Обстоятельства присоединения Крыма к Украине в 1954 году. Когда крым отдали


Как Ельцин второй раз отдал Крым » Новости со всего мира

Крым вместе с Таманским полуостровом был присоединён к Российской империи указом Екатерины Второй в 1783 году и с тех пор существовал как её неотъемлемая часть. Именно Россия ликвидировала в 17-м веке Крымское ханство, три века до того грабившее и разорявшее руcские, украинские, молдавские и польские земли.

После Октябрьской революции в ходе Гражданской войны жители Крыма объявляли себя Советской Социалистической Республикой Тавриды, Крымской Советской Социалистической Республикой, пока не получили в 1921 году статуса « Автономная Крымская Советская Социалистическая Республика» в составе РСФСР. Эта формула отражала многонациональный характер населения полуострова. Основную его часть уже тогда составляли русские, на втором месте стояли крымские татары, затем греки, болгары.

В 1941 году, спасаясь от оккупации, много русских эвакуировалось. Против оставшихся был развёрнут жестокий геноцид. Немцы активно использовали для этого, а также для борьбы с партизанами, крымско-татарских националистов и 20 тысяч из них, дезертировавших из Красной Армии и перешедших на сторону гитлеровской Германии. Их зверства по отношению к немусульманскому населению не знали пределов. В русских поселениях все колодцы были забиты трупами — людей бросали туда живыми, чтобы не тратить патронов. Проведённое после освобождения Крыма расследование пришло к выводу, что подавляющая часть крымских татар активно сотрудничала с оккупантами, вела вооружённую борьбу с Советской властью. Существовало неоспоримое доказательство. При обысках в татарских домах было найдено 5395 винтовок, 337 пулемётов, 250 автоматов, 31 миномёт. И это при общей численности крымских татар в то время 150 тысяч человек.

Оставлять в тылу Красной Армии это вражеское гнездо было невозможно. И Государственный Комитет Обороны принял решение: исходя из предательских действий большинства крымских татар против советского народа, переселить их из приграничной зоны с союзником Германии Турцией, каковой являлся Крым, в Узбекистан. Одновременно были выселены 40 тысяч болгар, греков, армян и немцев, запятнавших себя активным сотрудничеством с фашистами.

При жизни того поколения советских людей, которое на себе испытало немецко-татарский геноцид, своими глазами видело тысячи зверски растерзанных людей, лидеры крымских татар боялись даже заикнуться о возвращении в Крым. Разрешение на это было получено в 1989 году от горбачёвской шайки товарищей по предательству.

Сразу после освобождения Крыма еврейская община СССР в лице Михоэлса, жены Молотова Жемчужины и других видных людей стала настойчиво добиваться переноса в Крым Еврейской автономной области с Дальнего Востока. В этом её поддерживали влиятельные западные политики, банкиры, бизнесмены. Но Сталин твёрдой рукой пресёк их притязания. В 1945 году, сразу после окончания войны Крымская АССР была преобразована в Крымскую область РСФСР. В Крым направили большое количество русских и украинских переселенцев, в том числе инвалидов и участников войны.

Как Ельцин второй раз отдал КрымРешение Хрущёва о передаче Крыма Украине было воспринято как очередное самодурство и не повлияло на повседневную жизнь. После его смещения многие самодурства были отменены. Но не в отношении Крыма.

Для пришедшего на смену Хрущёву Брежнева интересы Украины, откуда он родом, были выше российских. Президиум Верховного Совета СССР при нём долгое время возглавлял тоже украинец Подгорный, вообще не чуждый национализма. Однако при советском строе украинизация Крыма выражалась в основном чисто внешне и заключалась в появлении на вывесках и указателях украинских названий, над которыми и местные жители и особенно отдыхающие, туристы, добродушно посмеивались: зупинка вместо остановка, перукарня вместо парикмахерская, едальня вместо столовая. Родными эти и подобные слова были меньше, чем для десятой части крымчан, да и те с детства привыкли говорить по-русски.

В 80-х годах с ослаблением центральной власти и ростом национализма украинизация активизировалась. И хотя она ещё не приняла агрессивного характера, большинство крымчан стало проявлять беспокойство о своей судьбе, которое после развала СССР переросло в большую тревогу.

Сразу же возник вопрос о государственной принадлежности Крыма. Цепная реакция суверенизации шла тогда очень быстро. Вслед за союзными республиками в неё включились автономные. Аргументы у них были простые. Ведь если, скажем, Грузия, Молдавия, Украина сами решали свою судьбу, не считаясь с Конституцией СССР, то и Абхазия, Приднестровье, Крым тоже получили де-факто полное право на самоопределение.

Руководство Крыма, общественные организации не раз обращалось к российским властям, объявившим себя преемниками СССР, с просьбой принять область в состав России, что тогда можно было сделать без особых сложностей. Но Ельцин только отмахивался от них. За передачу Крыма Украине Хрущёва в России и Крыму клянут до сих пор, а вот о роли Ельцина помалкивают, он неприкасаемый.

В 1991-1992 годах украинские руководители ещё не перешли на оголтело-шовинистические позиции. Они прекрасно понимали всю юридическую шаткость хрущёвского решения о Крыме, несправедливость по отношению к России, которую тогда по-прежнему уважали и побаивались. Это уловил Хасбулатов и начал переговоры о судьбе Крыма с Кравчуком и своим коллегой — председателем Верховного Совета Украины Плющём. Все трое были хорошо знакомы и могли обсуждать любой вопрос не формально, а по существу. Переговоры шли, как принято говорить, в обстановке взаимопонимания. Украинская сторона с должным уважением воспринимала интересы России.

В конце концов приняли решение, что пока Крым входит в состав Украины на правах автономной республики с очень большой самостоятельностью, а окончательно вопрос о его принадлежности решит референдум: как люди проголосуют, так и будет. Севастополь независимо ни от чего передаётся в аренду России на 99 лет со всей инфраструктурой и прилегающими территориями. Договорились по согласованию с президентами, что соответствующее соглашение будет подписано ими в Дагомысе.

И вот в мае 1992 года, в прекрасную пору, когда весна в Причерноморье переходит в лето, встреча руководителей двух только-только созданных государств состоялась. В ней участвовали главы правительств, министры иностранных дел, обороны и другие высокопоставленные лица.

Поначалу вышла небольшая заминка. Прибыв на заседание, которое было призвано стать историческим, украинская делегация обнаружила, что кроме столов с прохладительными напитками, ничего не подготовлено. Не оказалось ни протоколистов, ни секретариата, ни стенографисток, ни машинисток. Видимо, ельцинское окружение понадеялось на министерство иностранных дел. Нашли на кого надеяться. Выручили работники аппарата Верховного Совета России, прибывшие вместе с предусмотрительным Хасбулатовым.

Наконец, заседание началось. После необходимых формальностей и вступительных речей Хасбулатов и Плющ положил перед президентами тексты договора. Оставалось его только подписать.

Препятствий к этому вроде бы не ожидалось, всё было согласовано. Кравчук правда, особого энтузиазма не проявлял, но и не сопротивлялся. Протоколисты уже стояли наизготовку, чтобы вложить в президентские руки ритуальные авторучки, заправленные специальными стойкими чернилами, а затем символически промокнуть учинённые подписи тоже ритуальными пресс-папье.

Где-то задерживались министры обороны. Поскольку главным вопросом встречи была судьба Черноморского флота и Севастополя, без них не начинали. Ельцин несколько раз спрашивал, почему их нет, и нетерпеливо поглядывал в сторону пляжа, где уже были накрыты столы и откуда доносился весёлые женские голоса.

Через полчаса, прошедших в беседах на разные темы, министры явились. Вошли обнявшись, оба в шортах, очень весёлые.— А ч-е-го вы тут сидите, - несколько нетвёрдо произнёс Грачёв. - Борис Николаевич, Леонид Макарович, мы уже обо всём договорились.— О чём — обо всём? — спросил Ельцин.— И флот, и прочее поделили поровну.— Хорошее решение, — обрадовался Ельцин.- Раз договорились, давайте оформляйте. — И быстро поднялся из-за стола.- А то меня журналисты ждут.И в сопровождении Коржакова ринулся в сторону моря. Кравчук поспешил за ним, Плющ за Кравчуком.

Рядом с Ельциным семенил Козырев, радостно приговаривая, что всё будет решено, и Борису Николаевичу незачем заниматься такими пустяками.За столом остался только Хасбулатов наедине с неподписанными документами, которые так и не стали историческими.

mirnews.su

АНАЛИЗ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПОЗВОЛЯЕТ СЧИТАТЬ, ЧТО ХРУЩЕВ НЕ МОГ ИНИЦИИРОВАТЬ И РЕШИТЬ КРЫМСКУЮ ПРОБЛЕМУ ЕДИНОЛИЧНО. Кто на самом деле передавал спорный полуостров соседней республике? Насколько правомерно с юридической точки зрения действовали органы государственной власти и все ли документы доступны исследователям?

