История Коктебеля. Коктебель крым википедия


История Коктебеля. Крым

История Коктебеля

Во время революции 17 года Коктебель был Богом забытым местом у моря. Жители маленькой деревушки обитали в глинобитных сооружениях, вместо печей – очаг в центре дома с дымоходом в потолке. В начале 90-х годов позапрошлого века здесь начал возникать дачный поселок. Пионером дачного Коктебеля стал известный в те времена петербургский врач-окулист профессор Эдуард Андреевич Юнге. Он буквально за гроши скупил всю Коктебельскую долину. Здесь профессор развел небольшой виноградник и занялся сельским хозяйством.После его смерти сыновья начали продавать участки земли под дачи. Но место было отдаленное и малоизвестное, поэтому дома здесь покупали не слишком охотно.История Коктебеля Путеводитель по Крыму того времени рассказывает, что в Коктебеле, в котором насчитывалось до 400 жителей, имеются кофейная, лавочки, библиотека, школа, свое почтовое отделение, гостиница «Крит», теплые морские ванные за 50 копеек, три молочные фермы. Провизию в Коктебель привозили из Феодосии.

К 20-м годам в Коктебель приезжало около двадцати дачников, среди которых были врачи и адвокаты из Петербурга и Москвы, артисты театров. Один из первых жителей Коктебеля московский врач Павел Фонтеш уговорил купить дом с башней на пустынном берегу Елену Кириенко-Волошину, которая жила с сыном Максимилианом Волошином.Максимилиан Волошин поселился в Коктебеле нехотя, только уступив настояниям матери. Но с тех пор, где бы он ни был: в Европе, Петербурге, Москве, поэт приглашал своих друзей в Коктебель. Он восторженно расписывал просторы Киммерии, так он называл восточный берег Крыма, по имени здесь жившего 2000 лет назад племени киммерийцев.Крым История Коктебеля Так, постепенно здесь стала образовываться одна из самых знаменитых художественных колоний. К Волошину ехали поэты и писатели, музыканты и художники, ученые и философы. Начиная с мая и до ноаября, в доме гостевало от 400 до 600 человек. Особой роскошью дом не отличался: несколько небольших комнат с побеленными стенами, самодельные жесткие диваны, табуретки, скамеечки, полки с книгами. Из окон дома можно увидеть остроконечную верхушку горы Сюрю-Кая, море и склоны вулкана Карадаг.

В старинном путеводители по Крыму можно прочесть, что коктебельский берег, тянущийся от домика заставы до самого конца залива, на протяжении пяти верст, славится разноцветными камешками.Разноцветные камешки – это остатки вулканического стекла, память о потухшем вулкане Карадаг. Археологи утверждают, что стоит он здесь уже около 170 млн. лет, а Коктебель когда-то был дном мирового океана.После революции жизнь в Коктебеле переменилась. В Крыму то «красные», то «белые». На одной из дач состоялся подпольный съезд большевиков. На Крымском полуострове был голод и эпидемия.

История Коктебеля Крым

Узун-Сырт означает длинный хребет. При южных и северных ветрах над этой горой, которая изгибается в виде 7-километровой дуги, образуются восходящие потоки воздуха. Планеры здесь могут парить в воздухе много часов без посадки. Птицы, попав в эти потоки, застывают на одном месте и машут крыльями до тех пор, пока обессилев, опустятся на землю. Свои планера участники хранили или на плато, или везли в разобранном виде на валах. Абсолютно у всех планеров были свои имена: Стриж, Коршун, Макака. У жителей Коктебеля появилось новое развлечение: теперь все стали ходить на гору, наблюдать за полетами и обсуждать рекорды планеристов, а рекорды менялись каждый день.В первые послевоенные десятилетия в Коктебеле не было ни воды, ни электричества. Летом безжалостное солнце, выжженная степь и всегда солоноватый ветер, который дует здесь круглый год, даже в жару. Добраться до захолустного поселка было нелегко, поездка занимала уйму времени, больше 30 часов на поезде.Послевоенный Коктебель – абсолютно разоренное место. Знаменитые виноградники пришли в упадок, а возрождать уже их было некому, так как коренного населения почти не осталось. Живших здесь когда-то множество болгар, осталось несколько семей. А крымские татары еще во время войны, были депортированы в далекий Казахстан. По разнарядке в Коктебель начали приезжать люди из других областей. С этим местом их не связывало ничего, своих традиций и корней у них здесь не было. Землю, на которую болгары и татары десятилетиями возделывали виноград, они засадили картошкой, а растительная система была нарушена. Колодцы исчезли, и фруктовые рощи стали погибать. Коктебель опустошен и безлюден. В Крыму проблемы с продовольствием, еще продолжают ходить карточки.

Крым фото История Коктебеля

Однако старых жителей Коктебеля это не смущает. Всю зиму они откладывают от карточек продовольственное масло, немного крупы, а весной отправляют все это в товарном вагоне в корзинах и сундуках. Они выезжают в Коктебель ранней весной и едут жутким поездом через разбомбленный Курский Орел, а в Симферополе на вокзале их встречает грузовичок. И первым делом, по традиции, они шли в маленький подвальчик пить вино. Постепенно начали насаждать деревья.В неприхотливом коктебельском быте была, конечно, своя радость, но жители старались всеми силами навести, в купленных развалюхах, хотя бы какое-нибудь подобие уюта, задача которых в тогдашних условиях порой превращала отдых в тяжелую работу. В Крыму был дефицит вещей, посуды, мебели.Крым фото История Коктебеля море Дачи покупались при разных обстоятельствах, но причина всегда была одна: Коктебель каким-то магическим образом влюблял в себя людей.В 1931 году дом Волошина был передан союзу писателей СССР. Во время войны дом чудом уцелел.В конце 50-х в Коктебель начала возвращаться цивилизация: стали строятся кафе и пансионаты. Место уже получило широкую известность и постепенно становилось одно из самых модных курортов.

Отдохнуть в Коктебеле без ареста удавалось далеко не всем. Существовали правила поведения для отдыхающих. Особенно строго в 60-е и 70-е было с одеждой. В публичных местах нельзя было появляться в халате и трусах, а самые горячие споры разгорались вокруг только что вошедших в моду шорт.Современный Коктебель совершенно не похож на тот, что был раньше. И может обмануть ожидание тех, кто не был здесь 10 или 15 лет. Знаменитая набережная стала больше похожа на торговый ряд, чем на место для интеллектуальных бесед прошлых десятилетий. История поселка Коктебель тесно связана с горой Кара-Даг, Карадагским дельфинарием и аквапарком в поселке.    

Коктебель на карте Крыма

www.krym4you.com

Коктебель — Вікіпедія

смт Коктебель Основні дані
COA Koktebel, Krym.svg FLA Koktebel, Krym, Ukraine.svg
Герб Коктебеля Прапор Коктебеля
Koktebel collage.jpg
Коктебель Коктебель на мапі Криму.
Коктебель на мапі Криму.
Країна Україна Україна
Регіон Автономна Республіка Крим
Район/міськрада Феодосійська міська рада
Рада Коктебельська селищна рада
Код КОАТУУ: 0111645700
Облікова картка Коктебель 
Засноване VIII століття
Площа 0.8169 км²
Населення ▲2869 (на 2014 рік)[1]

uk.wikipedia.org

Коктебель Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Коктебель (значения).

Коктебе́ль (укр. Коктебель, крымско-тат. Köktöbel, Коктёбель, в 1945—1992 годах Планерское) — город на юго-востоке Крыма. Входит в городской округ Феодосия/Коктебельский поссовет Феодосийского горсовета.

