Сергей Рахманинов в Крыму начал сочинять музыку. Интересные композиторы крыма


Сергей Рахманинов в Крыму начал сочинять музыку

«Вы будете большим человеком!», — так сказал Рахманинову Чехов, услышав его игру в Ялте. Именно в Крыму великий композитор сочинил свою первую пьесу, здесь же он дал последний концерт на родине.

«Дорогому и глубокоуважаемому Антону Павловичу Чехову, автору рассказа „На пути“, содержание которого с тем же эпиграфом служит программой этому музыкальному сочинению», — написал Сергей Рахманинов на нотах своей фантазии для оркестра под названием «Утес». Дата посвящения — 9 ноября 1898 года. Этот уникальный экспонат можно увидеть в экспозиции чеховского музея в Ялте. Автографу Рахманинова 115 лет, 1 апреля со дня рождения композитора исполняется 140 лет, а 28 марта исполнилось 70 лет со дня его смерти в Калифорнии.

(Читайте также: Алемдар Караманов — «крымский Бетховен»)

Жизнь и творчество музыканта, дирижера и композитора Сергея Васильевича Рахманинова, увенчанного мировой славой, были тесно связаны с Крымом. Первый раз 14-летний Сережа Рахманинов попал на Южный берег Крыма с группой воспитанников профессора Московской консерватории Николая Зверева. Преподававший в младших классах Зверев брал с собой, часто совершенно безвозмездно, самых способных учеников и заботился о них, как о родных детях. Останавливались обычно у друзей профессора в имении Токмаковых в Олеизе (Нижний Мисхор). Этот приезд юного Рахманинова в 1887 году примечателен тем, что именно в Крыму он начал сочинять музыку. Это засвидетельствовал в своих воспоминаниях его товарищ Мотя Пресман. Однажды Сережа подозвал друга к роялю, сыграл и спросил, знакомо ли ему это произведение? Тот ответил, что нет. А услышав, что другу понравилось, Рахманинов сказал: «Сам сочинил и посвятил тебе эту пьесу».

Прошло одиннадцать лет. Сезон 1897–1898 года он проработал дирижером частной оперы известного знатока искусства и мецената Саввы Ивановича Мамонтова. Все лето на подмосковной даче Путятино Рахманинов готовил с артистами «Бориса Годунова». И здесь завязалась его крепкая дружба с Федором Шаляпиным, несмотря на различие характеров, вкусов. Но оба были молоды, талантливы, преданны искусству. Рахманинов помог Шаляпину овладеть труднейшей партией царя Бориса — именно она прославила певца на весь мир.

В сентябре 1898 года Мамонтов устроил молодым талантам концертную поездку на юг по маршруту Москва — Харьков — Киев — Одесса — Ялта. Концерты имели огромный успех. Шаляпин пел, а Рахманинов дополнял его тонкостью и красотой аккомпанемента. Газета «Крымский вестник» писала, что Рахманинов не солировал в концертах, но они «доставляли ему яркие впечатления и способствовали поднятию творческого тонуса». Так было и в ялтинском театре. На бурные аплодисменты Федор Шаляпин выходил, улыбаясь и кланяясь во все стороны. А Рахманинов кланялся публике с серьезным лицом, не позволяя себе ни одного жеста. Напрасно Шаляпин старался научить друга кланяться «как следует».

На этом концерте в Ялте присутствовал Антон Павлович Чехов. Он внимательно наблюдал за игрой молодого пианиста. Когда отгремели аплодисменты и толпа ринулась к Шаляпину, только Чехов направился к пианисту.

— Я все время смотрел на вас, молодой человек, — сказал он, — у вас замечательное лицо, вы будете большим человеком.

Ко времени своего очередного приезда в Крым в 1900 году Рахманинов уже завоевал известность в среде музыкантов и зрителей. Успешно прошли его концерты в Лондоне. В Петербурге поставили «Алеко». В Ялту он приехал в этот раз по приглашению своей поклонницы Александры Андреевны Ливен. И здесь познакомился с коллективом МХАТа, который привез «Дядю Ваню» и «Чайку». Пройдет время, и он напишет романс «Мы отдохнем» на монолог Сони из пьесы «Дядя Ваня».

В Ялте в тот год собрались Бунин, Куприн, Мамин-Сибиряк, Горький, Станюкович, Качалов, Москвин, Немирович-Данченко. Наиболее памятной для Рахманинова стала встреча с Буниным: писатель потом вспоминал, что с первой встречи между ними произошло нечто романтическое, когда люди могли проводить ночи в беседах о высоком искусстве. В это же время, общаясь с русской культурной элитой, Сергей Васильевич не забывал навещать тяжело больного, уходящего из жизни композитора Василия Калинникова, помогал ему материально.