 

АНАЛИЗ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПОЗВОЛЯЕТ СЧИТАТЬ, ЧТО ХРУЩЕВ НЕ МОГ ИНИЦИИРОВАТЬ И РЕШИТЬ КРЫМСКУЮ ПРОБЛЕМУ ЕДИНОЛИЧНО

 

Шесть десятилетий назад, с января по апрель 1954 года, в Кремле разворачивались события, которые в итоге привели к появлению на территории СССР латентного конфликта, связанного с передачей Крыма от РСФСР Украине. В последние месяцы по этим вопросам был буквально вал публикаций, но большинство из них имели не строго документальную, а скорее психоэмоциональную основу. Основной составляющей публиковавшихся статей был тезис «Хрущёв незаконно отдал Крым Украине».

 

Так ли это было и кто на самом деле передавал спорный полуостров соседней республике? Насколько правомерно с юридической точки зрения действовали органы государственной власти и все ли документы, имеющие отношение к проблеме, доступны исследователям? Именно на эти вопросы мы и попытаемся ответить, основываясь исключительно на архивных документах и некоторых опубликованных источниках…

 

 

СТРОГО СЕКРЕТНАЯ ПАРТИЙНАЯ ИНИЦИАТИВА

 

Для начала, как принято у профессионалов-историков, давайте определим хронологические рамки исследуемого нами процесса. Они достаточно четкие: 25 января 1954 года состоялось заседание Президиума ЦК КПСС, на котором впервые обсуждался вопрос, а 28 апреля того же года был опубликован Закон СССР «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР». Всего три месяца понадобилось для того, чтобы начать и закончить мероприятие, которое «аукнулось» обеим республикам через несколько десятилетий.

 

Президиум ЦК КПСС как орган, осуществляющий оперативное руководство делами партии (и государства) между пленумами, был создан еще в 1952 году, при Сталине, но к январю 1954 года претерпел серьезные изменения. В марте 1953 года в его состав вошли в качестве членов Берия, Булганин, Ворошилов, Маленков, Каганович, Микоян, Молотов, Первухин, Сабуров и Хрущёв. Кандидатами стали Багиров, Мельников, Пономаренко и Шверник.

 

Самое интересное, что в течение десяти лет все члены президиума, принимавшего решение по Крыму, за исключением Анастаса Микояна, были либо расстреляны, либо исключены из партии, либо отправились на пенсию и находились в опале. Но на январь 1954 года действующими членами и кандидатами были все упомянутые нами лица, кроме расстрелянного Берии и исключенного из КПСС Багирова (его расстреляли двумя годами позже).

 

Итак, в повестке дня заседания Президиума ЦК КПСС от 25 января 1954 года под пунктом № 11 стоял вопрос о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР. В архиве аппарата Президента России хранятся протокол этого заседания под порядковым номером 49, выписка из этого протокола и три варианта (два черновых и чистовой) Указа Президиума Верховного Совета СССР. Из членов Президиума ЦК на заседании были все, кроме Молотова, отсутствовал и один из кандидатов – Мельников. Зато пришли на заседание секретари ЦК – Суслов, Шаталин и Поспелов. Председательствовал, вопреки распространенному мнению, не Хрущёв, а Маленков.

 

Результатом заседания стало постановление ЦК КПСС по данному вопросу. Этот документ с самого начала был засекречен, причем на нем, как и на выписке из протокола, стоял гриф «Строго секретно». Разослали выписку Хрущёву, Ворошилову, председателю Президиума Верховного Совета РСФСР Тарасову, председателю Президиума Верховного Совета УССР Коротченко, а также руководству ЦК Компартии Украины. Документы подлежали возврату в канцелярию Президиума ЦК в течение 7 дней.

 

В первом пункте упомянутой нами выписки говорилось об утверждении проекта Указа Президиума Верховного Совета СССР, а потом, в лучших партийных традициях, перечислялись меры, которые должны были быть приняты для того, чтобы этот уже утвержденный проект «обосновать». Замечу сразу, их полностью осуществить не удалось, да и то, что было сделано, явилось, мягко говоря, неконституционным.

 

 

ВОПРЕКИ ОСНОВНОМУ ЗАКОНУ

 

Когда сравниваешь систему принятия решений при Сталине и в послесталинские времена, то невольно отмечаешь значительно более основательную подготовку различных мероприятий при «вожде народов». Давайте вспомним, уважаемые читатели, как для начала подогревались эмоции в среде заинтересованных граждан, как «собирались письма», как в газетах печатались выступления различных деятелей – от ткачих до академиков…

 

В 1954 году, когда у власти была «тройка» Молотов–Маленков–Хрущёв, о таких вещах не думали. И вопрос о Крыме подняли без какой-либо формальной инициативы со стороны граждан. Как мы уже знаем, принципиально его решили в течение десяти – пятнадцати минут на заседании Президиума ЦК КПСС. И напомню, участия населения РСФСР и УССР в процессе не предусматривалось –  изданное постановление на всякий случай было сразу строго засекречено.

 

Партийные руководители очень спешили. И поэтому сделали целый ряд ошибок. О стратегических, таких, например, как прогнозирование возможного возвращения крымских татар, тогда никто не думал. Тем более членам Президиума ЦК не могло прийти в голову, что Россия и Украина будут когда-либо независимыми государствами. Стратегия, правда, дело сложное, и не каждому оно по плечу. Но тактические задачи опытные аппаратчики решать могли. Но не решили!

 

В выписке из протокола заседания Президиума ЦК КПСС от 25 января 1954 года было решено «рассмотреть совместное представление Президиумов Верховных Советов РСФСР и УССР о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР». Точно о таком же «совместном представлении» говорится и в документе, который регламентировал заседание Президиума Верховного Совета СССР 19 февраля 1954 года. Но этого «совместного представления» в природе не существовало!

 

Дисциплинированные сотрудники Совмина России уже 5 февраля отправили в Президиум Верховного Совета РСФСР послание, которое начиналось с совершенно некорректной формулировки: «Учитывая территориальное тяготение Крымской области к Украинской ССР…» Интересно, что до этого случая словосочетание «территориальное тяготение» использовалось только в научных статьях при описании стремления мелких населенных пунктов быть ближе к тому или иному городу…

 

Обращался Совет Министров РСФСР в Президиум ВС РСФСР в общем-то незаконно. По Конституции РСФСР 1937 года (ст. 33) в функции президиума не входило принятие каких-либо решений по территориальным вопросам. Их могли принимать только на заседании Верховного Совета СССР. Более того, и Верховный Совет РСФСР не имел конституционного права отдавать что-либо другой республике! В компетенцию Верховного Совета РСФСР, в соответствии со ст. 19 Основного закона, входило лишь «представление на утверждение Верховного Совета СССР образования новых краев и областей, а также новых  автономных республик и областей в составе РСФСР» (выделено автором). Так что никаких документов о «передаче» территорий кому-либо Верховный Совет России издавать не имел права!

 

Но издал, причем в тот же самый день, когда к нему обратился Совмин. Правда, в протоколе заседания высшей партийной инстанции и других документах говорится о том, что требовалось некое «совместное представление». А оно, напомню, так и не появилось, и ни в одном архиве документа с таким названием нет!

Постановление Президиума Верховного Совета Украины (формально он тоже не имел права издавать его) примерно в три раза больше российского и представляет собой по большей части не государственный документ, а излияния благодарности. Отмечается в нем то, что передача Крыма «является свидетельством безграничного доверия великого русского народа украинскому народу». Оправдал ли украинский народ такое доверие – судите сами…

 

 

А КАКОЙ ДОКУМЕНТ УТВЕРДИЛИ – НЕПОНЯТНО!

 

И историки, и многие наши читатели знают, что законы, указы (за исключением секретных) и постановления высших органов власти в советское время вступали в законную силу только после опубликования их в печати. Мало того что постановление Верховного Совета Украины было нелегитимным по сути, оно, в отличие от российского, даже не было опубликовано в центральных газетах. На заседании Президиума Верховного Совета СССР 19 февраля 1954 года выступал Демьян Коротченко – председатель Президиума Верховного Совета Украины. В стенограмме заседания есть текст постановления (он, правда, отличается от утвержденного президиумом 13 февраля). Но в сообщении газеты «Известия» о заседании украинский документ вообще не фигурирует. Это означает только одну вещь: постановление, как не опубликованное официально в центральной печати, в действие не вступило и юридической силы не имеет!

 

Но в Указе Президиума Верховного Совета СССР, который подписали его председатель Климент Ворошилов и секретарь Николай Пегов, опять же говорится о каком-то мифическом «совместном представлении»! И говорится как об утвержденном документе.