Страна Регион Район Местный совет[3] Прежние названия ПГТ с Площадь Высота центра Население Плотность Часовой пояс Телефонный код Почтовый индекс Код ОКТМО Код КОАТУУ
Посёлок городского типа
Коктебель
укр. Коктебель, крымско-тат. Köktöbel
Koktebel collage.jpg
Флаг Герб
Флаг Герб
44°57′35″ с. ш. 35°14′25″ в. д.HGЯO
Россия/Украина[1]
Республика Крым[2]/Автономная Республика Крым[3]
Городской округ Феодосия[2]/Феодосийский горсовет[3]
Коктебельский поссовет[3]
до 1945 — Коктебельдо 1992 — Планерское
1938
8,71168[4] км²
20[5] м
↘2 807[6] человек (2014)
322,21 чел./км²
UTC+3
+7 36562[7][8]
298186
35 726 000 052
0111645700
Коктебель на карте

ru-wiki.ru

где это находится? :: SYL.ru

Все слышали о Коктебеле. Но не многие знают, где именно находится это место. А, между тем, Коктебель является уникальным курортом. Если посетить его, воспоминания останутся надолго. Рассмотрим основные достопримечательности курортного поселка Коктебель, где это находится. Также будет дана и другая полезная информация об этом месте.

Жемчужина Крыма - Коктебель. Где это?

Итак, подробнее. Коктебель является одним из курортных поселков в Восточном Крыму. Многие называют это место жемчужиной полуострова. Такие ассоциации вызваны самой формой территории, которую занимает Коктебель: древнейшие скалы расположены по всему периметру поселка и перламутровая морская пена, отражающая закаты и рассветы, создает иллюзию большой волшебной раковины.

Из истории города

Задаваясь вопросом, где находится Коктебель в Крыму, следует обратиться к истории создания этого поселка. По мнению археологов, данная местность стала заселяться людьми еще в I веке до нашей эры. Солнечное место с благоприятным географическим расположением заинтересовало тавров, готов, сарматов, скифов и представителей других народностей. Изначально население здесь было довольно-таки разношерстным. Долгое время в этом месте не было установлено конкретной административной единицы, и лишь в девятнадцатом веке появилось некоторое подобие деревушки. Вокруг нее уже были основаны Судак и Феодосия.

коктебель где это

О происхождении названия залива, где находится Коктебель в настоящее время, достоверной информации нет. Однако известны некоторые версии. Одна из них говорит о том, что «коктебель» является крымско-татарским словом. Оно означает «край голубых холмов». Есть другая версия. В ней говорится о происхождении слова «Коктебель». Считается, что оно появилось от названия племени, которое вело здесь кочевую жизнь на протяжении длительного времени.

где находится город коктебель

В исторических документах можно встретить еще одно название этой местности – Посилима или «селение у седловины». Также в определенный исторический период, а именно, во времена существования Советского Союза, курортный поселок имел название «Планерское». Но сразу после развала СССР к нему вернулось прежнее имя – Коктебель.

Где это место? И почему многие туристы со всего мира хотят здесь побывать?

Сегодня Коктебель считается поселком городского типа, население которого составляет около 4000 человек. Находится на черноморском побережье у подножия древнего вулкана Карадаг. С одной стороны поселка находится город Феодосия, с другой – Судак. Географически он относится к округу Феодосия, занимающему восточную часть полуострова.

где находится коктебель

Для более четкого представления того, где Коктебель в Крыму, можно сравнить время пути до поселка от близлежащих крупных городов. Так, чтобы добраться до него от железнодорожного вокзала города Симферополь, понадобится около 2 часов езды на автобусе или 1,5 часа на маршрутном такси. Из города Феодосия дорога займет не более получаса на автобусе, который отправляется через каждые несколько часов.

Чем так привлекателен Коктебель? Этот поселок является не только знаменитым курортом полуострова, но и литературной страницей Крыма. Здесь в разное время отдыхали такие именитые писатели, как: Марина Цветаева, Николай Гумилев, Александр Грин, Александр Грибоедов, Михаил Булгаков. Тут же располагается дача Максимилиана Волошина. С целью сохранения литературных традиций на сегодняшний день в Коктебеле проводятся фестивали, организуются литературные вечера. Все это привлекает туристов в Коктебель не только для того, чтобы позагорать и вдоволь накупаться в теплом море, но и приобщиться к искусству. Творческие люди едут сюда в поисках вдохновения для написания книг, создания музыки или картин.

Вулкан Кара-Даг. Чем интересен?

Что посмотреть в Коктебеле? Несмотря на то, что поселок городского типа является достаточно маленьким по площади, здесь очень много достопримечательностей. Буквально каждый камушек в этом месте имеет собственное имя и историю происхождения. Рассмотрим наиболее популярные достопримечательности местности, где находится Коктебель.

Мертвый вулкан Кара-Даг – одно из самых популярных мест в поселке. Экскурсии к вулканическому массиву организуются всеми туристическими бюро Крыма. Само название Кара-даг имеет значение «Черная гора». Это название дано вулкану не случайно. Внешне, если смотреть на него со стороны Коктебеля, вулканический массив представляет собой горы уникальных форм – как будто выросшие из моря скалы разных высот и живописные плоскогорья создают атмосферу величия и таинственности. Согласно исследованиям археологов, Кара-Дагу более 150 млн лет. Последнее его извержение произошло еще во времена Юрского периода, когда и произошло образование этих гор.

алушта или коктебель где лучше

Вулкан Кара-Даг является самым крупным на территории Европы. Его толщи хранят в себе множество ценных пород и камней. Однако территория вулканического массива находится под защитой, и добыча драгоценных пород здесь строго запрещена.

Геология горного комплекса представляет собой пологие и крутые склоны гор, густые леса и фисташковые долины, степные поляны, заросли шиповника и многое другое. Природа вулканического массива действительно завораживает и перемещает посетителей в настоящую сказку. Самой высокой точкой массива (более 600 м) является Святая гора. Бытует легенда, что она имеет целебную силу. Поэтому сюда съезжаются толпы туристов из разных уголков мира, чтобы попросить о чем-то самом сокровенном.

Золотые ворота. Что за достопримечательность?

Еще большего внимания заслуживают Золотые ворота, украшающие огромный горный массив. Этот объект овеян множеством мифов.

коктебель это где

В древности люди считали Золотые ворота Кара-Дага настоящим входом в преисподнюю. Эти ворота представляют собой базальтовую скалу необычной формы. Она сплошь поросла желтым лишайником, переливающимся на солнце, словно золото.

Как добраться до Кара-Дага?

Вулканический массив Кара-Дага – настоящее сокровище курортного поселка Коктебель. Где это находится? Добраться до вулкана самостоятельно довольно проблематично. Так как для этого понадобится катер или моторная лодка. Экскурсии к вулкану организуются по морю. Поскольку достичь горного массива сухопутным путем очень сложно. Тем не менее, есть и экскурсии, организуемые на квадроциклах, которые займут хоть и несколько больше времени, чем морская прогулка, зато доставят путешественникам массу впечатлений.

Дом-музей Волошина. Что это за место?

Еще одна достопримечательность Коктебеля – дом-музей Максимилиана Волошина. Кто знаком с этим именем, обязательно заинтересуется предлагаемой экскурсией в это место. Этот дом некогда был дачей известного писателя М.А. Волошина. Здесь он собирал литературные вечера с приглашением таких писателей, как: Марина Цветаева, Осип Мендельштам, Николай Гумилев и других. После смерти Волошина его вдова решила создать здесь музей в честь умершего мужа. Главным принципом было сохранение первозданного вида комнат. По сегодняшний день в доме-музее все осталось таким, как было еще в прошлом веке. Интерьер, библиотека, личные вещи поэта – все лежит на своих местах.