Летом 1917 года Рахманинов приехал в Ялту в последний раз. Он прощался с Крымом, а вскоре и с Россией. Сергей Васильевич приехал с женой Натальей Александровной и дочерьми Ириной и Татьяной. Курортная жизнь продолжалась, набережную и парки заполняла нарядная публика, но уже чувствовалась растерянность перед наступающей революцией.

Подтянутый, безукоризненно одетый, молодцеватый для своих 44 лет, на этот раз Сергей Васильевич казался усталым. Он плохо разбирался в политике, недоумевал и тревожился о судьбе России, о своей дальнейшей артистической деятельности. Рядом, в Мисхоре, отдыхала семья Шаляпина. Сергей Васильевич бывал там, отдыхал душой, слушая пение своего друга. В начале осени Шаляпины переселились в Ялту к Спендиаровым (этот дом до сих пор существует, правда, надстроенный, на ул. Екатерининской). Рахманиновы приезжали сюда в гости из Симеиза. Об этих встречах автору рассказывала дочь Шаляпина Ирина Федоровна, когда приезжала в крымский санаторий уже в 60-х годах прошлого века... В ту осень 17-го Сергей Васильевич подарил ей, своей крестнице, фотографию с теплой дарственной надписью.

— Вечерами, — вспоминала Ирина Федоровна, — в доме Спендиарова Рахманинов вместе с женой играли в четыре руки рахманиновскую польку, которую обожали дети.

Перед отъездом в Москву в ялтинском горсаду в начале сентября 1917 года Сергей Рахманинов дал свой последний концерт — не только в Крыму, но и в России. Композитор исполнил первый концерт Листа для фортепиано с оркестром.

...За 25 лет жизни за границей Рахманинов создал всего шесть произведений. Он сам писал, что тормозит его творчество:

Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остается желания творить, не остается иных утешений, кроме нерушимого безмолвия нетревожных воспоминаний.

А сборы передал в помощь Красной армии

Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873 года. С пятилетнего возраста играл на фортепиано. В 13 лет познакомился с Чайковским. Учился музыке у лучших педагогов России. Московскую консерваторию закончил с золотой медалью. Его дипломная работа как композитора — опера «Алеко» (по пушкинским «Цыганам»). Концертировал, был дирижером Большого театра.

В конце 1917 года уехал с женой и дочерьми на гастроли в Скандинавию и больше на родину не вернулся. В 1941–1942 годах, живя за рубежом, выступил с концертами, сборы от которых передал в помощь Красной армии.

Умер 28 марта 1943 года в Калифорнии, США.

Татьяна Барская, «Крымская газета»

Гении: Сергей Рахманинов

Читайте также:

crimeanblog.blogspot.ru

Известные актёры и музыканты в Крыму

Просмотр содержимого документа «Известные актёры и музыканты в Крыму»

Крымоведение, 6 класс

Знакомство учащихся с выдающимися актёрами, музыкантами, побывавшими в Крыму, а также с известными кинофильмами и музыкальными произведениями

КРЫМ - КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЙ

  • Первым стационарным крымским кинотеатром был столичный «Баян», открывшийся в 1904-м.Зал «Баяна» вмещал 800 человек. Свое необычное название кинотеатр получил в честь симферопольца Владимира Ивановича Сидорова щн был купцом, владел хорошим собственным домом на улице Долгоруковской (К. Либкнехта). А еще он считал себя поэтом-футуристом, писал стихи и печатал их на собственные средства в газете под псевдонимом Вадим Баян.
  • А. Ханжонков был единственным из крупных российских кинопроизводителей, кто создал в своём ателье специальный Научный отдел для съёмок образовательных, видовых и этнографических фильмов, выпускавший ленты по сельскому хозяйству, географии, зоологии, 

ботанике, медицине с привлечением ведущих российских специалистов

  • За сравнительно недолгий период кинокарьеры, начавшийся в 1914 году и продолжавшийся вплоть до са́мой смерти актрисы в 1919 году, Вере Холодной удалось стать самой знаменитой киноактрисой своего времени — она вошла в историю как «королева экрана» кинематографа России начала XX века
  • Пудовкин был председателем Российской ассоциации работников революционной кинематографии; с 1944 года — президентом киносекции Всесоюзного общества культурных связей с зарубежными странам, членом Советского комитета защиты мира.

Автор книг «Кинорежиссёр и киноматериал» (1926), «Киносценарий. Теория сценария» (1926), «Актёр в фильме» (1934).