 

К сожалению, все участники данного мероприятия давно ушли из жизни. А как бы хотелось нам получить от них ответ на простой вопрос: каким образом они утвердили несуществующий документ? И сказать в свое оправдание им было бы нечего: небрежность, невнимательность и недооценка деталей, имеющих принципиальное значение, заложили в конце концов своего рода мину замедленного действия под «крымскую проблему»…

 

На фото: Вот этими документами все и оформили (из архива РГАСПИ)

 

ВМЕШАТЕЛЬСТВО ХРУЩЕВА – ЭТО ЛИШЬ ВЕРСИЯ!

 

Мы уже отмечали, что сегодня существует множество версий того, почему именно в 1954 году Крым был передан Украине. Большинство из них зиждется на фактах из биографии Никиты Сергеевича Хрущёва. Давайте рассмотрим наиболее часто встречающиеся варианты.

 

Версия 1.

 

«Хрущёв отдал Крым Украине в качестве компенсации за то, что принимал участие в массовых репрессиях в тридцатые годы, когда возглавлял украинскую парторганизацию».

 

Действительно, Хрущёв был Первым секретарем ЦК компартии Украины с 1938 по 1949 год. Естественно, массовые репрессии проходили не без его участия. Но в архивах нет ни одного расстрельного списка с подписью Хрущёва! Некоторые исследователи  ссылаются  на рассказы о том, что по поручению Никиты Сергеевича Иван Серов, первый председатель КГБ СССР, «вычистил» все архивы. Как историк скажу, что провести подобное мероприятие так, чтобы следов не осталось вообще, – практически невозможно. В свое время еще один председатель КГБ СССР, Владимир Семичастный, рассказывал мне, что в его время уже существовали технологии, которые давали возможность вывести подписи так, что видимых следов от них не оставалось. И это, по его мнению, использовалось для уничтожения хрущёвских подписей под «расстрельными списками». Но до сих пор самые современные методы исследования подобных подделок не обнаружили. И, кроме всего прочего, в январе 1954 года вопрос о виновности в массовых репрессиях Хрущёва и других членов Президиума ЦК не волновал вообще! Его начали активно обсуждать только через год-два…

 

Версия 2.

 

«Передать Крым Украине Хрущёв решил в то время, когда был председателем Совмина Украины (с февраля 1944 года по декабрь 1947 года)».

 

Такой вариант представляется более чем надуманным. Его авторы, скорее всего, имеют в виду, что в то время Хрущёв якобы понял «экономическую целесообразность» передачи Крыма Украине. Но что мешало ему понять это в другие годы, в том числе когда он был партийным лидером республики?

 

Версия 3.

 

«В сентябре 1953 года Хрущёв стал Первым секретарем ЦК КПСС, и ему была необходима поддержка сильной украинской парторганизации».

 

13 сентября 1953 года по предложению Маленкова Хрущёв был избран Первым секретарем ЦК КПСС. Но для понимания значения этого события важно иметь представление о том, что тогда представляла собой данная должность. На самом деле в первые месяцы (в это время входит и «крымская история») должность «первого секретаря» еще не была чем-то особенным. Скорее ее можно было считать технической. Полную власть в партии ни Молотов, ни Маленков (он был председателем правительства), ни Каганович с Булганиным Хрущёву отдавать не собирались. И укрепление власти Хрущёва пошло не в 1954-м, а в 1955–1956 годах и оформилось после разгрома «антипартийной группы» летом 1957-го…

 

Если внимательно изучать архивные документы, то какой-либо личной заинтересованности Хрущёва в передаче Крыма Украине обнаружить не удается. Он не подписывал никаких документов по этому вопросу (за исключением формальной визы на выписке из протокола заседания Президиума ЦК), не выступал на заседании Президиума Верховного Совета СССР. Неизвестно, принимал ли он непосредственное участие в обсуждении вопроса на заседании Президиума ЦК КПСС (стенограммы выступлений не сохранились). Инициировать и решить подобный вопрос единолично он тоже не мог (мы уже отмечали, что в 1954 году он был вынужден координировать все решения как минимум с Молотовым и Маленковым). Поэтому с большой вероятностью можно считать, что данное решение было коллегиальным и ответственность за него лежит на всех членах Президиума ЦК КПСС.

 

Что же до причины принятия этого решения именно в начале 1954 года, то тут вопросов меньше всего. 18 января 1654 года Переяславская рада обратилась к России с просьбой принять Украину в ее состав, а к марту процесс был завершен. Через 300 лет после этого события пышно отмечался трехвековой юбилей. И на первом же после 18 января 1954 года заседании (25 января) Президиум ЦК КПСС принял «судьбоносное решение» – отдать Крым Украине.

 

Вполне естественно, в официальных документах о подобной аргументации не говорилось, но на заседании Президиума Верховного Совета СССР она была широко озвучена. Тон задал председатель Президиума Верховного Совета РСФСР Михаил Тарасов, первым напомнивший о «знаменательном событии». Его украинский коллега Демьян Коротченко также говорил о 300-летии «воссоединения». Николай Шверник и Отто Куусинен в своих выступлениях упомянутое празднование как-то обошли, зато Шараф Рашидов и выступавший последним секретарь Президиума Верховного Совета СССР Николай Пегов говорили о «славном юбилее» в самых возвышенных тонах.

 

Все это и позволяет рассуждать о передаче Крыма Украине как о коллективно инициированном нелегитимном процессе, который был подготовлен и проведен крайне слабо и без учета возможных долгосрочных последствий.

 

Ну а события, которые произошли в Крыму весной 2014 года, на самом деле лишь восстановили исторический статус-кво.

 

www.sovsekretno.ru

Зачем Никита Хрущев отдал Крым Украине

19 февраля 1954 года был принят указ о передаче Крымской области в состав УССР. Никита Хрущев широким жестом передал Крым Украине. Сегодня, когда крымский вопрос получил новую актуальность, самое время поговорить об этом историческом решении.

«Кредитная история»

Одной из версий передачи Крыма является «кредитная история», связывающая РСФСР и американскую еврейскую организацию «Джойнт». Мысль о переселении евреев в Крым начал обсуждаться сразу после окончания Гражданской войны. Вопрос активно лоббировали зарубежные фонды. Политбюро неоднократно обсуждало этот проект. Активными его сторонниками выступали Троцкий, Каменев, Зиновьев, Бухарин, Рыков. В Симферополе был создан филиал банка «Агро-Джойнт». В январе 1924 года речь уже шла об «автономном еврейском правительстве, федерированном с Россией», был подготовлен проект декрета о создании в северной части Крыма Еврейской Автономной ССР. Еврейское телеграфное агентство (ЕТА) 20 февраля 1924 году распространило за рубежом соответствующее сообщение. В 1929 году между РСФСР и организацией «Джойнт» был заключен договор. Документ, носивший красивое название «О Крымской Калифорнии», содержал в себе обязанности сторон. «Джойнт» выделял СССР по 1,5 млн. долларов в год (до 1936 года было получено 20 млн. долл.), и под эту сумму ЦИК оставил в залог 375 тыс. гектаров крымской земли. Они были оформлены в акции, которые купили 200 с лишним американцев, в том числе политики Рузвельт и Гувер, финансисты Рокфеллер и Маршалл, генерал Макартур.

Решение по созданию «Крымской Калифорнии» затягивалось. Во время Тегеранской конференции Рузвельт напомнил Сталину об обязательствах, генсек не спешил, но депортацию татар в 1944 году некоторые историки объясняют как раз освобождением Крыма для еврейских переселенцев.

1954 год был крайним сроком расплаты по долгам и Хрущев сделал «ход конем», отдав Крым Украине.

Национальный вопрос

Один из главных «крымских» вопросов — вопрос национальный. В 1944 из Крыма началась депортация народов. Обычно говорят только о депортации татар, но выселяли не только татар. Были депортированы греки (почти 15 тысяч) и болгары (12,5 тысяч). Татары уехали больше всего в Узбекистан. Греки и болгары были расселены в Среднюю Азию, в Казахстан и в отдельные области РСФСР. По переписи 1939 года в Крыму проживало около 50 % русских, 25% татар и только 10,2% украинцев. После депортации татар в 1944 году Крым «взвыл». Особенно тяжелый урон потерпело сельское хозяйство. В 1950 году, по сравнению с 1940 годом, производство зерна упало почти в пять раз, втрое — табака, вдвое — овощей. На всю область в 1953 году работали 29 продуктовых и 11 промтоварных магазинов. В 60-х начался процесс возвращения татар и заселения Крыма украинцами и русскими. Шла добровольно-принудительная украинизация. Везде, кроме Севастополя, вводили в школьную программу украинский язык. Сегодня в Крыму больше 2 млн. людей. 1 миллион – русские, более 400 тысяч – украинцы, и 240 тысяч – татары. Не удивительно, что слова украинского президента «Одна страна, один народ, одна религия» воспринимаются в Крыму по меньшей мере неоднозначно.