Посетить дом-музей Волошина предлагают многочисленные экскурсионные бюро. Надо сказать, что эта достопримечательность пользуется большим спросом у туристов.

Холм Юнге. Почему так назван?

Это достопримечательное место поселка Коктебеля, привлекающее ценителей истории. Данный холм назван в честь русского врача-офтальмолога Э. Юнге, который построил для своей большой семьи усадьбу на берегу моря, а также стал содавать у побережья курортную зону. В 1898 году доктор умер. Но, за весь период своей жизни ему удалось превратить доселе никем не известный поселок Коктебель в настоящий курорт. Его могила оформлена в виде склепа на небольшом холме среди плоского побережья, который начал носить название Холма Юнге. Позже здесь были захоронены другие члены его семьи. Местные жители, таким образом, закрепили в своей памяти славу о человеке, который помог им выйти на более высокий уровень развития поселка. Однако во времена Второй мировой войны холм, как и многие другие ценные достопримечательности поселка, был разрушен фашистами. Теперь же об этом месте напоминают только оставшиеся руины и само название.

Многие туристы полуострова Крым знают о такой достопримечательности как завод вин и коньяков, расположенный в поселке Коктебель. Вот только, где это находится, а именно конкретное месторасположение завода, знают не все. Именно поэтому в данное место организуются специальные экскурсии. Коктебельские производители вин и коньяков хранят рецепты своих напитков в тайне. По своему вкусу вина и коньяки могут составить достойную конкуренцию испанским и французским. Здесь можно не только полюбоваться на огромные виноградные рощи, но и приобрести уникальную алкогольную продукцию для особого случая или кому-то в подарок.

Аквапарк. Для активного и веселого отдыха

Некоторые отдыхающие курортного поселка интересуются, где находится аквапарк в Коктебеле. Найти его абсолютно несложно. Так как располагается он на самом побережье Черного моря и имеет площадь в 4,43 га. Коктебельский аквапарк является самым крупным на всем полуострове. Он вмещает в себя 24 горки, 7 бассейнов, 3 джакузи. Посетить это место считают своей необходимостью все отдыхающие данного города.

Коктебель или Феодосия. Куда же поехать?

Планируя свой отдых, многие задаются вопросом, где лучше: в Коктебеле или Феодосии? Ответ на этот вопрос зависит от самого отдыхающего. Поскольку эти два места очень сильно отличаются между собой.

коктебель или феодосия где лучше

Если Феодосия – это многолюдные пляжи, переполненные кафе, рестораны и шумные ночные дискотеки, то с поселком Коктебель все иначе. Там тихий и спокойный пляж, завораживающая своей красотой природа и множество культурных мест, которые можно посетить.

Алушта или Коктебель. Где лучше?

Некоторые задают похожий вопрос. Где лучше: в Алуште или Коктебеле? Опять же, каждый человек должен ответить себе сам, чего он хочет больше: шумного и активного отдыха европейского стандарта или размеренного и «культурного» проведения своего отпуска.

где находится коктебель в крыму

Туристы Алушты имеют возможность посетить известные достопримечательности Ялты, такие как: Ай-Петри, Ласточкино гнездо и др. Остановившись в Коктебеле, добраться до Ялты будет значительно сложнее. Однако сам поселок имеет столько достопримечательностей, что мало кто успевает осмотреть все за одну поездку.

Небольшое заключение

Теперь вы знаете, где находится город Коктебель и чем он интересен. Надеемся, что данный обзор стал полезным для читателей. А также на то, что они смогли понять: Коктебель - это не шумный курортный город, а, скорее, поселок городского типа. Познакомившись ближе с примечательным курортом Крымского полуострова, можно сделать выводы, что это место отлично подойдет для тех, кто ищет возможность не только спокойного пляжного, но и «душевного» отдыха». Ведь именно здесь вы найдете чистые пляжи, теплое море и большой простор для любителей культурно просвещаться. Одним словом, вы ни в коем случае не пожалеете! Приятного отдыха!

www.syl.ru

Коктебель — Википедия РУ

  Одна из вершин остатков вулкана, действовавшего около 150 миллионов лет назад, Кара-Даг   В окрестностях Коктебеля (на горизонте — гора Карадаг)

Расположен на побережье Чёрного моря, в 20 км к юго-западу от Феодосии, на приморской автодороге P-29 Феодосия — Алушта, на берегу Коктебельского залива, у подножия вулканического массива Карадаг. Коктебельский залив открыт в направлении на юго-восток, с востока ограничен узким мысом Киик-Атлама, на котором расположен посёлок городского типа Орджоникидзе. Горный массив Карадаг ограничивает залив с юго-запада и в значительной мере покрыт лесом, богатым редкими растениями и животными. Горный массив Карадаг является заповедником и доступ туда открыт только с экскурсиями.

С севера и востока Коктебель окружают степные горы с отдельными вкраплениями виноградников. На северо-западе высится скалистая гора Татар-Хабурга (высота 236 м) и более низкие горы Малка (высота 123 м) и Эгер-Оба (высота 116 м), последние практически примыкают к постройкам посёлка. На севере от города расположен хребет Узун Сырт с верхней точкой горой Клементьева. Часто дующие устойчивые ветры с моря создают на этой горе восходящие потоки воздуха, делая это место чрезвычайно удобным для планеризма, который активно развивался и в советское время, и в настоящем в самых различных формах (дельтапланы, парапланы и т. д.). На северо-востоке вдоль Коктебельской бухты тянется хребет Кучук-Енышар (высота 192 м). Через посёлок протекают два ручья.

Существуют две основные версии происхождения названия Коктебель. Согласно первой из них Köktöbel следует переводить с крымскотатарского как «край голубых холмов» (kök — серо-голубой, töbe — холм, el — край, местность). Эту «поэтическую» этимологию названия можно встретить в большинстве путеводителей. Более же обоснованной с научной точки зрения является другая версия. Словом töbel в крымскотатарском языке называют «звёздочку» на лбу у животного. А kök töbel значит «серый [конь] со звёздочкой на лбу». В пользу этой версии говорит существовавшее до середины XX века в Джанкойском районе Крыма село Кара-Тобель (qara töbel — «вороной [конь] со звёздочкой на лбу»).[15] По-видимому кёктёбель и каратёбель — это названия кыпчакских родов, кочевавших в Средние Века в степной части Крыма. Доказательством правоты именно этого объяснения служит история другого топонима Коктебель в долине р. Кучук-Карасу, который нередко путают с приморским Коктебелем. Согласно Ведомости о числе селений, названиях оных, в них дворов… состоящих в Феодосийском уезде от 14 октября 1805 года, в деревне Коктебель Кокташской волости Феодосийского уезда образованной 8 (20) октября 1802 года Таврической губернии[16], числилось 14 дворов и 103 жителя, исключительно крымских татар[17]. После реформы волостного деления 1829 года Коктебель, согласно «Ведомости о казённых волостях Таврической губернии 1829 г» остался в составе Кокташской волости[18]. Эти свидетельства касаются другой деревни Коктебель в долине р. Кучук-Карасу. Кокташ — ныне Синекаменка, между п. Богатое и п. Тополёвка. Все упоминания Коктебеля Кокташской волости не относятся к приморскому Коктебелю. Они позволяют предположить, что татары переселялись в приморскую область из Предгорного Крыма после упразднения административной границы Кафинского вилаета и переносили привычные топонимы на новые места поселения.