Была основана в 1917 году российской кинофабрикой «Ханжонков и К о » как киносъёмочная база. В 1919 была преобразована в Ялтинскую кинофабрику и национализирована. Среди фильмов, снимавшихся на базе Ялтинской киностудии, такие как «Илья Муромец», «Человек-амфибия», «Волшебная лампа Аладдина», «Остров сокровищ», «Пираты XX века», «Дети капитана Гранта», «Кавказская пленница», «Человек с бульвара Капуцинов», «Прощайте, голуби».

В 1988 году Ялтинская киностудия стала самостоятельным государственным предприятием — Крымской киностудией «Ялтафильм».

  • «Человек-амфибия»  — советский художественный фильм в 1961 года, поставленный на студии «Ленфильм» режиссёрами В. Чеботарёвым и Г. Казанским по одноимённому научно-фантастическому роману Александра Беляева.
  • Премьера фильма состоялась 28 декабря 1961 года, а 3 января 1962 года фильм вышел в широкий прокат .. Лидер советского кинопроката 1962 года — 65 млн зрителей
  • «Пира́ты XX ве́ка»  — популярный советский фильм 1979 годарежиссёра Бориса Дурова. Многие кинокритики называют его «первым советским кинобоевиком» Премьера состоялась в кинотеатрах 14 июля 1980 года. Лидер проката 1980 года — его посмотрели около 90 млн человек, а к 1990 году число посмотревших достигло примерно 120 миллионов. 
  • «Спортлото́-82»  — советский комедийный фильм, снятый в 1982 году режиссёром Леонидом Гайдаем по мотивам одноимённой всесоюзной тиражной лотереи спортлото.  Лидер советского кинопроката в 1982 году — свыше 55 миллионов зрителей.

КРЫМ МУЗЫКАЛЬНЫЙ

Советский и российский композитор, основоположник музыкального направления «Религия в симфонизме», переложивший Святое Евангелие на язык музыки. Автор музыки к кинофильму Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм» и другим кинолентам, создатель 24 симфоний, в том числе «SOVERSHISHESIA», «STABAT MATER», «REKVIEM», «Херсонес». Народный артист Украины и лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко(2000), почётный житель Республики Крым, автор Государственного гимна Республики Крым.

  • Он называл себя «русским сыном украинского народа», а на вопрос о том, гражданином какой страны себя считает, неизменно отвечал: «Я — человек Советского Союза. С этим родился и с этим умру». Ежегодно в Крыму проходит Международный фестиваль юных вокалистов имени певца. Его имя носят крымские улицы, скверы и музыкальные школы, малая планета и хризантема Никитского ботанического сада.

КРЫМ БИБЛИОТЕЧНЫЙ

В 70-х годах XIX купец И. Берг организовал платную библиотеку, вскоре продал её другому предпринимателю, а в 1884 г. библиотеку купил Туманов. После смерти владельца, согласно его завещанию, была открыта 14 октября 1890 г. бесплатная библиотека (имени С. Б. Туманова), насчитывавшая 5000 книг.

В 1921 году была создана Центральная библиотека Крыма.

В 1956 году в связи со 100-летием со дня рождения И. Я. Франко библиотеке было присвоено имя писателя.

Библиотека была создана в1955 году как  Крымская областная библиотека для детей и юношества .

Первоначально библиотека не имела своего помещения и располагалась в одном из цехов объединения кинофикации по ул. Крылова, 31. Только в 1961 г. библиотека получила здание по ул. Тургенева, 16, в котором она находится в настоящее время.

Крупнейшее книжное собрание Феодосии, основанное в 1897 году. Попечителем её был избран гражданин Феодосии Соломон Самойлович Крым. Художник И. К. Айвазовскив своём письме от 9 декабря 1897 года обращался к В. В. Стасову (в то время заведующему отделом публичной библиотеки в Петербурге) с просьбой оказать помощь в пополнении фонда общественной библиотеки. ИмяАлександра Грина было присвоено центральной библиотеке в 1965 году, в честь 85-летия со дня рождения писателя.

1 . Что нового Вы узнали на уроке?

2 . Что Вас заинтересовало ?

3 . Что Вы бы ещё хотели узнать по данной теме?

multiurok.ru

Крымская традиционная музыка: история, современная музыка крымских татар

Ислам запрещал правоверным заниматься музыкой для заработка, поэтому на свадьбах и пирах играли только цыгане. Говорили они на крымско-татарском языке, во всяком случае, пели только на нем. Дети из знатных татарских семей обычно обучались музыке, но только для собственного удовольствия. Исполнение песен и классических инструментальных мелодий обязательно требовало от исполнителей и собственных импровизаций. Хотя теперь крымскую музыку нередко называют джазом, корни ее импровизаций гораздо древнее. Впрочем, нынешние музыканты пользуются и приемами латиноамериканского или афро-американского джаза.Помимо цыганского и, возможно, еврейского влияния, в крымской музыке много и от культуры других народов. У крымских ханов были военные оркестры, в которых играли пленные виртуозы из Молдовы, Болгарии, Грузии, Персии и других стран. Группа мелодий имеет общее название "Джезаир" (Алжир), но ближе всего, конечно и классическая, и современная музыка Турции.