Историческая подоплека

Передача Крыма Украине — идея, которая витала в воздухе ещё за десять лет до 1954 года. Ещё в разгар Великой Отечественной войны, когда немцы были вытеснены с полуострова, Хрущев, бывший тогда первым секретарем ЦК Компартии Украины, велел составить справку по Крыму. Хрущев искал в архивах исторические связи России и Украины. Один из работников аппарата вспоминал, что Никита Сергеевич рассказывал ему про 1944 год: «Я был в Москве и заявил: „Украина в разрухе, а из нее все тянут. А если ей Крым отдать?“ Так меня после этого как только не называли и как только душу не трясли. Готовы были стереть в пыль».

Вопрос о легитимности

Вопрос о легитимности передачи Крыма до сих пор является спорным. Основной шум поднимается, когда встает вопрос о референдуме. Якобы, в стране должен был быть проведен общенародный референдум, но права и законные рамки действия референдума не были описаны в советской Конституции, кроме упоминания в статье 33 о том, что президиум Верховного Совета РСФСР мог его проводить. Важно: мог, но не обязан. Таким образом, вопрос о референдуме снимается. Ответ на вопрос об органе, который имеет полномочия давать или не давать согласие на изменение границ, дает нам 22 статья Конституции: «Высшим органом государственной власти РСФСР является Верховный Совет РСФСР». Согласно статье 24 «Верховный Совет РСФСР является единственным законодательным органом РСФСР». Статья 151 гласит, что изменение Конституции возможно только решением Верховного Совета РСФСР, принятым большинством «не менее двух третей голосов». Таким образом, изменение статьи 14 Конституции РСФСР и удаление из нее Крымской области можно расценивать как полученное согласие на передачу этого региона в другую союзную республику. Таким образом, юридическая процедура передачи Крыма Украине в 1954 году была абсолютно корректной. Вопрос обсуждался Президиумами Верховного Совета РФ и УССР, они совместно обратились в Верховный Совет СССР. И только на основе этого обращения было принято постановление и подписан указ о передаче Крыма Украине

Кто принимал решение?

Считается, что решение о передаче Крыма принимал Хрущев. В ноябре 1953 года он совершил поездку в Крым. По словам сопровождавшего его зятя, журналиста Алексея Аджубея, он был шокирован тем, что в южном краю в государственной торговле отсутствовали овощи и фрукты. Распространенным является заблуждение, что Хрущев был украинцем и это повлияло на решение о передаче Крыма. Это, конечно, не так. Украинцем Хрущев не был, никогда по-украински не разговаривал. Другое дело, что у него был некий украинский сантимент, а также чувство вины за участие в репрессиях. Это косвенно могло повлиять, но государственные решения не принимаются на уровне сантиментов, да и решение о передаче принимал не один Хрущев. Короля делает свита. В свите Хрущева были Булганин, Маленков, Молотов, Каганович, Куусинен. Главная роль была за Георгием Маленковым, возглавлявшим Совет министров.

Черноморский флот

Проблемным до сих пор остается вопрос с черноморским флотом, базирующимся в Севастополе. По украинским законам, на её территории запрещено пребывание иностранных военных объектов, но для российского флота Украина пока делает исключение. В апреле 2010 года Виктор Янукович согласился продлить срок аренды Россией военно-морской базы в Севастополе, истекавший в 2017 году, еще на 25 лет с возможностью пролонгации. Во время передачи Крыма Украине вопрос о флоте не поднимался, Украина была союзной республикой, юридические проблемы возникли уже в 1991 году.

Вопрос о возвращении

Первым из крупных российских политиков о возвращении Крыма заговорил вице-президент Александр Руцкой. С того времени вопрос с возвращением Крыма России поднимался многократно. Несколько референдумов, проводимых в Крыму, показали лояльность населения к воссоединению с Россией. Согласно итогам последней официальной переписи, проводившейся в 2001 году, украинский язык назвали родным 10,1% жителей Крыма. Русскоязычными являются 97% населения. Новую актуальность этот вопрос получил сегодня, когда Украина претерпевает не лучшие времена.

Источник:

http://russian7.ru

male.mediasalt.ru

Обстоятельства присоединения Крыма к Украине в 1954 году: alexey1789

Одним из важнейших событий в истории Крыма ХХ века стала его передача из состава РСФСР в состав УССР. Это случилось в 1954 – в год 300-летней годовщины празднования воссоединения Украины и России.Тем не менее, вопреки распространённому мнению, включение Крыма в состав УССР официально никак не было связано с празднованием 300-летия воссоединения России с Украиной. Передача полуострова мотивировалась «общностью экономики», «территориальной близостью» и «тесными хозяйственными и культурными связями».В украинской историографии можно встретить мнение о том, что таким образом Россия пыталась отделаться от полуразрушенного региона и избежать вины за депортацию крымских татар. Данное мнение не выдерживает никакой критики. Во-первых, в 1954 году УССР и РСФСР не были суверенными государствами, и данное решение принималось Верховным Советом СССР, куда входили представители обеих республик. Во-вторых, сомнительным представляется и желание Хрущёва осложнить жизнь Украине: он сам был Первым секретарём Коммунистической партии Украины с 1938 по 1949 год (с кратким перерывом в 1947 году) и вряд ли был заинтересован в её экономическом ослаблении. Решение же о депортации крымских татар принимали не российские республиканские органы, а Всесоюзный орган – Государственный комитет обороны.Крым пережил серьёзнейшие изменения в этнической структуре за предшествующее этим событиям десятилетие. Постановлением Государственного Комитета обороны от 11 мая 1944 года было принято решение о депортации крымских татар в Узбекскую ССР. В результате выселено 183 155 человек, и это было практически всё крымскотатарское население Крыма. А 30 июня 1945 года Президиум Верховного Совета СССР издаёт Указ о преобразовании Крымской АССР в Крымскую область в составе РСФСР. Данный указ был отменён лишь 7 марта 1991 года. Таким образом, к 1954 году украинцы стали второй по численности национальностью данного региона после русских.Таблица 1. Соотношение украинцев, русских и крымских татар по переписям населения СССР 1939 и 1959годов.Русские Украинцы Крымские татары Всего1939 49,6% 13,7% 19,4% 1 123 8001959 71,4% 22,3% - 1 201 500

Надо сказать, что юридически процедура передачи Крыма была оформлена с нарушениями. У органов государственной власти РСФСР, согласно Конституции РСФСР 1937 года, не было полномочий по передаче своей территории в состав другой республики. Таким образом, РСФСР, передав Крым УССР, нарушил положение республиканской Конституции.На этом юридические казусы с территорией УССР не были завершены: в указе 1954 года отсутствовало упоминание о Севастополе, который Указом Президиума Верховного Совета РСФСР был выделен в самостоятельный административно-хозяйственный центр, то есть город стал самостоятельной административной единицей. Также в Указе формулируется решение отнести Севастополь к «категории городов республиканского подчинения». Однако в Конституцию РСФСР не были внесены соответствующие поправки, что делало этот Указ юридически недействительным.Этот спорный момент позволяет поставить под сомнение то, что в 1954 году вместе с Крымской областью был передан и город Севастополь. Впервые в Конституции УССР Севастополь будет указан как город республиканского подчинения лишь в 1978 году (глава 8, статья 77). Тем не менее, считать Севастополь территорией РСФСР в 1954 – 1978 можно лишь де-юре (при всей спорности вопроса): де-факто Севастополь подчинялся республиканским властям УССР.Несмотря на юридическую неоформленность данного решения, фактически Севастополь стал составной частью УССР ещё в 1954 году. Это фиксировалось в государственных документах, нормативно-правовых актах, СМИ, справочниках. Достаточно обратить внимание на сборник «Административно-территориальное деление союзных республик на 1 июля 1967 г.»: в нём говорится о двух городах республиканского подчинения УССР: Киеве и Севастополе. 38-й том «Большой Советской Энциклопедии», подписанный в печать 15 декабря 1955 года, указывает на двойственность административного статуса Севастополя, называя его «городом республиканского подчинения Крымской обл. УССР». Таким образом, БСЭ утверждает, что Севастополь – город республиканского подчинения, но при этом он не выходил из состава Крымской области. Такого статуса не имел ни один иной город в стране. Безусловно, нельзя считать статью в БСЭ официальным документом, но это определение позволяет нам судить, какой статус имел город де-факто.Так сформировалась к 1991 году территория УССР, в границах которой Украина провозгласила свою независимость. Именно об этом говорил Акт Провозглашения независимости Украины 24 августа 1991 года был составлен, «исполняя Декларацию о государственном суверенитете Украины», в которой в свою очередь прямо говорилось о том, что Украина (на момент декларации суверенитета в 1990 году республика ещё называлась УССР) получает оный «в межах її території».Вместе с тем статус Крыма успел за это время измениться. Как мы рассмотрели выше, Севастополь де-юре в 1978 году стал городом республиканского значения. А сама Крымская область 12 февраля 1991 года была вновь преобразована в Крымскую АССР в составе Украинской ССР.В то же время распад СССР вновь поставил вопрос принадлежности Крыма. Президент Российской Федерации, по утверждению Сергея Хрущёва (сына Никиты Хрущёва), на вопрос Кравчука о принадлежности Крымского полуострова в декабре 1991 года якобы сказал: «Да забирай!» Такое отношение Ельцина к крымскому вопросу подтверждает и ближайший соратник первого Президента РФ Юрий Лужков. Эту точку зрения отражал и проект Конституции 1993, сделанный Конституционном совещанием по инициативе Ельцине, где упоминаний о Крыме нет.В то же время законодательная ветвь власти в лице Верховного Совета Российской Федерации с такой однозначной постановкой вопроса не была согласна. 9 июля 1993 года ВС РФ принял постановление «О статусе города Севастополя», подтверждающий «российский федеральный статус города» и призывающий «Правительство Украины отозвать передислоцированные в район города Севастополя подразделения спецчастей». Верховный Совет считал, что в 1954 году Севастополь не был передан в состав УССР. Это стало одной из многочисленных точек конфликта между президентом и парламентом РФ.Сегодня Совет Федерации разработал законопроект, подтверждающий незаконность передачи Крымской области и города Севастополя в состав УССР в 1954 году. Его планируют принять в ходе весенней сессии верхней палаты парламента России.Стоит заметить, что присоединение Крымской области к УССР в 1954 году вряд ли можно назвать знаковым событием для того времени: оно не встретило массовых протестов и недовольства. По значимости это событие можно сравнить, к примеру, с вхождением Усть-Ордынского АО в состав Иркутской области в 2008 году: страна была одна, и отдельные республики как обособленные государства не рассматривались.Вопрос Крыма – не проблема, возникшая в 1954 году. Она возникла в 1991 году. И ликвидация последствий тех событий – наша задача.