Точная дата основания Коктебеля неизвестна. Античные источники упоминают поселение Афинеон, которое должно было находиться в районе Коктебеля, однако следов античной эпохи в Коктебеле не обнаружено[19]. На плато Тепсень, в непосредственной близости от поселка, находилось крупное полугородское христианское поселение — известны остатки базилики, меньших церквей, жилых домов — всего площадью 17 га. Поселение существовало до рубежа IX—X веков, было разрушено печенегами и возрождено в конце XII века, вероятно, венецианцами — Посидима (Possidima), а Каллиера (неверное чтение), правильно Калитра (Callitra), указанная на многих портоланах и упоминающаяся в некоторых источниках[19], относится к Приморским Отузам. В 1360 году венецианцы уступили крымские владения генуэзцам. Во время владычества генуэзцев между Кафой и Солдаей на картах обычно указаны Поссидима, Каллитра и Меганоме. Та же ситуация сохраняется и после завоевания генуэзских земель Османской империей в 1475 году.

Восстановление поселения в XIX веке связано с возникновением болгарской деревни на дороге из Феодосии в Судак. Болгарские поселенцы приморского Коктебеля были выходцами из официальных болгарских колоний Старый Крым (1802) и Кишлав (1804). Судя по всему, они последовали за татарами, переселенцами из Кокташской волости. На военно-топографической карте генерал-майора Мухина 1817 года деревня Коктебель обозначена с 23 дворами[20]. На карте 1842 года Коктебель обозначен также с 23 дворами[21]. В 1860-х годах, после земской реформы Александра II, деревня Коктебель была приписана к Таракташской волости, центр которой Таракташ (ныне Дачное, г. Судак). Согласно «Списку населённых мест Таврической губернии по сведениям 1864 года», составленному по результатам VIII ревизии 1864 года, Кок-Тебель — русская владельческая деревня с 8 дворами, 27 жителями, мечетью, кордоном пограничной стражи и рыбными заводами, при источнике[22]. На трёхверстовой карте 1865—1876 года в деревне Коктебель обозначено 10 дворов[23]. В «Памятной книге Таврической губернии 1889 года» по результатам Х ревизии 1887 года записан Коктебель с 7 дворами и 34 жителями[24]. По «…Памятной книжке Таврической губернии на 1892 год» в Коктебеле, входившем в Отузское сельское общество, числилось 95 жителей в 7 домохозяйствах, а в не входившем в общество безземельном — 60 жителей, домохозяйств не имеющих[25]. По «…Памятной книжке Таврической губернии на 1902 год» в деревне Коктебель, входившей в Отузское сельское общество, числилось 103 жителя в 18 домохозяйствах[26]. На 1914 год в селении действовало земское училище[27]. В Статистическом справочнике Таврической губернии 1915 года[28] в Таракташской волости Феодосийского уезда значатся деревня Коктебель и одноимённое имение Ф. Э. Юнге[29].

С конца XIX века Коктебель превратился в популярное место летнего отдыха. Основателем дачного Коктебеля является местный помещик Эдуард Андреевич Юнге. С 1880-х годов он стал распродавать часть своих земель под дачные участки. Уже с 1890-х годов в поместье Юнге гостили известные писатели, художники, учёные. Особую роль в развитии Коктебеля сыграл поэт и художник Максимилиан Волошин. Он поселился в Коктебеле и на его даче гостили многочисленные поэты, писатели и другие люди искусства, у него в доме в разное время проживали Алексей Толстой, Викентий Вересаев, Марина Цветаева, Михаил Булгаков, Николай Гумилёв, София Парнок, Николай Чуковский, Нина Владимировна Коновалова и многие другие известные деятели культуры. Некоторые обитатели этой дачи в самом начале XX века (ещё до Октябрьской революции) внесли определённый вклад в развитие нудизма. Посёлок приобрёл большую известность и здесь стали строить дачи или селиться представители мира искусств и науки. После смерти Волошина его вдова продолжала принимать этих гостей, а в 1930-х его дача была преобразована в Дом творчества писателей «Коктебель», существующий и по сей день.

После установления в Крыму Советской власти, по постановлению Крымревкома от 8 января 1921 года[30] была упразднена волостная система и село вошло в состав вновь созданного Владиславовского района Феодосийского уезда[31], а в 1922 году уезды получили название округов[32]. 11 октября 1923 года, согласно постановлению ВЦИК, в административное деление Крымской АССР были внесены изменения, в результате которых округа ликвидировались и Владиславовский район стал самостоятельной административной единицей[33]. Декретом ВЦИК от 04 сентября 1924 года «Об упразднении некоторых районов Автономной Крымской С. С. Р.»[34] в октябре 1924 года район был преобразован в Феодосийский[31][35] и село включили в его состав. Согласно Списку населённых пунктов Крымской АССР по Всесоюзной переписи 17 декабря 1926 года, в селе Коктебель, центре Коктебельского сельсовета Феодосийского района, числилось 162 двора, из них 107 крестьянских, население составляло 686 человек, из них 402 болгарина, 170 русских, 76 греков, 12 татар, 14 украинцев, 4 еврея, 2 немца, 6 записаны в графе «прочие». В переписи отдельно фигурирует Коктебель-курорт, с 55 дворами и 125 жителями (91 русский, 16 украинцев, 11 греков, 4 болгар, 1 еврей, 1 латыш и 1 немец). Числился также хутор Коктебель с 1 двором, 6 жителями и русской школой I ступени (пятилетка) видимо, хутор состоял из одной школы[36]. Постановлением ВЦИК «О реорганизации сети районов Крымской АССР»[37] от 30 октября 1930 года из Феодосийского района был выделен (воссоздан) Старо-Крымский район (по другим сведениям 15 сентября 1931 года[33]) и село включили в состав. В 1920-е — 1930-е годы Коктебель благодаря постоянным восходящим потокам на плато Узун-Сырт стал центром планеризма. С 1938 года Коктебель — посёлок городского типа[38].

В 1944 году, после освобождения Крыма от фашистов, согласно Постановлению ГКО № 5984сс от 2 июня 1944 года, 27 июня крымские болгары и греки были депортированы в Среднюю Азию[39]. 12 августа 1944 года было принято постановление № ГОКО-6372с «О переселении колхозников в районы Крыма», по которому в Старокрымский район из Ростовской и Курской областей переселялось 1900 человек[40] и в сентябре того же года в район приехали первые новоселы (212 семей), а в начале 1950-х годов последовала вторая волна переселенцев из различных областей Украины[41]. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 21 августа 1945 года Коктебель был переименован в Планерское[42]. С 25 июня 1946 года Планерское в составе Крымской области РСФСР[43], а 26 апреля 1954 года Крымская область была передана из состава РСФСР в состав УССР[44]. В 1959 году был ликвидирован Старокрымский район[33] и село присоединили к Судакскому. Указом Президиума Верховного Совета УССР «Об укрупнении сельских районов Крымской области», от 30 декабря 1962 года Судакский район был упразднён и село включили в состав Алуштинского района[45][46]. 1 января 1965 года, указом Президиума ВС УССР «О внесении изменений в административное районирование УССР — по Крымской области»[47] Планерское передано в состав Феодосийского горсовета.

Постановлением Верховного Совета Крыма от 1 июля 1992 года № 112-1 посёлку возвращено историческое название[48].

В 2003—2013 годах ежегодно в Коктебеле проводился крупнейший на Украине фестиваль современной этнической и джазовой музыки «Джаз Коктебель», в 2015 году возобновилось проведение фестиваля «Koktebel Jazz Party» в те же сроки[54]. В доме Волошина и некоторых кафе проводятся фестивали поэтов. В последние годы (начиная с 2006-го) Коктебель облюбован танцорами аргентинского танго: на майские праздники здесь проводится Международный танго-кэмп «Крымские каникулы», а осенью — фестиваль «Бархатное танго», на которые съезжаются тангерос с Украины, из России, Германии, Австрии, Аргентины, Польши, Турции, Англии, Италии, Франции, США, Канады и др. стран[источник не указан 555 дней].

http-wikipediya.ru

История Коктебеля | Коктебель | Все о Крыме

Коктебель – курортный поселок на востоке Крымского полуострова, вольготно растянувшийся на побережье Коктебельского залива у подножия гор Кара-Дага. Существует поэтическая версия названия поселка – «край голубых холмов», но все же более вероятно, что «кёктёбель» – просто название одного из кыпчакских кочевых родов.