 В южнобережной и горной части крымские татары жили вместе с крымскими греками, православным тюркоязычным населением тех же сложных корней, часто вступали в смешанные браки. Здесь запрет на музыкальные занятия, вероятно, не был столь строгим. Как и запрет на потребление вина. Во всяком случае, такая музыкальная форма как "долу" исполняется именно во время того, как пирующие (на свадьбе или празднике) выпивают спиртное. Композитор Февзи Алиев, издавший монографию о крымской народной музыке, считает, что столь сложная и архаичная не могла возникнуть только в советские времена. Этот жанр был создан для ханских пиров, так что наиболее подходит туристам для знакомства с кухней и культурой Крыма.

В советские времена и особенно в депортации, куда крымские цыгане были отправлены вместе с татарами, произошло полное слияние культуры. Современная крымско-татарская музыка, особенно джазовая, очень самобытна, имеет особую ритмику (например, 7/8 - 2/8+2/8+3/8) и ладовый строй, близкие лишь к древним балканским народам. Например, это дорийский и фригийский минорные лады, миксолидийский мажор и другие древнегреческие лады, которые удивительно сохранились на протяжении более двух тысяч лет.

В 1837 году знаменитый художник И. Айвазовский сообщил композитору И. Глинке три татарских напева, и вскоре они появились в Лезгинке и в Анданте в третьем акте "Руслана и Людмилы". Н. Римский-Корсаков и его ученики А.Глазунов и А.Спендиаров были потрясены и очарованы необычной ритмикой крымской музыки.

Сейчас происходит настоящий культурный взрыв в области музыки. Помимо десятков небольших оркестров, играющих музыку для свадеб и праздников, есть настоящие виртуозы. Для звукоизвлечения при игре на кларнете, флейте, скрипке характерна цыганская плавающая высота тона, некий надрыв и плач. В игре на аккордеоне или трубе эффект журчащего звука дает особая вибрация пальцев. В сочетании со сложным прыгающим боем барабана и вибрирующим глубоким вокалом получается нечто совершенно особое. На современных синтезаторах местные виртуозы умудряются успешно имитировать древние средиземноморские и азиатские инструменты. Это, например, Сервер Какура, композитор с высшим образованием, или талантливый самоучка Эльдар Сейтаблаев.

В каждом историческом культурном центре Крыма - Бахчисарае, Белогорске, Старом Крыму теперь есть свои ансамбли и обязательно, с солистом-виртуозом. Хорошо известны такие коллективы как "Хан-сарай", "Учан-сув", "Ак-кая".

Своеобразный стиль крымскотатарской авторской песни создал Эдип Асанов. Его отличает большая душевность и мягкость, столь характерная для песен Вахтанга Кикабидзе или Александра Розенбаума, которые он также исполняет слегка дополняя собственными красками.

Свой стиль игры на электрогитаре создал Энвер Измайлов (джазовое трио "Минарет"): извлекая дополнительную мелодию постукиванием пальцами по струнам прямо на грифе.

Звучание забытых духовых инструментов вернул Энвер Сеитумеров, виртузно солируя на фоне подготовленных на синтезаторе ритмических основ (проект Озенбашлы).

Отдельным направлением крымской музыки, вобравшим в себя традиции и ширь великой евразийской степи, являются ногайские народные мелодии. Здесь также работают талантливые музыканты, поэты, хранители фольклора и его созидатели. Первый CD подготовил Дилявер Османов.

В общей сложности Крымская студия звукозаписи "ВЕСТ" тиражирует уже около полусотни музыкальных альбомов в самых разных жанрах.

Игорь Русанов, с дополнениями 2005 г.

-> Дайте джазу!!! - Международный фестиваль Джаз Коктебель (20.08.2008)

  • У подножия Кара-Дага отыграла такая знаменитая группа как «Us3» из Великобритании, которую называют «титанами современной европейской музыки». Потрясли собравшихся оперные нотки в голосе Кати Chilly. Переплетение народного фольклора и джаза в ее песнях навевает на мысли, что именно так должны петь русалки… Елена Фролова и «Оркестр креольского танго», с которым так любит играть Андрей Макаревич. Человек-легенда Олег Киреев – ведущий локомотив российского этно-джаза. И десятки других коллективов дарили улыбку и добро тем, кто стоял перед сценой и впитывал в себя звуки их музыки.И конечно, долгожданным было выступление джаз-легенды – грузинской певицы Нино Катамадзе  и ее группы «Insight». Нино Катамадзе - одна из самых значимых фигур в мировом джазе.

