Слободянюку за компанию — надеюсь, что это наша первая совместная вылазка, а далее — продолжение следует. Уже намечены следующие маршруты путешествий по нашим окрестностям и Крыму..но, то со временем.

Да. Вот такое дело.. Совершенно точных указаний с документами, что это именно Римская дорога нет. Но. Нет и никаких других исследований специалистов данного транспортного пути со стороны долины и ущелья Междуречья вверх на перевал и далее в горы. А наши ребята тож не первый день в изучении исторического наследия, оставленного тысячелетиями жизни и активной деятельности здесь представителей различных цивилизаций, культур и народностей. Если у кого есть авторитетное мнение об этой дороге — расскажите. Здесь же в сторону Белогорска — за перевалом Маски в лесу тоже есть дорога, подпорные стены и разрушенный мост, который так же считается остатками деятельности древней империи в Крыму. Во всяком случает — за несколько столетий в глубь истории — нет чётких указаний об авторстве строителей. Все эти коммуникации и сейчас позволяют быстро преодолеть расстояние от побережья в центр острова в самый кратчайший срок по-надобности. И по интересу в том числе)

То, что этот старинный объект находится в труднодоступных местах — только добавляет ему особенности. Здесь же рядом находится известная походникам и проводникам туристическая тропа..будете гулять по хребту — загляните и на Римскую дорогу. Рекомендую.

ВИДЕО: Римская дорога. Крым

****

Чатал-Кая (739) и горный орёл в скалах. Кста — эта скальная вершина в народе зовётся Кошка — чётко по пути в село Лесное. Это же вид с хребта Орта-Сырт и скал Сунгурегет-Кая со стороны Междуречья. Юго-Восточный Крым в ноябре.Орёл прям роскошный кружил — метра два размах крыльев. Красавчик такой, как главный здесь всё осмотрел и нас, карабкающихся по скалам вверх на перевал — и улетел по своим делам. Оставил за себя пару крупных воронов. Те на камни сели, дождались завершения нашего обеда, подобрали спецом оставленные гостинцы, облетели круг почёта, благодарно так махнули крыльями и улетели вслед за орлом..

ВИДЕО (автор Сергей Слободянюк) Римская дорога Междуречье Крым Аэросъёмка

sandro.life

Пешком по древней римской дороге к Медвенскому Исару. Крым / Моя Планета

В I венке н.э. по просьбе жителей города-полиса Херсонес в Тавриду прибыли римляне. Для защиты от кочевников они построили две мощные крепости - в Херсонесе и крупную, площадью 4,5 га, - на мысе Ай-Тодор (рядом с Ласточкиным гнездом). Как назвали римляне вторую крепость неизвестно. В XIX веке, изучавшие ее развалины ученые, назвали укрепление Харакс. Древнегреческое слово χάραξ обозначает «обнесенное частоколом место, вал с частоколом, укрепленный лагерь».

Для сообщений между крепостями была построена колесная дорога. Свое начало она брала в Херсонесе, проходила через Байдарскую долину и, преодолевая перевал, спускалась на южный берег современного Крыма. Ее протяженность превышала 50 км, в узловых точках пути были построены небольшие крепости - исары.

Остатки мощеных камнем участков дороги, вырубленных в скалах и укрепленных подпорнными стенами-крепидами а также фундаменты крепостей-исаров сохранились по прошествии двух тысячелетий до наших дней. Предлагаемый пешеходный маршрут проходит по этим дорогам к Медвенскому исару, расположенному рядом с перевалом Чортова лестница.

Поход начинается в Байдарской долине в селе Родниковское. Добраться до села можно на рейсовых автобусах с 5 км Севастополя. Расписание автобусов, Крым: Севастополь («5-ый км») и окрестности (горная часть).

От села маршрут проходит мимо могилы лейтенанта Терлецкого по северному - северо-западному склону горы Кара-Даг (в переводе с тюркского - черная гора). Севастопольский Кара-Даг в Байдарской долине знаменит тем, что почти полностью покрыт древними можжевельниками. Возраст многих деревьев превышает 500 лет. Есть реликтовые представители старше 700-800 лет.