Дата основания Коктебеля неизвестна, следов упоминаемого в античных документах поселения Афинеон, находившегося в этих местах, пока не обнаружено. Найдены лишь остатки христианских построек IX – X вв., возможно, принадлежавшие городу Каппетра. Никаких свидетельств относительно живших здесь людей в период генуэзского и османского владычества не найдено, поэтому первой официальной информацией о Коктебеле можно считать данные Описания Крыма, относящиеся к 1805 году. Тогда это была деревня, где было всего 103 жителя, по национальности – крымские татары.

1879 год вошел в историю не только Коктебеля, но и всего Крыма. Именно в этот год начинается история крупнейшего промышленного виноделия в Коктебеле. Его основателем стал ученый-офтальмолог Эдуард Андреевич Юнге, заложивший плантации на здешних плодородных землях. Дело отца по возрождению виноградарства в Коктебеле продолжил его сын - Александр Эдуардович. Изучая виноделие в Испании, Италии, Германии и Франции, он завершил строительство в имении отца винодельни с большими погребами. Им же к концу XIX века были заложены основы научного изготовления вин. Так, в Коктебеле зародилось виноделие со своими традициями. Сегодня завод марочных вин и коньяков «Коктебель» является одним из самых мощных винодельческих производств в Крыму, выпускающих коньяки, марочные столовые, крепкие и десертные вина.

Тогда же в конце 18 века, благодаря, уже известному нам, винодельцу и помещику Ф.Э. Юнге, началась новая замечательная страница истории Коктебеля. Именно ему пришла в голову мысль о продаже части своих угодий под дачные участки. Прекрасную идею подхватили деятели литературы и искусства и в результате чего, посёлок приобрел невероятную популярность для нескольких поколений российской интеллигенции.

Здесь построил дачу поэт Максимилиан Волошин, его гостями бывали Михаил Булгаков и Марина Цветаева, Николай Гумилев, Алексей Толстой и многие другие. Некоторые, склонные к эпатажу представители богемы начала ХХ, на пляжах Коктебеля даже пытались следовать принципам нудизма. После смерти М. Волошина сюда приезжали гости к его вдове, а с 1930 года здесь расположился Дом творчества писателей.

Географические и климатические условия района позволили в 20 – 30 годы ХХ века организовать на плато Узун-Сырт центр планеризма. В 1945 году посёлок был переименован в Планерское, историческое название было возвращено только в 1993 году. Крымско-татарское население Коктебеля не избежало судьбы своих соотечественников, и было депортировано в 1944 году в районы Средней Азии. А сюда приехали жители Курской и Ростовской областей.

Коктебель сегодня – это не только рекреационный курорт, но и крупный культурный центр проведения международных музыкальных, танцевальных, литературных фестивалей, семинаров и лекции.

bahamaclub.ru

История Коктебеля | А.Крымов вики

Старый добрый Коктебель

Татьяна Михайловна Фадеева

Александр Константинович Шапошников

Основные вехи в истории Коктебельской округи

Босфорское царство и Римская империя, Византия и Хазарский каганат, Генуэзская колония Хазария, Золотая Орда и Османская Порта, Российская империя

Боспорское царство и Римская империя

(греко-римские источники об окрестностях Коктебеля)

Доселе грезят берега мои

Смоленые ахейские ладьи,

И мертвых кличет голос Одиссея,

И киммерийская глухая мгла

На всех путях и долах залегла,

Провалами беспамятства чернея.

Наносы рек на сажень глубины

Насыщены камнями, черепками,

Могильниками, пеплом, костяками.

В одно русло дождями сметены

И грубые обжиги неолита,

И скорлупа милетских тонких ваз,

И позвонки каких-то пришлых рас,

Чей облик стерт, а имя позабыто.

Сарматский меч и скифская стрела,

Ольвийский герб, слезница из стекла,

Татарский глет зеленовато-бусый

Соседствуют с венецианской бусой.

Максимилиан Волошин

Древнейшие свидетельства о местностях к юго-западу от Феодосии имеются в трудах древнегреческих и римских писателей. Псевдо-Скилак Кариандский (вторая половина IV в. до н. э.) сообщает в своей лоции: лВслед за скифской (землей) народ тавры населяет выступ материка — тот мыс находится в море. В таврской (земле) проживают эллины вот где: в торжище Херронес, (затем) Бараний Лоб, выступ таврской (земли), после которого снова суть скифы, а города эллинские там в ней (земле скифов): Феодосия…+. Как следует из этого сообщения, местности от южнобережных мысов (Форос, Ай-Тодор) до Феодосии населяли скифы.

Писатель I в. до н. э. Александр Полиистор в пересказе Элия Геродиана (конец II в. н. э.) и Стефана Византийского (VI в.) сообщает о некоей Святой горе в Скифии, на которой почитали бога Асклепия: лСвятая (гора): место в Скифии, в котором почитается Асклепий+, как сообщает Полиистор в 12 книге Элия Геродиана. И еще: лЛожная Артака, холм в Скифии, после так называемой Святой горы+ (Стефан Византийский). Даже если речь идет об Аю-Даге и мысе Плака, или Медвежонок, в Партенитах, это известие ценно прежде всего тем, что отмечает древнюю таврическую традицию почитания бога-врачевателя на вершинах гор. Весьма вероятно, что под Святой горой Александра Полиистора подразумевается наш Кара-Даг.

Самый знаменитый географ древности — Страбон (63 г. до н. э. — 23 г. н. э.) в IV главе VII книги своей лГеографии+ сообщает: лПосле Симболон Лимена, вплоть до города Феодосии тянется таврическое побережье длиной около тысячи стадий. Побережье это каменистое, гористое и подвержено сильным бурям с севера… В гористой области тавров есть также гора Транезунт (Столовая), одноименная городу, расположенному поблизости от Тибарании и Колхиды. Вблизи этой же гористой области есть и другая гора Киммерий… За упомянутой гористой областью лежит город Феодосия. Город занимает плодородную равнину и обладает гаванью, могущей вместить сто кораблей. Этот (залив) прежде был границей между землями боспорян и тавров+.

В известии Страбона отметим факт прохождения границы между владениями боспорян и землей тавров. Археологические исследования в округе Коктебеля выявили два пограничных боспорских укрепления (городища) — Биюк-Енишарское, контролировавшее Узун-Сыртский перевал, и Сары-Каинское, охранявшее древний тракт, переходивший из уричища Ак-мелез через седловину Сары-Каи в балку Янтык.

Римский географ середины I в. н. э. Помпоний Мела писал 44 г н. э. в параграфе 3 второй книги своей лГеографии+: лВ киммерийском Боспоре города Мирмекион, Пантикапей, Феодосия, Гермизий, по Эвксинскому морю Ц Таврики+.

Отметим редчайший топоним, более нигде не засвидетельвованный, Гермизий, имеющий в своем составе суффикс изобилия, скопления чего-либо Ц isi -, и корень/основу — herm(e), которая может иметь значение л(каменные) столбы с головою бога+, чаще всего, Гермеса, или лхолм, вертикальная скала, подводная скала+. Вероятно, Гермизий означает лместо, изобилующее вертикально стоящими скалами+. Такое значение подсказывает мысль о сходстве этого названия с характерной чертой коктебельского ландшафта.