 

kraevedenie.net

Композитор Александр Спендиаров — детство в Армянском базаре

Удивительное дело, но именно армянская община уездного города Армянский Базар дала культурному миру на рубеже 19 и 20 века два ярких имени: художник-маринист Эммануил Магдесян и композитор Александр Спендиаров (Спендиарян). Их связывала личная дружба, землячество — детство и того и другого проходило в Армянском Базаре. И хотя Спендиаров родился в Каховке (в настоящее время город Херсонской области Украины) 20 октября 1871 года, но крестили его именно в армянской церкви городского предместья Армянского Базара.

Вот и дочь композитора, писательница Мария Александровна Спендиарова, рассказывала составителю и автору книги «Армянск. Страницы истории» Льву Петровичу Кружко о том, что «корни рода композитора — в Армянском Базаре: перекопское предместье — родина его дедов. Здесь же родился и его отец Афанасий Авксентьевич». Отвечая на письмо Льва Кружко, она пишет: «А. А. Спендиаров действительно бывал в Армянске.

Объясняется это тем, что недалеко от Армянска находилось его (унаследованное от отца) имение Картказак. Останавливался он в Армянске у родственницы Устиньи Баевой, урождённой Харджиевой. Её мать Сара Авксентьевна Харджиева была сестрой Афанасия Авксентьевича — отца А. А. Спендиарова. У Баевой Устиньи был дом в Армянске… Домики были маленькие, хозяйки сидели на скамеечках около ворот…

На вечерах танцевали хайтарма — татарский танец, национальные блюда … были главным образом татарские.

Насчёт Магдесяна… Помню, в Ялте, а потом и в Судаке у нас висели его картины, помню натюрморт с арбузом.»

Хочется надеяться, что в Армянске непременно произойдёт справедливое событие — установка какого-то мемориального знака, свидетельствующего о пребывании знаменитого армянского композитора и его родственников в наших благодатных краях, — найдутся люди, появится желание, воля и совсем небольшие деньги для такого большого по своей культурной и краеведческой значимости дела.

Рос юный Спендиаров в одарённой семье, и музыкальные способности ему достались от матери, которая очень хорошо владела искусством игры на фортепиано. В семь лет от роду он проявил способности к композиции музыки, а с девяти лет успешно обучается игре на скрипке и фортепиано.

Вряд ли в семье думали, что музыка может стать главным делом в его жизни. И потому в 1890 году в 19-летнем возрасте он становится студентом юридического факультета Московского университета, который через пять лет дал ему блестящее образование юриста.

Но карьере юриста не суждено было состояться — всё изменила в 1896 году встреча со знаменитым на весь музыкальный мир Римским-Корсаковым, горячо признавшим его композиторский талант и открывшим ему дорогу в круг лучших музыкантов Санкт- Петербурга.

Более 20-ти лет творческой жизни Спендиарова связаны с Крымом, с его курортным и культурным центром — Ялтой, куда собирались на отдых самые яркие представители русской культуры.

3 июля молодой композитор получил от своего отца, состоявшего в купеческом звании, роскошный подарок на свою свадьбу с Варварой, дочерью племянника Айвазовского, — шикарный особняк на Екатерининской улице, где проживал со своей семьёй с 1901 по 1916 год.

В Ялте увековечили память композитора Спендиарова: в 1971 году было установлено полуфигурное его изображение из бронзы на постаменте из диабаза (скульптор Карапетян), его именем названа улица и детская музыкальная школа. Здание дома-музея Спендиарова всё ещё находится в аварийном состоянии и пока не функционирует.

Периодически выезжая в Москву, Петербург и Тифлис и выступая как дирижёр, он встречался с Ф. И. Шаляпиным — знаменитым русским басом; Л. Н. Толстым — живым классиком русской литературы; с А. П. Чеховым и Максимом Горьким (А. М. Пешковым). На текст поэмы последнего он создал балладу для баса с оркестром «Рыбак и фея» (1902 год). Тесно дружил с выдающимися композиторами: Н. А. Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым.

Спендиаров творил в жанре романса, хоровых сочинений, вокальных произведений, инструментальных и оркестровых пьес. Особой популярностью у ценителей его творчества пользуются две его тетради «Крымских эскизов»(1903 и 1912 годы) и симфоническая картина «Три пальмы» (1905 год).

С жарким вниманием и интересом с детства познавал Спендиаров красоту украинской народной музыки и поэзии Т. Г. Шевченко. Логичным стало создание в 1921 году «Украинской сюиты» и музыки к стихотворению украинского Кобзаря «Заповiт».