xn--80aechab0agh6ddx.xn--f1aa.xn--p1ai

Как Крым Украине отдали | Я Русский

По воспоминаниям современников, решение о передаче Крыма у Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева вызревало еще с тех пор, когда в 1944-1947 гг. он возглавлял Совет министров Украины. Не минуло и года со дня смерти И. Сталина, как 25 января 1954 г. вопрос «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР» уже был поставлен в повестку дня заседания Президиума ЦК КПСС, правда, всего лишь 11 пунктом (не главное ведь!). Обсуждение заняло 15 минут. Постановили: «Утвердить проект Указа Президиума Верховного Совета СССР о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР».

Сам Указ о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР Президиум Верховного Совета СССР принял 19 февраля 1954 г. Понятно, в те годы подобного рода исторический акт в рамках «нерушимого» Советского Союза был формальностью. Когда, например, перед тем собрался Президиум Верховного Совета РСФСР, то из 27 его членов присутствовали всего 13. И хотя кворума не было, и заседание нельзя было проводить, однако все «единогласно» проголосовали: Крым отдать Украине.

Народ вообще не спросили, что он думает по этому поводу. Хотя, согласно союзному закону, вопрос вначале должны были вынести на открытое обсуждение Верховного Совета РСФСР, выяснить на референдумах мнение жителей обеих республик – РСФСР, в том числе непременно – Крымской области, и УССР, потом провести общесоюзный референдум. После чего и выводы делать. Однако никто из партийных «бонз» даже не усомнился в целесообразности принятого решения.

Но вот прошли годы, и 16 июля 1990 г. Верховный Совет УССР принял Декларацию о государственном суверенитете Украины, через год Украина стала «нэзалежной» и вышла из состава СССР, естественно, вместе с Крымом.

По этому поводу Сергей Хрущев, сын Никиты Хрущева, в интервью газете «Сегодня. ua» (18.06.2009) говорил: «…если россияне на эту тему переживают, то мы знаем, как в Беловежской Пуще три руководителя договаривались о развале Союза. Кравчук тогда спросил у Ельцина: «А как с Крымом будем поступать?», тот ответил: «Да забирай». Так что подарил вам полуостров не Хрущев, а Борис Николаевич, ставьте ему памятник».

К слову, по одной из версий, Украина получила «подарок» в виде Крыма именно по случаю 300-летия присоединения Украины к России. Может быть, но ни эта «подарочная» версия, ни многие другие до сих пор документального подтверждения не получили. Зато хорошо известен тот факт, что включению Крыма в состав Российской империи предшествовал Кючук-Кайнарджийский мирный договор 1774 г., который завершил русско-турецкую войну 1768–1774 гг. В соответствии с этим договором Крымское ханство приобрело независимость от Турции. 8 апреля 1783 г. был издан Манифест Великой Императрицы Екатерины II о присоединении Крыма, Тамани и Кубани к России, и уже в июне 1783 г. был основан город Севастополь. Менее чем через год после издания Манифеста императорским Указом от 2 февраля 1784 г. была учреждена Таврическая область, преобразованная в 1802 г. в губернию.

Сегодня нелишне напомнить, что после вхождения Крыма в состав России всем жителям полуострова были даны определенные свободы, в частности, свобода вероисповедания, свобода передвижения, они были освобождены от воинской повинности.

Императорским указом в феврале 1784 г. татарской феодальной знати были предоставлены права российского дворянства. Представители мусульманского духовенства были освобождены от уплаты налогов. Серией законодательных актов татарские и ногайские поселяне были приравнены к различным категориям крестьян Российской империи. В 1827 г. татарское население получило право иметь в собственности недвижимое имущество. Местные земледельцы могли свободно продавать и закладывать свои земли, а те, кто обрабатывал помещичьи наделы, осуществляли эту деятельность по найму и имели право переходить к другим помещикам или на казенные земли. С момента присоединения Крыма к России положение населения полуострова было значительно лучше положения жителей других губерний империи. В начале XIX века было создано четыре татарских полка добровольцев, которые осуществляли охрану порядка. По естественному приросту населения Таврическая губерния занимала в 50–90-е годы XIX века третье место в России. В 1897 г. доля русского населения полуострова составляла 33,1% и была почти равной количеству татар, украинцев (малороссов) насчитывалось 11,8%.

Крым, заметим, стал последним территориальным приобретением Украины. Удивительное дело, проиграв все войны в начале XX века в короткий период существования как независимое государство (периодически), Украина в качестве союзной республики, «оккупированной» «москалями» со времен Богдана Хмельницкого, как кричат на всех «майданах» оранжевые политики, «приросла» такими территориями, о которых ни «батько Хмель», ни его последователи-самостийники и мечтать не смели. Советская власть, которую более двух десятков лет проклинают в современной Украине, и создала эту самую Украину в ее нынешних государственных границах.

Так, большевистский Совет обороны 17 февраля 1919 г. постановил: «…просить тов. Сталина через Бюро ЦК провести уничтожение Кривдонбасса». И в 1918 г. Донецко-Криворожская республика была «вмонтирована» большевиками в Украину. Новообразованную республику составляли Харьковская и Екатеринославская губернии. Сейчас это нынешние Донецкая, Луганская, Днепропетровская и Запорожская области, а также частично Харьковская, Сумская, Херсонская, Николаевская и российская Ростовская. Галичину и Волынь отобрали у Польши в 1939 г. и тоже присоединили к Украине. Часть Бессарабии и Буковины (взяты у Румынии в 1940 г.) тоже отошли к ней. Подкарпатская Русь (из состава Чехословакии) была переименована в Закарпатскую область и отдана УССР.

По большому счету, Украина – это некий феномен, когда национальное государство образовалось не в результате естественного исторического процесса, а директивным путем, причем, извне (со стороны России, исключительно на основе которой и за счет которой держались и содержались как Российская империя, так и Советский Союз).

Сегодня, если отказаться от «зла» советского наследия, как того требуют «национально-озабоченные» граждане Украины, то «нэзалэжную» придется сократить до пяти дореволюционных губерний: Киевской, Подольской, Волынской, Полтавской и Черниговской.

Именно на такую территорию практически претендовала Центральная Рада (ЦР), которая вскоре после октябрьского переворота провозгласила Украинскую Народную Республику, просуществовавшую до февраля 1918 г.