Несколько строк таврическому побережью посвятил и Плиний Секунд (23-79 гг. н. э.): лТам мыс Парфений, община/ город тавров Плакия, порт Символов, мыс Бараний Лоб напротив азиатского мыса Карамбик… от него — многие заливы и гавани тавров, город Феодосия, (отстоящий) от Бараньего Лба на 125 миль (185 км), от Херсона ровно 165 миль (244,2 км)+.

Из этого сообщения следует, что к юго-западу от Феодосии на 185 км простирался таврский берег со многими бухтами и портами. Плиний весьма точен в измерениях — современное расстояние пассажирской морской линии Феодосия-Ялта — 146 км, Ялта-Форос — еще 43 км.

Арриан в своей лоции Черного моря, которую он составил около 131—137 гг. н. э. сообщает о непосредственной округе Коктебеля (сразу после описания местоположения и состояния Феодосии следуют строки): лотсюда до запустевшей гавани скифотавров двести стадий (31,4 — 31,6 км), отсюда до Лампада таврической земли — 600 стадий (94,2-94,8 км)+. Арриан пользовался стадием Эратосфена — 157/8 м.

Тридцать километров каботажного плавания от Феодосии приводят к Кара-Дагу, в зависимости от характера маршрута либо к устью Кордонной балки, либо Карадагской балки. В любом случае, это — древнейшее конкретное упоминание местности близ Коктебеля.

К сожалению, нет исторических известий об обстоятельствах, при которых жители оставили порт.

Величайший географ античности, Клавдий Птолемей (II в н. э.) в параграфе 4, главы X, книги VIII лГеографии+ среди прибрежных пунктов таврического берега перечисляет несколько, представляющих интерес и для коктебельцев: лпосле того перешейка, что (располагается) у реки Каркинита, в Понте:; город Евпатории — 60 град. 45 мин. ЗД — 47:40 СШ, Дандака — 60:45 — 47:20, Гавань Символов — 61:00 — 47:15, Мыс Парфений — 60:40 — 47:00, Херсонес — 61:00 — 47:00, Гавань Гребешков -| 61:00 — 46:50, Мыс Бараний Лоб — 62 — 46:50, (крепость) Частокол — 62 — 46:50, Лагюра — 62:30 — 47:00, Мыс лВорон+ −63:00 47:00, Устье реки Истриан — 63:10 — 47:10, Феодосия −63:20 — 47:20, Нимфай — 63:45 — 47:30+.

Несмотря на несовершенство птолемеевой системы координат, что отчасти объясняется несовпадением положения северного полюса в античности с современным, понятно, что мыс лВорон+, устья реки Истриан тяготеют к Феодосии. Если признать в мысе лВорон+ Меганом, то устья реки Истриан надо размещать либо в Отузской долине, либо в Коктебеле.

Анонимный перипл (лоция) середины V в. н. э. сообщает некоторые дополнительные сведения о порте скифотавров, известном из лоции Арриана: лОт Феодосии до гавани Афинеона, или гавани скифотавров, запустелой, — двести стадий, там незапертая гавань для судов. От гавани Афинсона, или скифотавров, до Лампада 600 стадий, 80 миль+. В пересчетах на мили допущены просчеты. Но данные текста Арриана сохранены без искажений. Зато в этом тексте появляется название прежде безымянного порта скифотавров. К сожалению, решительно ничего не известно о том, кто был Афинеон: частное лицо (купец?) или представитель боспорского царства, при каких обстоятельствах обустроил он эту гавань? В этой же лоции сказану лот (гавани) Афинеона до (города) Кютов живут скифы+.

Вся совокупная информация, фрагментарно дошедшая до нас, может быть изложена в таком виде:

1. В окрестностях Коктебеля издавна обитали тавры, скифы и скифотавры, они же тавроскифы. Современного читателя пусть не смущает кажущаяся путаница. Подлинного самоназвания народа, оставившего могильники лкаменных ящиков+, мы не знаем, и, вероятно, никогда не узнаем. Тавры, скифы, скифотавры — все это аллоэтнонимы (названия, данные античными авторами), лишенные конкретно-этнического значения.

2. В окрестностях Коктебеля были заливы и гавани тавров (скифотавров), один из них назывался порт Афинеона.

3. В окрестностях Коктебеля проходила граница страны тавров и боспорян.

4. В окрестностях Коктебеля протекала река Истриан.

5. В окрестностях Коктебеля, вероятно, находилась Святая гора, где почитали бога врачевания — Асклепия.

Византия и Хазарский каганат

Как ни странно, в письменных источниках, связанных с Хазарским каганатом (еврейских, греческих, латинских), большой город на Тепсене не нашел отражения. Его название не упоминается. Как правило, между Боспором-Кареем (Керчь) и Сугдайей (Судак) Ч только область Кампанидов и город Феодосиополь.

В Равеннской лоции конца VII в. сказано: л…мы говорим, что были многочисленные гражданские общины в Босфорианской части света, из которых некоторые мы хотим обозначить: а именно, Бористениду, Ольбиополь, Калиполь, Дори, Херсону, Феодосиополь, Карею, Трапезунт. Также и супротив области Роксоланов суть области, а именно: Ситотрогов, еще область Кампи Кампанидов, а также Гето Гитов, область Сугдабов, Фанагуров, болото Меотида…+.

Обратим внимание также на то, что в перечне этнополитических единиц (страна Роксоланов, страна Хлебоедов, область полей Кампанийцев, Готия Готов, область Сугдабов, область Фанагорийцев нет хазар, и все единицы рассматриваются как самостоятельные.

Из итальянских источников позднейшего времени известно, что область Кампания простиралась от Кафы до знаменитого киммерийского вала (Аккосов вал).

Сам каган Иосиф в своем письме испанскому еврею Хасдаю бен Шафруту так описывает свои Таврические владения в середине X в.: лС западной стороны Шаркил, Сам-Карей, Карей, Сугдай, Алус, Ламбат, Бартенит, Алубиха, Кут, Манкуф, Бурк, Алма, Гурзуни+. То есть Белая Вежа (в Подонье), Тьмутаракань (Тамань), Керчь, Судак, Алушта, Ламбат, Партениты, Алупка, Готия (?), Мангуп, Альма, Корсунь.

К сожалению, между Кареем (Керчь) и Сугдайей (Судак) никаких городов не упомянуто. Это соответствовало действительности. Городище Тепсень в 940-е гг. уже было оставлено жителями окончательно.

Генуэзская колония Хазария

(итальянские источники об окрестностях Коктебеля)

По картам здесь и город был, и порт.

Остатки пола видны над волнами.

Соседний холм насыщен черепками

Амфор и пифосов. Но город стерт,

Как мел с доски, разливом конных орд.

И мысль, читая смытое веками,

Подсказывает ночь, тревогу, пламя

И рдяный блик в зрачках раскосых морд.

Зубец, над городищем вознесенный,

Народ зовет лИссыпанной короной +,

Как знак того, что сроки истекли,

Что судьб твоих до дна испита мера.

Отроковица Эллинской земли,

В венецианских бусах — Каллиера!

Максимилиан Волошин

После полутысячелетнего молчания европейские источники вновь упоминают названия мест коктебельских окрестностей. На картах 1320—1321 гг. Петро Весконте из Генуи обнаруживаем между Caffa и Soldaia три порта: Роssidima-Calitra-Meganome.