Последние восемь лет своей жизни он посвящает музыкальной культуре Армении, куда его пригласило переехать (в Ереван) правительство Советсткой Армении.

Именно здесь в Армении, пропитавшись духом и колоритом национальной музыки своего народа, он переживает небывалый творческий расцвет и как композитор, и как дирижёр, и как педагог и музыкальный просветитель.

Он работает в необычном для себя жанре — пишет оперу «Алмаст» — одно из лучших произведений армянского музыкального театра; музыкальный цикл «Ереванские этюды» для оркестра (1925 год).

Среди ярких его музыкальных созданий «Бэда-проповедник» для голоса с оркестром (удостоено премии имени М. И. Глинки) и концертный вальс для симфонического оркестра (1906 год).

Умер и похоронен народный артист Армении Спендиаров Александр Афанасьевич в Ереване в 1928 году, навечно оставив по себе светлую память как один из основоположников армянской классической музыки, как выдающий дирижёр и педагог, сумевший для создания своих бессмертных музыкальных шедевров использовать красоту и энергетику русской музыкальной классики, татарских, украинских и в первую очередь родных армянских народных мелодий.

Использованы источники: Кружко Л. П. Армянск. Страницы истории. Киев, Таксон, 1999. с. 67-68; интернет источники: Википедия. Спендиаров, Александр Афанасьевич; Дом композитора А. А. Спендиарова в Ялте, belcanto.ru

www.perekop.ru

Дом композитора А.А. Спендиарова | Имения, дачи, дома

С 1901 по 1916 год здесь жил и работал композитор, дирижер, впоследствии Народный артист Армянской ССР Александр Афанасьевич Спендиаров с семьей (позже - на даче в Судаке).

В Ялте он написал большинство своих произведений. Здесь им созданы баллада "Рыбак и фея" (слова М. Горького, 1902), первая часть сюиты "Крымские эскизы" (1903), посвященные памяти И.К. Айвазовского, симфоническая картина "Три пальмы" (стихи М. Лермонтова, 1905). Обычно он исполнял их на фортепиано в небольшом зале перед своими друзьями и близкими.

Дом композитора А.А. Спендиарова. Ялта

"Крымские эскизы" и "Три пальмы" принесли композитору широкую известность в России и за рубежом. За "Три пальмы" (1908), балладу "Беда-проповедник" (стихи Я. Полонского, 1907), мелодекламацию с сопровождением оркестра "Мы отдохнем" (монолог Сони из пьесы "Дядя Ваня" А.П. Чехова) Спендиаров был удостоен премии имени Глинки.

Александр Спендиаров, 1907 год

"Ялтинскими" являются и такие произведения композитора, как "Траурная прелюдия памяти Н.А. Римского-Корсакова" для оркестра (1908), "Крымские эскизы" (вторая серия), сюита для симфонического оркестра (1912), "Концертный вальс" для оркестра (1907), элегия "Несжатая полоса" (стихи Н. Некрасова, 1902), вокальный квартет в сопровождении оркестра (стихи М. Лермонтова, 1901), мелодекламация "Эдельвейс" (слова М. Горького, 1911), вокальное сочинение "Восточная легенда" (стихи С. Маршака, 1906).

Дом Спендиарова в Ялте был центром музыкальной культуры. Сюда приходили народные певцы и музыканты, в доме бывали композиторы Н.Н. Амани, А.С. Аренский, Ф.М. Блуменфельд, В.И. Ребиков, Ц.А. Кюи, Н.Н. Черепнин, А.Т. Гречанинов, артисты Ф.И. Шаляпин, Е.К. Мравина, Е.И. Збруева, художники Г.Г. Мясоедов, С.Д. Меркулров, В.Я. Суреньянц.

А.А. Спендиаров обсуждает в мастерской С.Д. Меркурова (крайний справа) детали к памятнику В.С. Калинникова

Подолгу гостил у Спендиарова А.К. Глазунов, здесь он работал над "Фантазией на финские темы" и оркестровал Первый фортепьянный концерт. Дочь композитора М.А. Спендиарова вспоминает: «Ближе всех Спендиарову был А.К. Глазунов. Их связывала любовь музыкантов, глубоко почитающих талант друг друга. Вот и сейчас мне кажется, что я вижу перед собой огромную тучную фигуру Глазунова. Он внимательно вслушивается в новое произведение отца, делает свои замечания... Они играли, пели, декламировали, говорили об искусстве, иногда танцевали. Обычно собирались в гостиной, где стоял концертный рояль».

