Греки (Эллины) в Крыму. Греки в крыму


Греки в Крыму. История, кратко о пребывании древних Греков в Крыму

Греки в Крыму

Все города, которые вы видите на картинке ниже, были основаны древними греками в течение VI века до н.э. (за исключением Калос Лимена, находящемся  на крайнем западе полуострова).

В первой половине столетия греки-ионийцы освоили восточное побережье Таврики, а ближе к его концу началась колонизация западной и юго-западной частей полуострова.

Невольно задаешься вопросом: зачем греки это делали? Зачем они огромными массами переселялись из уютной и давно освоенной Эллады? Процесс расселения греков по берегам Средиземного, Черного и Азовского морей получил название «Великой греческой колонизации».

И действительно, без слова «великий» тут не обойтись. Почти 200 лет эллины упорно осваивали новые пространства, основав за это время сотни городов. Они не боялись ни опасных морских переходов, ни стычек с местным населением, ни отрыва от привычной культурной и языковой среды.

Колонизация была очень трудным делом, но у греков не было другого выхода! Греция, хоть и живописная страна, но для жизни мало приспособлена: пахотных земель там очень немного, возделывать хлеб невероятно трудно, и расширяться некуда: кругом — горные кручи и море.

Поэтому, когда к VIII веку до н.э. население Греции достигло предельной численности, встал вопрос — как избежать перенаселения и неизбежных при этом смут. Выход нашли в организованном отселении части граждан на новые, неосвоенные земли.

Причем, выгоду из случившегося сумели извлечь все греки: и те, что уезжали, и те, кто оставался возделывать скудные поля и развивать ремесла на родине. Отправляясь на поиски новых земель, Эллины старались выбирать места, где можно было продуктивно заниматься сельским хозяйством. В первую очередь — выращивать хлеб.

Во вновь основанных городах греки воспроизводили привычную им модель государственного устройства, заводили традиционные ремесла, завязывали торговый обмен с местным населением и со своей покинутой родиной — метрополией. Связи с метрополией — и не только торговые, но и духовные, потомки колонистов сохраняли потом веками.

Греческий народ в те времена не был однородным: он состоял из нескольких племен, различавшихся и по наречию, и по характеру. Самыми многочисленными и активными были ионийцы и дорийцы.

Ионийцы жили, в основном, по берегам Эгейского моря, и рано впитали мудрость Древнего Востока, лежавшего по соседству. Именно они дали миру знаменитых ученых: Гиппократа, Фалеса, Евклида и многих других.

Крупнейшим ионийским городом был Милет, лежавший на восточном берегу Эллады (сейчас его руины находятся в Турции). Именно милетяне начали освоение восточного побережья Таврики. Пантикапей, Феодосия, Тиритака — это их колонии.

Ионийцы стремились внедряться на новые земли мирно, устанавливать с местным населением торговые отношения. И, если и закабалять аборигенов, то постепенно. Их оружием в покорении новых пространств зачастую был не меч, а долговая расписка, не военный корабль, а купеческое судно.

Ионийцы были людьми веселыми и жизнерадостными. Они видели мир светлым и прекрасным и, поэтому, среди них рождалось особенно много поэтов, художников и выдающихся зодчих. Любимым богом ионийцев был покровитель муз лучезарный Аполлон.

Дорийцы отличались от ионийцев очень сильно. Достаточно сказать, что самым мощным государством дорийцев была Спарта — город, где царил культ военной дисциплины, грубой силы, давления и подчинения. Жестокие порядки спартанцев не одобряли даже сами дорийцы, но кое-что все-таки перенимали.

Особо почитаемым богом был у дорийцев суровый громовержец Зевс, а воинственного Геракла они почитали как своего предка. «Природа — не храм, а мастерская», — под этими словами охотно подписался бы дориец.

Дорийцы не столько восхищались окружающим их миром, сколько приспосабливали его под собственные нужды, проявляя при этом, порой чудеса воли, выдержки и силы.