Вопреки распространенному мнению о том, что локализовать эти пункты невозможно, попытаемся это сделать. На картах П. Весконте отчетливо выведена береговая линия. За обширным заливом с надписью Саffa следует мыс (Св. Ильи?), затем другой залив (Текие, или Двуякорный?), далее — длинный мыс (Киик-Атлама?), еще один заливчик с островком в нем (Енишарская бухта и островки Таш-Баши и Таш-Тепе?). После этих объектов изображен обширный, глубоко врезающийся в сушу залив с надписью Possidima, который замыкается мысом (Мальчин?). После мыса — заливчик и еще один мыс (Хоба-Тепе?). Вновь обширный, вытянутый к югу, залив с надписями Callitra и Meganome (комплекс бухт Карадагской, Лисьей и Чалки?). Заключает этот залив большой мыс с двумя выступами (Толстый и Маячный — мысы Меганома?), затем еще один залив (Капсельский?), мысок (Алчак?) и бухта с надписью Soldaia (Судак).

Очень похожее очертание берега и аналогичное расположение названий портов в заливах находим на картах таких авторов, как фра Мауро (1450 г.), Батиста Аньезе (1542 г.), Диего Хомен (1572 г.)

Эти карты не оставляют сомнений в том, что между пунктами Caffa и Possidima находятся, как правило, три выступа — средний выступает дальше других в море, а ближе к третьему мысу — островок. Всего между Каффой и Поссидимой — два залива, достойных изображения на карте. Такой контур сильно напоминает очертания береговой линии между Феодосией и Коктебелем.

Ввиду всего вышеизложенного приходим к заключению, что Меганоме — это средневековое поселение на месте Солнечной долины (Коз), где сохранилась церковь X в., а не мыс Меганом, как привыкли думать краеведы; Каллитра Ц средневековое поселение на холме Кордон-Оба в Крымском Приморье, где также обнаружены археологические слои генуэзского периода; Поссидима же оказывается в Коктебельском заливе, где позднесредневековые памятники сосредоточены в Кордонной балке, на части плато Тепсень и у подножья Сюрю-Каи.

Кроме данных итальянской картографии существуют свидетельства архива венецианского сената еще о двух местных названиях коктебельской округи — это мыс св. Иоанна и бухта Провато. Таким образом, от периода итальянских колоний в Таврике дошло четыре топонима, связанных с окрестностями Коктебеля: Св. Иоанн, Провато, Поссидима и Каллитра. Все они — явно нетюркского происхождения.

Наибольший интерес представляет Каллитра, засвидетельствованная в нескольких вариантах: Callitra (1320, 1321, 1450, 1471, 1497, 1508, 1538 гг.), Calitra (1542, 1570, 1572 гг.), Callitre (1452 г.). Во времена Волошина из-за нечеткости написания это название читали как Каллиера (ле+вместо лт+), отсюда его невольная ошибка. Топоним Саl(l)itra очень древний, принадлежит некоему индоарийскому языку лдоскифского+ периода. Название Callitra этимологически прозрачно: корень kal(i) — лчерный+ широко представлен в местных названиях Индостана и в топонимии Циркумпонтийского региона Ц Caliordi, Caliacra, Calipolis, Calos Limen etc, суффикс местонахождения Ц tr — и флексия собирательной множественности -а. Словосложение имеет, таким образом, значение лчернота, черные (деревья), черный (лес)+, которое поддерживается и тюркской калькой Карагач — лчерные деревья, лес из вязов. Можно понимать это местное название и как лурочище богини Кали+: ведь вся здешняя страна посвящена женскому божеству, Лунной богине, которую чтили издревле под разными именами. Этимология имени помогает с большей уверенностью локализовать это название в устье Карадагской балки, у отрогов хребта Карагач.

Название населенного пункта в Коктебельском заливе засвидетельствовано также в нескольких вариантах, являющихся результатами адаптации туземного имени в иноязычной среде. Последние формы возникли, вероятно, в результате порчи текста при копировании в романской народной среде. Вероятно, древнейшая форма — Поссидима. Похоже, имя индоевропейского происхождения состоит из префикса (а)ро-, корня Ц sid(i) — сидеть+ и суффикса — (i)ma. Весь комплекс можно трактовать как оседлое (поселение)+ или (селение) у седловины.

Таким образом, от периода итальянских торговых факторий и колоний в Таврике/Хазарии дошло четыре местных на звания, непосредственно связанных с окрестностями Коктебеля: Каллитра, Поссидима, Провато и мыс Св. Иоанна. Из них первые два относятся к древним индоевропейским языкам, два последних связаны с греческим языком и периодом византийской раннехристианской империи в Причерноморье.

Эти топонимы тесно связаны с местами поселения христиан (отчасти аборигенов, отчасти выходцев из Византии и Италии), ютившихся в укромных прибрежных уголках, труднодоступных для кочевников.

Оккупация Таврики Османской Турцией не сразу изменила состояние дел на полуострове — многие населенные пункты продолжали существовать в прежних местах и с прежним населением, сохраняя свои названия до последней четверти XVI в. и дольше.

Золотая Орда и Османская Порта

(татарско-турецкий период)

Местные названия Коктебеля и его окрестностей, сохраненные удивительной памятью старожилов, отражают не только состояние микротопонимической номенклатуры XIX в., но и эпохи турецкого господства (1475—1779 гг.), а также и более древние времена татаро-монгольского захвата Крыма (с середины XIII в). Топонимия отчасти помогает восполнить недостаток источников по этнической истории Коктебеля позднего средневековья.

Более ранним было татаро-кыпчакское освоение коктебельских окрестностей. Это были монголо-татары, тюркские этносы, носители кыпчакских диалектов с монгольской языковой примесью. Они появились на территории, прежде принадлежавшей городу-государству Сугдайя и составлявшей сугдайскую христианскую епархию, во второй половине XIII в., после опустошительных набегов первой и второй четверти того же века.

Старейшая этническая группа, проникшая в Коктебельскую округу, — татары-хабурга (собственно татаро-монголы с тотемом лкабарга+). Скудные языковые следы их пребывания — холмистая гряда Большая, Малая Татар-Кабурга, бессточное озеро Бараколь (Боро-г+л).

Вторая этническая группа, преимущественно кыпчакская (?) — к+к-т+бель, вероятно, появилась в этих местах в первой четверти XIV в. Языковые следы этой этнической группы сильно напоминают язык знаменитого письменного источника первой трети XIV в. — Кодекс Куманикус (о нем речь пойдет в последнем разделе). Придя со своей центрально-азиатской прародины, кыпчаки оставили в Крымской степи следы пребывания этнической группы т+белов: это Кара-Тобель (кара-т+бель) — ныне пос. Дружное (Дружба) в Азовском районе. Видимо, путь кок-т+белов пролегал от приазовских степей Крыма, через Старокрымское урочище и балки Янтык и Османов Яр в бассейн речки, носящей ныне их имя.

Третья этническая группа — отуз (в тюркской традиции это числительно обычно предшествует второму компоненту этнонима: отуз-уйгур, отуз-карлук, отуз-татар и т. п.) проследовала тем же путем, но из урочища Армутлук отузские татары направились в долину реки Левой Отузки и осели в ауле, уже в XV в. носившем их имя (Отуз).

Старый крымско-татарский язык принадлежал к кыпчакской группе вместе с карачаевским, балкарским, кумыкским, казахским и некоторыми другими языками. В период турецкого господства крымские татары испытали сильное влияние турецкой культуры, а их язык подвергся сильной ассимиляции со стороны турецкого языка и его диалектов. Поэтому старый кыпчакский язык стал забываться и сильно засорился турецкой лексикой. Уже к началу XX века татары плохо понимали многие местные названия, беспомощно пытались переосмыслить их сообразно современному состоянию их языка.