Временное правительство 3 июля признало Генеральный секретариат ЦР «краевым» органом управления над перечисленными землями, фактически – бывшими владениями Богдана Хмельницкого. На Новороссию, отвоеванную Россией у Крымского ханства, Грушевский и Петлюра даже не претендовали. Особый интерес представляет позиция по вопросу о принадлежности Крыма петлюровской Центральной Рады. В Универсале, подписанном С. Петлюрой 8 ноября 1917 г., однозначно сказано: «В сознании силы своей и власти границы Украины, на родной земле мы станем на страже права и революции не только у себя, но во всей России и потому объявляем территории: Украинской Народной Республике принадлежат земли, заселенные в большинстве Украинцами: Киевщину, Подолию, Волынь, Черниговщину Харьковщину, Полтавщину, Екатеринославщину, Херсонщину, Таврию без Крыма». Последующие события показали, что «отцы украинской нации» в этом вопросе были реалистами: новороссияне (малороссы) в Гражданской войне поддерживали белогвардейцев, батьку Махно, большевиков, но отнюдь не петлюровцев! В войсках барона Врангеля в Крыму было, между прочим, более половины малороссов.

Впервые план создания Крымской автономии в составе РСФСР был объявлен на совместном заседании Крымского областного ревкома и обкома РКП(б) в январе 1921 г. Декрет об образовании Крымской автономной республики В. Ленин и М. Калинин подписали 18 октября 1921 г. А образованию Крымской АССР предшествовало возникновение Таврической Республики. К январю 1918 г. большевикам удалось взять власть в Крыму, и в феврале собрался Чрезвычайный съезд Советов Таврической губернии, который 21 марта 1918 г. провозгласил создание Советской Республики Тавриды. Просуществовала она недолго: 30 апреля 1918 г. в Крым вторглись германские войска.

Похоже, именно этот прецедент стал впоследствии своего рода основой для планов конца 40-х – начала 50-х по возвращению Крыму «таврического» названия.

Особенностью образовавшихся в первой половине 1918 г. автономных республик явилось то, что они возникли в рамках прежних административно-территориальных единиц. Не являлась исключением и Таврическая республика, в которую вошли все уезды Таврической губернии, располагавшиеся как на полуострове, так и на материке.

Если же в более широком контексте, до сих пор предыстория передачи Крыма (Крымской области РСФСР) Украине в феврале 1954 г. не получила должного, объективного освещения в отечественной историографии.

Малоизвестно, например, о том, что руководство Крымского обкома КПСС в большинстве своем решительно возражало против отторжения области от России, а выступало за возвращение ей исторического названия «Таврическая».

Так, по официально не подтвержденным данным, еще в октябре 1952 г. первый секретарь Крымского обкома партии П.И. Титов, будучи делегатом ХIХ съезда КПСС, обратился лично к Сталину с письменным предложением о переименовании Крымской области в Таврическую. По его мнению, это полностью бы соответствовало истории создания области. Титов также апеллировал к забытой Советской Республике Тавриды. Он считал, что Крымской области РСФСР «пора восстановить свое русское, российское название».

Предложение Титова не было предварительно обсуждено в Крымском обкоме КПСС, так как против этой инициативы возражал второй секретарь обкома Д.С. Полянский (в 1952-1953 гг. — председатель Крымского облисполкома, в 1953-1955 гг. — первый секретарь Крымского обкома). Зато он поддержал передачу Крыма в состав УССР. В этой связи примечательна оценка Георгом (Геворком) Мясниковым, вторым секретарем Пензенского обкома КПСС (в 1960-х годах), Д.С. Полянского: «Я вспомнил, как он пошел в гору. Хрущев, Титов и он встретились в Крыму. Возникла идея передачи Крыма Украине. Титов идею с ходу отверг, а Полянский сказал, что это «гениально». На другой день собрали пленум Крымского обкома, Титова прогнали, а Полянский стал первым секретарем обкома» (дневниковая запись от 04.02.1973 г.).

…Сталин медлил с ответом Титову. Но по воспоминаниям некоторых коллег Титова, весной 1953-го и позже он ссылался на краткий ответ Сталина, направленный лично ему в конце января 1953 г., мол, его предложение «интересное и, может быть, правильное. Этот вопрос можно обсудить и решить». Об этом мнении Сталина Титов говорил Хрущеву и Полянскому в середине ноября 1953 г., когда решение о передаче Крыма Украине фактически было уже принято.

Об этих фактах одному из авторов статьи рассказывали два года тому назад в симферопольском Центральном музее Тавриды и в музее краеведения Ростовской области. Но соответствующие материалы, похоже, были изъяты из архивов или засекречены после марта 1953 г. Впрочем, об инициированном Сталиным переименовании крымско-татарских названий на русские, начавшемся с середины 1940-х, имеется немало источников. Так, комплексный проект переименований в Крыму датирован еще 25 сентября 1948 г., когда было принято постановление Крымского обкома «О переименовании населенных пунктов, улиц, отдельных видов работ и других татарских обозначений».

Правда, тогда не планировалось переименовать сам Крым. Но еще в 1944–1946 гг. переименовали 11 из 26 крымских райцентров (к примеру, Ак-Мечетский район стал Черноморским, Лариндорфский – Первомайским) и 327 сёл. На период с 1948 по 1953 г. планировалось переименовать некоторые города.

В документах зафиксировано, в частности, что Джанкой должен был стать Узловым, Северным или Верхнекрымском, Саки – Озёрным, Бахчисарай хотели назвать «Пушкин». Керчи предполагалось дать название «Корчев». В целом за 1947-1953 гг. новые — русские — названия, в основном вместо татарских, получили 1062 селения и почти 1300 природных объекта. Очевидно, готовилась политико-географическая почва для изменения названия самого Крыма.

Однако с переименованиями городов дело замедлилось. По некоторым данным, не исключено, что, по крайней мере косвенно, тормозили этот процесс Берия, Хрущев, Каганович, Полянский. А после кончины Сталина от плана переименования крымских городов отказались… Но, скажем так, весьма прозрачные намеки на упомянутые проекты появились через пять лет в путеводителе-справочнике «Крым». К примеру: «…античный Пантикапей (Керчь) упоминается в древнерусских исторических памятниках под славянским названием Корча, Корчева. В Х в. на крымском и кавказском берегах Керченского пролива утверждается Тмутараканское княжество, входившее в состав Киевской Руси. Корчев был тесно связан со столицей княжества — Тмутараканью… Керченский пролив в ту эпоху восточные географы называли Русской рекой».

Далее подчеркивается, что Россия снова обосновалась в Крыму задолго до его включения в состав Российской империи: «…в 1771 г. русские войска взяли Керчь и соседнюю с Керчью крепость Еникале. По мирному договору с Турцией (1774 г.) этот город с крепостью первыми на территории Крыма вошли в состав России». К слову, роль Керчи и в целом Керченского полуострова в российском освоении Крыма стала в ноябре 1953 г., можно сказать, основой предложения Титова, адресованного Хрущеву и Полянскому и повторенного Титовым в январе 1954 г., о включении этого (т.е. восточно-крымского) региона в статусе Керченской области в состав РСФСР.

Титов уже тогда обоснованно считал, что РСФСР нецелесообразно «уходить» из Крыма, а благодаря новой области стратегически важный Керченский (азовско-черноморский) пролив останется в составе РСФСР.

«Керченская» идея Титова была отвергнута хрущевцами, причем, Керченский пролив при передаче Крыма был закреплен за Украиной.

Лишь через 27 лет после передачи Крыма Украине П.И. Титов был упомянут в перечне руководителей Крымского обкома в справочнике М.М. Максименко и Г.Н. Губенко«Крымская область». По воспоминаниям Николая Визжилина, сына Н.А.Визжилина (1903-1976), который в 1950 по 1957 гг. был зампредседателя правления Всероссийского общества по культурным связям с заграницей, а в 1958-1960 гг. — зампредседателя правления Союза обществ дружбы с зарубежными странами (СОД), Визжилин-старший «похваливал Павла Ивановича Титова, своего соседа по жительству на Кутузовском проспекте — крепкого, решительного и смелого человека, который в сталинские времена был избран первым секретарем обкома партии Крыма… П.И. Титов категорически возражал Хрущеву по поводу передачи Крыма Украине — об этом стоит упомянуть, потому что теперь о таких возражениях практически уже никому неизвестно. У Титова были постоянные стычки с первым секретарем ЦК по этому поводу, в результате которых властный и рачительный хозяин Крымской области был низложен до ранга заместителя министра сельского хозяйства РСФСР. Это головокружительное понижение в должности полностью вывело Павла Ивановича из верхних эшелонов власти…» (см. «Семейные были. Н.Н.Визжилин,).

Стороннико­м идеи о переименов­ании Крыма в Таврию был, по ряду данных, и П.В. Бахмуров, секретарь Президиума­ Верховного­ совета РСФСР в середине 1940-х — начале 1950-х гг.