Так вот, Херсонес Таврический основали дорийцы — народ решительный, дисциплинированный и суровый. В отличие от ионийцев, они новые земли не просто осваивали. Они их завоевывали.

Фото горного Крыма

Назад в раздел

Легендарная Тридцатка, маршрут

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, все ночёвки в стационарных приютах.

В край гор и водопадов

Недельный тур а Адыгее, однодневные пешие походы и экскурсии в сочетании с комфортом (трекинг) в горном курорте Хаджох. Туристы проживают на турбазе и посещают памятники природы: Водопады Руфабго, Аминовское ущелье, плато Лаго-Наки, ущелье Мешоко, Азишскую пещеру, Каньон реки Белой, Дольмен, Гуамское ущелье. Программа для всех

В край Крымских гор

Недельный тур с проживанием в гостинице у самой красивой горы Крыма - Южной Демерджи. Треккинги, авто-пешеходные экскурсии с осмотром красивейших мест горного Крыма, Долины приведений, каменного хаоса, водопадов, каменных грибов с посещением пещеры МАН и оборудованной Красной пещеры.

svastour.ru

Греки в Крыму |

В VII-VI веках до нашей эры, когда в крымских степях господствовали скифы, на черноморском побережье Крыма основывали свои торговые колонии выходцы из Эллады.  Древнегреческими колонистами было основано много городов, среди которых  современные города Феодосия и Керчь (Пантикалей или Боспор), Херсонес, находившийся в пределах нынешнего Севастополя.

Греческие поселения в Крыму начали  появляться во второй половине VII века до н.э. и к средине VI века до н.э. греки освоили все побережье. Первым был Пантикалей,  основанный на восточном побережье  выходцами из древнегреческого города Милета – крупного торгового центра на побережье Малой Азии.

Херсонес основан греками

Поставки из Китая, товары из Китая оптом, мебель — это хорошая возможность создать выгодный бизнес, который будет пользоваться спросом и приносить неплохую прибыль. Ведь недорогие товары хорошего качества всегда найдут своих покупателей. Тем более, Китай оптом предоставляет как небольшие, так и многотонные партии товаров.

Греки продолжали жить в Крыму и в византийское время. Они говорили на одном из диалектов новогреческого языка — крымско-румейском. К ХV в. греческие колонии в Крыму пришли в упадок. Здесь образовалось Крымское ханство. Многие греки эмигрировали в Россию. Кроме того, усилению миграции греков способствовали русско-турецкие войны. Так, по ходатайству святителя Игнатия Мариупольского перед Екатериной II и затем по ее приказу, в 1778 г. греки-христиане переселились в Приазовье, где основали город Мариуполь и более двадцати сел.

В конце XVIII века греческое население полуострова пополнили новые поселенцы. Это были жители островов Архипелага, принявшие участие в Русско-турецкой войне 1766-1774 гг. на стороне России.

После заключения Кючук-Кайнарджийского мира Россия приобрела в Крыму крепости Керчь и Еникале. В них были поселены греки, которых стали неправильно называть албанцами. За ними также закрепилось и другое название — «арнауты». Из этих греков был сформирован пехотный полк, позднее переведенный в Балаклаву, который впоследствии стал называться Балаклавским батальоном, а сами греки — балаклавскими. Князем Потемкиным им была поручена охрана береговой полосы от Севастополя до Феодосии.

В годы первой мировой войны в Крым из Турции перебралось около 13 тысяч греков. По социальному составу это были крестьяне, ремесленники и купцы.

В 1921 г. в Крыму проживало более 23 тысяч греков, что составляло 3,3% от всего населения полуострова. 65% греков жило в городах. По всему Крыму в местах компактного проживания греков были открыты школы-семилетки, а в Керчи — средняя школа. В 1925-1926 учебном году в Крыму насчитывалось 25 греческих школ I ступени с 56 учителями и 1500 учащимися. По данным всесоюзной переписи 1926 г., греческое население было преобладающим в деревнях Аутка, Карачоль (с. Чернонополье Белогорского района), Аппак-Джанкой (с. Васильковое Кировского района), Джантора (с. Клиновка Симферопольского района), Камара, Карань, Скеля (под Севастополем).