Посещали Спендиарова М. Горький, С.А.Найденов, армянский поэт А. Цатурян, на стихи которого композиторнаписал романс "К розе" (1894). В доме А.А. Спендиарова в свой последний приезд в Крым бывал и великий русский композитор и дирижер Сергей Васильевич Рахманинов. Впервые на Южном берегу Крыма он побывал летом 1886 года. Осенью 1898 года С.В. Рахманинов и Ф.И. Шаляпин выступали с концертами в Ялтинском театре и в Алупке, на террасе Воронцовского дворца.

В 1916 году Александр Афанасьевич переехал в Судак, где плодотворно трудился над своим главным произведением - оперой "Алмаст" (1918-1923). Сюита из "Алмаста", хорошо принятая публикой, впервые была исполнена в Ялте под управлением автора (1923).

Дом, в котором жил А.А. Спендиаров, представляет собой копию одного из домов Помпеи. Построен, вероятно, в начале 80-х годов XIX века. В 1889 году его приобрел отец Спендиарова. Произведены были кое-какие переделки. По проекту Н.П. Краснова к дому пристроили особняк в неогреческом стиле, фасад которого напоминает Эрехтейон - один из храмов афинского Акрополя.

В 1924 году по приглашению правительства Советской Армении Александр Афанасьевич переехал в Ереван.

28 декабря 1971 года, к столетию со дня рождения композитора, на фасаде его ялтинского дома поместили мемориальную доску с надписью на русском и армянском языках.

В настоящее время в здании располагается Ялтинское бюро путешествий и экскурсий.

Название марки: портрет А.А. Спендиарова по картине М. Сарьяна (1943)

 

Адрес: ул. Екатерининская, 3

poluostrov-krym.com

Крымские напевы Александра Спендиарова

1 ноября – 145-летний юбилей знаменитого композитора, скрипача, чье творчество неразрывно связано с Крымом, – Александра Спендиарова.

В середине XIX века его дед, армянин Авксентий Спендиаров поселился с семьей в Северной Тавриде, в Каховке. Умер он молодым, оставив сыновьям небольшой капитал. Старший его сын приобрел в Крыму имение у крымского татарина, который вынужденно покинул родину вскоре после Восточной войны. Второй сын промотал отцовские деньги и до конца своих дней остался «бедным родственником». А вот третий сын Афанасий – отец будущего композитора, – купил в Крыму имение «Картказак» и открыл лесное дело в Каховке и Симферополе.

В 1862 году Афанасий женился на юной барышне из Крыма – Наталье Карповне Селиновой. Она была необыкновенно музыкальна, хорошо играла и с детства подбирала на фортепиано крымскотатарские мелодии, которые в ее родном Карасубазаре знали все. Молодые поселились в Каховке. В 1869 году родился у них сын Леонид, а два года спустя второй сын – Александр.

Уже в четыре года он начал самостоятельно подбирать мелодии на фортепиано

Саша унаследовал от матери светлые волосы, мягкий нрав и музыкальную одаренность. В присутствии мальчика она часто наигрывала на фортепиано столь любимые ею мелодии песен и танцев крымских татар – они помогали ей мысленно вернуться в любимый Крым. Едва достигая головой клавиатуры, маленький Саша стоял у ее широких юбок, прислушиваясь к татарским песням и пляскам. Уже в четыре года он начал самостоятельно подбирать мелодии на фортепиано.

Когда мальчику исполнилось шесть лет, семья переехала в Симферополь. В их доме на Долгоруковской улице не раз бывал прославленный художник Иван Айвазовский. Заметив, какие фигурки лепит ребенок из шелковой бумаги, он стал настойчиво советовать Наталье обучать сына скульптуре. Вместе с матерью Саша время от времени ездил в старую часть Симферополя, а также в ее родной Карасубазар – эти впечатления навсегда запали ему в душу.

Они ели чебуреки, пели, отплясывали «Хайтарму», а затем снова высыпали на улицу, распевая крымскотатарские песни

Особенно яркими здесь были праздники. Ему запомнилось, что масленицу отмечали все, независимо от национальности и вероисповедания. Сидя возле матери у окна, Саша наблюдал за ряжеными, освещающими себе путь факелами. Неумолчно играла даул-зурна, размалеванные маски ряженых появились и на их лестнице. По карасубазарскому обычаю, Наталья Карповна приглашала их к столу, они ели чебуреки, пели, отплясывали «Хайтарму», а затем снова высыпали на улицу, распевая крымскотатарские песни.

Когда Саше было одиннадцать лет, он поступил в первый класс Симферопольской классической гимназии. Учился он хорошо, но, кроме того, вскоре прославился и как музыкант. За два года обучения он стал лучшим скрипачом в гимназическом оркестре.