В период генуэзской колонии Хазария (1367—1456 гг.) и правления банка Святого Георгия (1456—1475 гг.) власть генуэзской администрации едва ли простиралась дальше непосредственных окрестностей портов и городищ, принадлежавших им. Родоплеменные группы татар-кабурга, кок-т+белов, отуз (татар?), вероятно, относились к крымскому улусу Золотой Орды и подчинялись ее правителям. Тем не менее, постепенно происходила христианизация варваров. В окрестностях Каффы широкую миссионерскую деятельность развернули монахи францисканского монастыря Святого Иоанна.

После оккупации генуэзских владений турками статус-кво сохранялся еще около века. Затем турки приступили к колонизации своих, приходивших в упадок заморских владений. Похоже, татары-кабаргинцы и кок-т+белы были вытеснены с части своих земель, по которым пролегала дорога из Кефе в Судак. Турки основали Кады-Кой, кок-т+белы были либо изгнаны, либо ассимилированы.

Стремясь ослабить и ассимилировать местное христианское население Южного берега Крыма от Каффы до Инкермана и не допустить проникновения туда кыпчаков-татар, султаны переселяли в свои крымские владения колонистов, происходят из вилайетов внутренней Анатолии, особенно из вилайета Конья. Эти колонисты происходили из особой этнической общности, известной под названием караманли, или караманлисы. Их диалект несколько отличается от литературного турецкой: имеет много схождений с азербайджанским языком.

Турки-караманли, переселенцы из Караманлийского округа вилайета Коньи из центральной Анатолии, появились в коктебельской округе по велению султана в ХVII-ХVIII вв. Их переселение имело целью укрепить господство Османской Турции над крымским побережьем. Колонисты должны были либо ассимилировать христианское аборигенное население, либо вытеснить его из приморских торжищ, образовать воинские контингенты в помощь турецкой администрации Кефе для отражения казацких набегов и сдерживания кыпчаков-татар, интенсивно оседавших на земле и стремившихся расселяться в непосредственной близости к морским торговым и ремесленным центрам.

+ Название Хазария пришло на смену названию Таврика и сохрани лось в Восточном Крыму в память о недавнем хазарском господстве.

Можно указать места поселения Караманлисов в коктебельской округе — Киик-Атлама, Енишары, Кордонная балка и Култукская балка. Отметим и цепочку турецких форпостов, охранявших старинный тракт Кефе — Судак: Насып-Кой (Насыпное), Джанкой (Подгорное), Кадыкой (Лягушка, Кадыкойская дорожная будка). Все они имеют типично турецкий компонент кой/к+й — лселение, село+ и первый компонент по имени первопоселенца или по его чину — Насып=Назип, Джан, Кады (личное имя или титул кадий-судья?).

Само по себе название Кара-Даг — лчерная гора+ — объясняется не ее конкретными особенностями (цветом, связью с подземными силами и т. п.), как привыкли считать многие. Оно механически перенесено переселенцами турками-караманли со своей родины — окрестностей величественной горы Кара-Даг (2271 м) из округа Караман вилайета Коньи. Поэтому столь важное в коктебельской микротопонимии название, в первую очередь, мотивировано стремлением колонистов окружить себя привычной географической номенклатурой, хотя при этом вполне совпало с признаками реальной горной системы.

Огузская группа тюркских языков представлена, в основном, турецким, азербайджанским и туркменским языками, распадающимися на многочисленные диалекты. Местные коктебельские названия огузского вида оставлены турецкими солдатами, чиновниками и колонистами личного домена султана (напомним, что после завоевания генуэзской колонии Хазария и княжества Феодоро в 1475 году их территория была превращена в личный домен турецкого султана).

Турецкая административная колонизация пришла в упадок по мере погружения Турции в глубокий кризис в 18-19 веках и была ликвидирована с завоеванием Крыма русскими.

После присоединения Крыма к России большая часть караманлисов вернулась на родину, а немногие оставшиеся, сливаясь с постепенно втягивавшимися в прибрежные области кыпчаками, образовали смешанный этнос южнобережных татар-османли, говоривших на так называемом крымско-османском языке. Названия, происходящие из этого языка, зачастую бы малопонятны для крымских татар предгорий и степи.

В конце XVIII в. жители Кады-Коя покинули его Ц часть их вернулась в Турцию, часть переселилась в соседние Отузы (современная Щебетовка). В 1778 г. был навсегда заброшен и армянский монастырь.

Коктебельская долина надолго опустела и заросла рощами, перелесками из кустарниковых лдубков+, боярышника, шиповника. Внимательный наблюдатель заметит на изображениях Коктебеля начала XIX в. очевидное несоответствие современным реалиям — долина Коктебеля, Куру-Еланчика и даже обширная пойма реки Янтык были покрыты густым лесом, в котором петляла проселочная дорога.

Российская империя

Современный Коктебель сложился на основе болгарского села Коктебель (1830-е гг.), болгарского хутора Бараколь (1860-е гг.), греческого хутора Армутлук (1890-е гг.), русского хутора Кордон и русского дачного поселка на берегу залива (1900-е гг.).

Само село, к началу XX в. имевшее более ста усадеб, формировалось вокруг постоялых дворов, главным из которых был лхан+ семейства Стамовых (подворье магазина лКоктебель+). Главной улицей села исторически было Судакское шоссе (ныне ул. Ленина). Второй улицей стала Греческая (ныне ул. Жуковского), на которой расселился оболгаренный греческий род Челебиевых. В первые десятилетия XX в. застроилась ул. Садовая (ныне ул. Шершнева).

Русский курортный дачный поселок формировался в начале XX в. на части земель помещика Э. Юнге, прилегающих к пляжу. Особняком стояли помещичьи экономии и усадьбы — усадьба и винный завод Э. Юнге у подножия Кучук-Енишаря, а подворье Хрущевской усадьбы располагалось близ одноименного источника в местности, где ныне выросли дачный поселок и строительные площадки.

Еще в начале столетия Коктебель поистине представлял собой прекраснейший уголок Земли с суровыми и контрастными природными данными, ярким колоритом болгарского села и очагами просвещенности в помещичьих усадьбах и дачах среднего класса.

Эпоха тоталитаризма (1920—1991 гг.) совершенно преобразила этот перспективный некогда природный курортный уголок. В низовье Кордонной балки вырос небольшой рабочий поселок трассовых разработок с канатной дорогой, тянущейся к карьерам, осквернившим незаживающей язвой Святую гору, с электростанцией, дробилкой, рабочей столовой, причалами для барж.

После войны и депортации болгар (1944) пгт Планерское сильно разросся; прежде существовавшие обособленно болгарское село, русский курортный поселок и рабочий поселок у Кордона и в Нижних Трассах слились в одно целое, и грани их совершенно изгладились.

В угаре курортной лихорадки 70-80-х годов Планерское совершенно утратило оригинальный облик и национальный колорит. Застройка велась без всякого вкуса и порядка. Целые кварталы поселка обросли уродливыми лшанхайчиками+: безобразными нагромождениями в каждом дворе сараев и сарайчиков, курятников, времянок, банек, лкотушков+, предназначенных для сдачи отдыхающим. В курортной зоне разнообразие местного архитектурного колорита дач сменилось типовыми серыми корпусами.

Нисколько не украсила поселок и новая эпоха гангстеризма (с 1992 года). Развернутая полукриминальными кругами строительная лихорадка последнего десятилетия породила беспорядочность, безвкусицу, лгромадье+ и бестолковщину, заслонившие перспективу Коктебеля стать прекрасным курортным местом.

Старый добрый Коктебель

Татьяна Михайловна Фадеева

Александр Константинович Шапошников

Основные вехи в истории Коктебельской округи

http://crimea-map.msk.ru/466611.html

Шаблон:Tavr-hist-stub

ru.akrymov.wikia.com


Смотрите также