Гора Кара-Даг.

Чтобы увидеть 3D ПАНОРАМУ 360°, нажмите на ССЫЛКУ

Далее тропа поднимается на хребет Домузоран и проходит мимо горы Бюзюка. Имеет смысл штурмануть склон, чтобы увидеть великолепные виды на Байдарскую долину, Тарпанбаирский хребет, исар Сандык-Кая, скалы ИЛЬЯС-КАЯ, КУШ-КАЯ и окрестности.

Гора Бюзюка.

Чтобы увидеть 3D ПАНОРАМУ 360°, нажмите на ССЫЛКУ

Наконец, набрав высоту около 900 м, выходим на дорогу, которая ведёт из Карадагского леса к Чёртовой лестнице. С горы Медвен-Каясы открывается великолепный вид на южный берег Крыма, хорошо видны ИЛЬЯС-КАЯ и КУШ-КАЯ..

Гора Медвен-Каясы.

Чтобы увидеть 3D ПАНОРАМУ 360°, нажмите на ССЫЛКУ

Спустившись с горы Медвен-Каясы, на скале Исар-Кая можно сделать привал, обследовать развалины древнего исара и полюбоваться видом на южный берег с высоты птичьего полета.

Медвенский исар, на скале Исар-Кая.

Чтобы увидеть 3D ПАНОРАМУ 360°, нажмите на ССЫЛКУ

Исары – это средневековые крепости. Название происходит от татарского Исар – стена, крепость, Кая — камень, хотя к татарскому периоду крымской истории они не имеют отношения. Строились укрепления для контроля за территориями и торговыми путями римлянами и в феодалами раннего средневековья.

Крепость у перевала “Чёртова лестница” найдена археологами О. Домбровским и Л. Фирсовым. На вершине скалы Исар-Кая в ходе раскопок 1966–67 гг. они обнаружили фундаменты 7 башен средневекового периода. Л. Фирсов по результатам этих раскопок написал интересную книгу «Чёртова лестница» из серии «Археологические памятники Крыма» ( www.krimoved-library.ru/books/chertova-lestnitsa.html ). Здесь же на скале можно увидеть остатки фундамента средневекового христианского храма, основание которого свидетельствует о том, что это была базилика.

План мердвенского исара. 1 — скальные обрывы, 2 — нависающие обрывы, 3 — условные горизонтали (через 2 м), 4 — оборонительные стены (на флангах разрушены), 5 — развалы камня, 6 — переотложение обломков керамики, К — угловой контрфорс, В — ворота, Д — дорога, X — храм, П — места пристенных построек.

Конструкция оборонительных стен мердвенского исара (поперечные профили).

Обратно можно вернуться либо по Капуркайской или по Календской тропе. Обе были средневековыми дорогами на перевал. На обеих есть участки, вырубленные в скале, сохранились и подпорные стенки - крепиды, выложенные из дикого камня. Есть места, где их высота достигает нескольких метров.

Карты маршрута.

Обе тропы приведут нас к началу маршрута - могиле Александра Терлецкого в селе Родниковском.

Лейтенант Терлецкий попал в плен после тяжелого раненения. Больше месяца фашисты пытали его, рассчитывая узнать расположение партизанского отряда и фамилии помогавших сельчан. Поняв, что сломить 21-летнего героя не способны, немцы согнали жителей на площадь в центре села и на глазах женщин и детей казнили его. Последними словами партизана-пограничника были: "... живи Севастополь!..."

Могила в Родниковском - первоначальное место захоронения. После войны Александра торжественно перезахоронили в парке санатория Форос, где он начинал службу на пограничной заставе. Подробнее здесь.

Вспомним всех поимённо, горем вспомним своим... Это нужно - не мёртвым! Это надо - живым!

Вспомним гордо и прямо всех погибших в борьбе...

Есть великое право: забывать о себе! Есть высокое право: пожелать и посметь!..

Стала вечною славой мгновенная смерть!

P.S. Другие репортажи о пешеходных маршрутах по Крыму:http://www.moya-planeta.ru/clubmembers/view/92557/

www.moya-planeta.ru


Смотрите также