Хотя гимназию Александр окончил не с золотой, а с серебряной медалью (на экзамене по истории ему поставили тройку), он поступил на естественное отделение физико-математического факультета. Его тут же приняли в студенческий оркестр. А два года спустя он начал брать уроки композиции у Николая Кленовского – композитора Императорского театра.

Римский-Корсаков восхищался его тяготением к народной музыке

«Изучение теории так увлекло меня, что я охладел к скрипке», – напишет позднее Спендиаров в автобиографии. А в 1896 году он начал заниматься теорией композиции с самим Николаем Римским-Корсаковым. Мэтр был доволен учеником: «Какое у него замечательное чутье к инструментальному мышлению!».

А еще, по словам музыковеда Александра Оссовского, Римский-Корсаков «восхищался органическим тяготением Александра Афанасьевича к народной музыке, и всячески поощрял его обработки татарских мелодий, наталкивал на новые записи. Спендиаров делал их в Крыму, в частности в Судаке, куда он наезжал почти каждое лето».

Четыре года спустя он сочинил свое первое крупное симфоническое произведение – «Концертную увертюру». Первое публичное исполнение увертюры состоялось 5 июня 1901 года – это событие сам Спендиаров считал началом своей композиторской деятельности.

Настоящий успех и признание коллег Спендиарову принесли сюиты «Крымские эскизы»

А в июле 1901-го композитор переезжает в Ялту. В эти годы сюда время от времени приезжали или подолгу жили многие известные писатели – на набережной можно было встретить Леонида Андреева и Антона Чехова, Ивана Бунина и Александра Куприна. Уединенно жил в Гаспре Лев Толстой. Бывал в Крыму и Алексей Максимович Горький, с которым Спендиаров вскоре познакомился.

«Я стихов вообще не пишу. Лучше Пушкина не напишешь, а написать хуже – это значит оскорбить память Пушкина… Но недавно я согрешил и написал песнь в стихах по валашской легенде – «Рыбак и фея». Если найдете интересным, напишите музыку», – сказал Горький Спендиарову.

И уже очень скоро баллада «Рыбак и фея» была исполнена в Ялте на концерте Александра Гольденвейзера, а затем включена в программу петербургского симфонического концерта. Но настоящий успех и признание коллег принесли Спендиарову сюиты «Крымские эскизы».

«Крымские эскизы» Александра Спендиарова

Его дочь Мария пишет: «Посвященные памяти Ивана Константиновича Айвазовского, «Крымские эскизы» явились результатом длительного творческого процесса. Начался он с младенческой любви будущего композитора к матери и к связанным с ее образом крымским напевам. Проводя детство в Крыму, Спендиаров так привык к этим напевам, что не обращал на них специального внимания, относясь к ним как к окружающей его природе: к ароматному ветру, напоенному запахом чебреца и полыни, к причудливому рисунку скал, окаймляющих тихие бухты… В Ялте композитор окружил себя народными музыкантами. Едва всходило солнце, как черные барашковые шапки и красные пояса приглашенных им татар уже маячили в его саду среди лохматых пальм и темных зарослей лавров. Александр Афанасьевич выходил на террасу, и фоном утренней жизни дома становилась народная музыка, то тягуче-задумчивая, то острая и бойкая».

Пластинка «Крымские эскизы» Александра Спендиарова

Первое исполнение «Крымских эскизов» состоялось в Ялте в 1903 году. В том же году Спендиаров исполнил свое новое сочинение в Петербурге. Когда в произведении зазвучали темпераментные мелодии крымскотатарского танца «Хайтарма», по воспоминанию одного из очевидцев, «словно крымское солнце озарило нас». После успеха «Крымских эскизов» в Петербурге маэстро решил немедленно приняться за новое крупное произведение. Ею стала симфоническая картина на сюжет «Трех пальм» Лермонтова. Наряду с «Крымскими эскизами» (вторая их часть была написана композитором в 1912 году), это и сегодня одно из самых популярных произведений композитора.

В 1907 году Спендиаров поселился в Судаке, лишь изредка выезжая в Москву, Петербург, Тифлис, где выступал с концертами как дирижер. Он работал в отделе народного образования, преподавал в музыкальной студии, руководил самодеятельными хорами и оркестрами, обрабатывал крымскотатарские, русские и украинские народные песни.

В 1922 году правительство Советской Армении пригласило Спендиарова переехать в Ереван и возглавить музыкальную жизнь республики. Незадолго до смерти музыкант все же решился на переезд и успел создать такие крупные произведения, как «Ереванские этюды» для оркестра и оперу «Алмаст» – одно из лучших творений армянского музыкального театра.

Композитор Александр Спендиаров умер 7 мая 1928 года в Ереване.

ru.krymr.com


Смотрите также