Таковы лишь некоторые штрихи, связанные с проектом включения Крыма в состав Украины, которому, повторим, предшествовал проект усиления русского присутствия в Крыму и его повторного переименования в Таврию. Но данный проект после 5 марта 1953 г. был закрыт. Видимо, в этом главная причина того, что как о Титове, так и о его проекте вполне сознательно «забыли». Вообще во многом, что связано с передачей Крыма Украине, по сей день преобладают «белые пятна».

…Принципиально важным является, в первую очередь, вопрос о том, какой характер имела Крымская автономия — национальный или территориальный. Ленинский совнарком сначала создавал автономии обоих типов, но со временем остались только национальные. Крымская АССР стала уникальным автономным образованием, и в дальнейшем сохранявшим территориальный характер. По всесоюзной переписи 1939 г., русские в составе населения Крыма составляли 49,6%, крымские татары — 19,4, украинцы — 13,7, евреи — 5,8, немцы — 4,6%. Но так как во время войны общая численность населения резко сократилась, а его этнический состав претерпел коренные изменения, то 30 июня 1945 г. Крымская АССР была преобразована в Крымскую область.

За годы оккупации гитлеровцы уничтожили 25 тыс. евреев. Погибли практически все, кто не смог или не захотел эвакуироваться. После войны в составе населения стали преобладать русские и украинцы. Еще в августе 1941 г. чекисты вывезли из Крыма до 50 тыс. немцев, поселившихся тут в основном во времена Екатерины ІІ. Формулировка обвинения была на всех одна: «пособничество гитлеровским захватчикам». Заметим, что для такой формулировки основания имелись.

Несколько лет тому назад в Симферополе на российско-украинском «круглом столе» российский эксперт, политолог, старший научный сотрудник Института стран СНГ Валентина Гойденко говорила: «В архивах я получила интересное дело № 712/1 по передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР. Начато 4 февраля 1954 года, окончено 19 февраля 1954 года. То есть, 15 дней хватило, чтобы передать Крым, и создать на будущее такую серьезную проблему не только для крымчан, а заложить мину в перспективы российско-украинских отношений». В. Гойденко привела следующую цитату из книги «Нюрнбергский процесс»:

«Гитлеру первому принадлежала идея отнять Крым у России и передать его Украине. Фюрер считал, что это гениально рассчитанный ход, чтобы сделать две крупнейшие славянские страны кровными врагами. Украине Крым по существу не нужен, но из жадности она его москалям не отдаст. А России Крым будет нужен позарез, и она никогда не простит присвоение его Украиной».

И завершила свое выступление Гойденко такими словами: «Последним международно-правовым актом в отношении Крыма с точки зрения его легитимности и правовой чистоты – был Манифест Екатерины Великой от 8 апреля 1783 года. Это был договор. То есть, с точки зрения международного права, всякая территория передается договором. Только это можно считать легитимной передачей».

В отличие от большинства автономий, где существовало преобладание коренного населения, Крымская Автономная Республика не являлась татарской. Более того, 2/3 населения Крыма было русским, и только одна треть состояла из народов, поселившихся здесь до русских и составлявших коренное население полуострова.

Вместе с тем, заигрывая с кемалистской Турцией, на ведущие должности в этой республике советское руководство традиционно выдвигало в основном людей татарского происхождения. Создавалось обманчивое впечатление, что Крымская автономия была, как и все другие, национальной. Как известно, в соответствии с постановлениями Государственного комитета обороны от 11 мая и 2 июня 1944 г. татары из Крыма были выселены.

Крымская область была преобразована обратно в Крымскую АССР в составе Украины в 1991 г. А в связи с возвращением крымских татар на историческую родину (массово — с 1987 г.) этническая карта Крыма снова начала меняться. Между переписями населения в 1989 и 2001 гг. удельный вес русских сократился с 65,6% до 58,3%, украинцев — с 26,7% до 24,3%. При этом доля крымских татар возросла с 1,9% до 12%. А самопровозглашенный «меджлис» («парламент») татарского народа практически является альтернативным власти органом управления на значительной территории автономии.

Среди крымских татар распространяются идеи о том, что Османский халифат, ликвидированный Мустафой Кемалем Ататюрком, был наследником государства, основанного пророком Мухаммедом. Следовательно, долгом каждого мусульманина является борьба за создание Всемирного Халифата, который продолжит прерванную традицию.

Самым удивительным во всей этой истории является поддержка татарских сепаратистов Крыма необандеровской партией «Свобода» и прочими украинскими структурами националистической направленности.

Они вместе с исламистами призывают очистить Крымский полуостров от «нетатарского элемента», имея в виду конечно же москалей. А как быть с украинцами, издавна проживающими в Крыму? Исламисты, таким образом, нашли в лице «чистокровных патриотов Украины» силу, которая поддерживает их в этническом неприятии нетатарского, а значит и украинского населения Крыма. Как ни дико это звучит, но практически украинские националисты оказывает поддержку тем, кто ратует за развал Украины как государства. Заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ Богдан Безпалько говорит: «… необходимо понимать, что существование исламистов вызвано внешними причинами. Главная ценность Крыма в том, что это база военно-морских сил на Черном море. В основном, российского флота. Западным державам все равно, что будет с жителями Крыма, как там будет развиваться ситуация. Они поддержат любые действия, которые будут способствовать вытеснению России».

Итак, участь Крыма была решена в недрах партийно-чиновничьей машины. Именно в эти дни 60 лет тому назад Крым передавался из РСФСР в УССР. Как подчеркивалось тогда в официальных документах, «учитывая территориальное тяготение Крымской области к Украинской ССР», а также как «свидетельство безграничного доверия великого русского народа украинскому народу».

Валерий Панов, Алексей Чичкин

Источник

Как Крым Украине отдали

Средняя оценка: 4. Голосов: 3

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Подписывайтесь на нас в ЯндексДзен и Google+.Добавляйте в библиотеку в GooglePlay Прессе.

ya-russ.ru

Отдаст ли Россия Крым после Путина / Новое Время

Заявления по Крыму двух символов несистемной российской оппозиции — находящегося под домашним арестом Алексея Навального и невъездного в Россию Михаила Ходорковского — почему‑то вызвали шок как у части российских либералов, так и в Украине. Оба в разной форме признали, что Крым достался России с вопиющими нарушениями международного права. Но при этом твердо сказали, что не отдадут его Украине, если станут президентами.

Оснований для удивления нет никаких. Ни для российских, ни для украинских поклонников этих политиков. Ходорковский в интервью сразу после освобождения честно называл себя империалистом. Навальный всегда был умеренным националистом, ходил на Русские марши и выступал за введение виз для граждан бывших среднеазиатских советских республик, остающихся главными поставщиками трудовых мигрантов в Россию. Поэтому ничего принципиально отличающегося от их прежних взглядов оба не заявили. Кроме того, по действующим российским законам ни Ходорковский, ни Навальный не имеют права баллотироваться не то что в президенты, но даже в главы самого завалящего райсовета в глубинке из‑за наличия непогашенных судимостей. Бархатной революции снизу, которую они теоретически могли бы возглавить, в России тоже явно не предвидится. Вероятность того, что кто‑то из них станет следующим российским президентом, не выше, чем возможность победы сборной Бразилии на чемпионате мира по хоккею.

Судьба полуострова не будет зависеть от крымчан, как не зависела и в марте 2014 года, во время референдума с участием вежливых зеленых человечков с оружием по периметру

Но будущий статус Крыма зависит не столько от того, кто сменит Путина на его посту, сколько от того, каким путем появится этот президент и какая страна ему достанется. И, разумеется, от будущего Украины тоже. Чтобы надеяться на возврат Крыма, Украина должна устоять и не отказаться от европейского выбора. А Европа — не отказать Украине.

Российские разговоры о том, будто отдавать территории смертельно опасно для власти, наивны. Это было опасно в Средневековье. Тогда если король успел вовремя доскакать до границ своих владений, его признавали, а не успел— уже не король. Путин совершенно спокойно в 2004 году отдал Китаю остров Тарабаров и часть острова Большой Уссурийский в Хабаровском крае. 337 кв. км территории России. Никто не пикнул.

Если следующая власть в России будет легитимной и сильной, она сможет вернуть Крым Украине без ущерба для себя. Чтобы стало понятнее: если бы сейчас Россия при всем своем “патриотическом подъеме” отказалась от признания независимости Южной Осетии и Абхазии, это не вызвало бы в российском обществе никаких протестов. Россиянам эти территории не кажутся своими. Конечно, вокруг Крыма проще разыгрывать патриотическую русскую карту. Но даже сейчас, согласно всем опросам, большинство россиян не хотят платить “налог солидарности” на содержание Крыма и Севастополя. Если нынешние экономические тренды сохранятся, через год-два россиянам будет не до упоения “Крымнашем”: голод куда более сильное чувство, чем патриотический зуд.

Крым тем более может вернуться Украине или перестать быть российским, если следующая российская власть окажется слабой, если усугубится экономический кризис или продолжится процесс стихийной децентрализации страны. А он уже идет. В России давно есть опыт своей ДНР и ЛНР. Это Чеченская республика. На словах она сильнее всех поддерживает федеральную власть, устраивает массовые шествия в день рождения Путина. Но там нет русских, и фактически не действуют российские законы, хотя бюджет почти целиком состоит из федеральных дотаций.

Вариант, по которому будущие власти России и Украины договорятся о статусе Крыма, тоже возможен. Но представить себе такую российскую власть, для которой личное богатство и империалистический дискурс менее важны, чем качество жизни собственного населения и международное право, пока достаточно сложно.

Да, Крым может не захотеть быть украинским. Он может не захотеть уходить из России. Но судьба полуострова не будет зависеть от крымчан, как не зависела и в марте 2014 года, во время референдума с участием вежливых зеленых человечков с оружием по периметру.

Наконец, самое важное условие для цивилизованного определения судьбы Крыма — появление в России власти, способной договариваться с украинской и признающей Украину независимым государством. В России после Ельцина не было президента, который действительно признавал бы украинскую государственность. С этого признания только и можно начинать любой полноценный межгосударственный диалог. В том числе о статусе Крыма.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

nv.ua

Почему Никита Хрущев отдал Крым Украине

Почему Никита Хрущев отдал Крым Украине Фото из открытых источников

19 февраля 1954 года был принят указ о передаче Крымской области в состав УССР. Никита Хрущев широким жестом передал Крым Украине.  Сегодня, когда крымский вопрос получил новую актуальность, самое время поговорить об этом историческом решении.

 

"Кредитная история"

 

Одной из версий передачи Крыма является "кредитная история", связывающая РСФСР и американскую еврейскую организацию "Джойнт". Мысль о переселении евреев в Крым начал обсуждаться сразу после окончания Гражданской войны. Вопрос активно лоббировали зарубежные фонды. Политбюро неоднократно обсуждало этот проект. Активными его сторонниками выступали Троцкий, Каменев, Зиновьев, Бухарин, Рыков. В Симферополе был создан  филиал банка «Агро-Джойнт». В январе 1924 года речь уже шла об «автономном еврейском правительстве, федерированном с Россией», был подготовлен проект декрета о создании в северной части Крыма Еврейской Автономной ССР. Еврейское телеграфное агентство (ЕТА) 20 февраля 1924 году распространило за рубежом соответствующее сообщение. В 1929 году между РСФСР и организацией "Джойнт" был заключен договор. Документ, носивший красивое название "О Крымской Калифорнии", содержал в себе обязанности сторон. «Джойнт» выделял СССР по 1,5 млн. долларов в год (до 1936 года было получено  20 млн. долл.), и под эту сумму ЦИК оставил в залог 375 тыс. гектаров крымской земли. Они были оформлены в акции, которые купили 200 с лишним американцев, в том числе политики Рузвельт и Гувер, финансисты Рокфеллер и Маршалл, генерал Макартур. Решение по созданию "Крымской Калифорнии" затягивалось. Во время Тегеранской конференции Рузвельт напомнил Сталину об обязательствах, генсек не спешил, но депортацию татар в 1944 году некоторые историки объясняют как раз освобождением Крыма для еврейских переселенцев. 1954 год был крайним сроком расплаты по долгам и Хрущев сделал "ход конем", отдав Крым Украине.

 

Национальный вопрос

 

Один из главных "крымских" вопросов - вопрос национальный. В 1944 из Крыма началась депортация народов. Обычно говорят только о депортации татар, но выселяли не только татар. Были депортированы греки (почти 15 тысяч) и болгары (12,5 тысяч). Татары уехали больше всего в Узбекистан. Греки и болгары были расселены в Среднюю Азию, в Казахстан и в отдельные области РСФСР. По переписи 1939 года в Крыму проживало около 50 % русских, 25% татар и только 10,2% украинцев. После депортации татар в 1944 году Крым "взвыл". Особенно тяжелый урон потерпело сельское хозяйство. В 1950 году, по сравнению с 1940 годом, производство зерна упало почти в пять раз, втрое - табака, вдвое - овощей. На всю область в 1953 году работали 29 продуктовых и 11 промтоварных магазинов. В 60-х начался процесс возвращения татар и заселения Крыма украинцами и русскими. Шла добровольно-принудительная украинизация. Везде, кроме Севастополя, вводили в школьную программу украинский язык.  Сегодня в Крыму больше 2 млн. людей. 1 миллион – русские, более 400 тысяч –  украинцы, и 240 тысяч – татары. Не удивительно, что слова украинского президента "Одна страна, один народ, одна религия" воспринимаются в Крыму по меньшей мере неоднозначно.

 

Историческая подоплека

 

Передача Крыма Украине - идея, которая витала в воздухе ещё за десять лет до 1954 года. Ещё в разгар Великой Отечественной войны, когда немцы были вытеснены с полуострова, Хрущев, бывший тогда первым секретарем ЦК Компартии Украины, велел составить справку по Крыму.  Хрущев искал в архивах исторические связи России и Украины.  Один из работников аппарата вспоминал, что Никита Сергеевич рассказывал ему про 1944 год: "Я был в Москве и заявил: "Украина в разрухе, а из нее все тянут. А если ей Крым отдать?" Так меня после этого как только не называли и как только душу не трясли. Готовы были стереть в пыль".

 

Вопрос о легитимности

 

Вопрос о легитимности передачи Крыма до сих пор является спорным. Основной шум поднимается, когда встает вопрос о референдуме. Якобы, в стране должен был быть проведен общенародный референдум, но права и законные рамки действия референдума не были описаны в советской Конституции, кроме упоминания в статье 33 о том, что президиум Верховного Совета РСФСР мог его проводить. Важно: мог, но не обязан. Таким образом, вопрос о референдуме снимается. Ответ на вопрос об органе, который имеет полномочия давать или не давать согласие на изменение границ, дает нам 22 статья Конституции: "Высшим органом государственной власти РСФСР является Верховный Совет РСФСР". Согласно статье 24 "Верховный Совет РСФСР является единственным законодательным органом РСФСР". Статья 151 гласит, что изменение Конституции  возможно только решением Верховного Совета РСФСР, принятым большинством "не менее двух третей голосов". Таким образом, изменение статьи 14 Конституции РСФСР и удаление из нее Крымской области можно расценивать как полученное согласие на передачу этого региона в другую союзную республику. Таким образом, юридическая процедура передачи Крыма Украине в 1954 году была абсолютно корректной. Вопрос обсуждался Президиумами Верховного Совета РФ и УССР, они совместно обратились в Верховный Совет СССР. И только на основе этого обращения было принято постановление и подписан указ о передаче Крыма Украине

 

Кто принимал решение?

 

Считается, что решение о передаче Крыма принимал Хрущев. В ноябре 1953 года он совершил поездку в Крым. По словам сопровождавшего его зятя, журналиста Алексея Аджубея, он был шокирован тем, что в южном краю в государственной торговле отсутствовали овощи и фрукты. Распространенным является заблуждение, что Хрущев был украинцем и это повлияло на решение о передаче Крыма. Это, конечно, не так. Украинцем Хрущев не был, никогда по-украински не разговаривал. Другое дело, что у него был некий украинский сантимент, а также чувство вины за участие в репрессиях. Это косвенно могло повлиять, но государственные решения не принимаются на уровне сантиментов, да и решение о передаче принимал не один Хрущев. Короля делает свита. В свите Хрущева были Булганин, Маленков, Молотов, Каганович, Куусинен.  Главная роль была за Георгием Маленковым, возглавлявшим Совет министров.

 

Черноморский флот

 

Проблемным до сих пор остается вопрос с черноморским флотом, базирующимся в Севастополе. По украинским законам, на её территории запрещено пребывание иностранных военных объектов, но для российского флота Украина пока делает исключение. В апреле 2010 года Виктор Янукович согласился продлить срок аренды Россией военно-морской базы в Севастополе, истекавший в 2017 году, еще на 25 лет с возможностью пролонгации. Во время передачи Крыма Украине вопрос о флоте не поднимался, Украина была союзной республикой, юридические проблемы возникли уже в 1991 году.

 

Вопрос о возвращении

 

Первым из крупных российских  политиков о возвращении Крыма заговорил вице-президент Александр Руцкой. С того времени вопрос с возвращением Крыма России поднимался многократно. Несколько референдумов, проводимых в Крыму, показали лояльность населения к воссоединению с Россией. Согласно итогам последней официальной переписи, проводившейся в 2001 году, украинский язык назвали родным 10,1% жителей Крыма.  Русскоязычными являются 97% населения. Новую актуальность этот вопрос получил сегодня, когда Украина претерпевает не лучшие времена.

 

Источник

planet-today.ru


Смотрите также