Греки

В селах греки преимущественно занимались огородничеством, бахчеводством, табаководством, виноградарством, а также рыбным промыслом и торговлей. Большинство греков трудилось в многонациональных хозяйствах, где жили русские, татары, немцы.

Интересная информация о Крыме

bike-crimea.com

"Этнография народов Крыма" - Этносы Крыма: Греки

Эллада - так называли древние греки свою родину, располагавшуюся на территории современной Греции, а себя они гордо именовали эллинами. И было им чем гордиться: страна высокой культуры, талантливых поэтов и драматургов, архитекторов и скульпторов, спортсменов и мореплавателей оставила глубочайший след в развитии всей Европы.

Но так как в Древней Греции земля передавалась по наследству целиком только одному сыну, то многие свободные граждане этой рабовладельческой республики оказывались нищими и вынуждены были искать новые средства к существованию. Их выручало море, которое не только кормило рыбой и посылало добычу в виде чужеземных кораблей, но иногда направляло их быстроходные ладьи к чужим берегам, где вчерашние пираты и мореходы становились добропорядочными виноградарями и гончарами.

... И когда древние эллины были уже недалеко от берегов Тавриды, вдруг начался сильный шторм, и мореплаватели в большинстве своем погибли. А те, что чудом спаслись и вернулись в Элладу, с восторгом рассказывали внукам и правнукам о далекой прекрасной земле, где горы покрыты прохладными лесами, а их вершины плоски и удобны для выпаса скота, где в горных речках полно воды и рыбы, где морские берега изрезаны уютными бухточками, но к ним не добраться, ибо грозен Понт Эвксинский - Негостеприимное море - и не пускает на свои берега чужеземцев.

Но пройдут века, и опять эллины поплывут к берегам Тавриды через Средиземное море, где финикийцы не дадут им высадиться на захваченных ими землях. Затем через Геллеспонт, со страхом, держась поближе к берегам, вплывут они в Понт Эвксинский. И распахнет им навстречу объятия прекрасная маленькая страна.

И всем сердцем полюбят ее греки и будут считать своей второй матерью. Построят они здесь свои города-полисы: Пантикапей, Феодосию, Керкинитиду, Херсонес и Тиритаку.

Греки в Крыму

Греческая колонизация полуострова началась еще в VI в. до н.э. с созданием Боспорского государства и Херсонесской республики. Основу же этнической общности современных греков Крыма составил Греческий батальон, принимавший участие в Крымской войне, а затем оставленный Потемкиным для охраны крымского побережья от Севастополя до Феодосии. Эти греки были поселены в Балаклаве и близлежащих деревнях и вошли в этнографическую историю Крыма как "балаклавские греки", или "арнауты".

В годы первой мировой войны, спасаясь от резни и геноцида, развязанного фанатиками-мусульманами в Турции, греки, столетиями проживавшие в городе Трапезунде и Карской губернии, бежали на Кавказ, откуда 12-13 тыс. человек перебрались в Крым. По социальному составу это были крестьяне, ремесленники и купцы. Многие греки были неграмотны.

Основными занятиями греков было огородничество, бахчеводство, табаководство, виноградарство. Занимались они рыбным промыслом, торговлей.

Греки, как и все жители Крыма, пострадали от голода и эпидемий в 1921- 1922 гг. В 1926 г. их было около 21 тыс. (3,5% населения полуострова). Жили греки во всех городах (преимущественно в Ялте, Севастополе, Керчи, Старом Крыму, Симферополе), а также в 398 селах и деревнях. Сельские жители составляли около половины всего греческого населения Крыма. Жили они компактно или малыми группами в полном согласии с представителями многих других этносов, населявших Крым.

По всему Крыму были созданы сельсоветы по национальному признаку. В 1930 г. на полуострове было 8 греческих сельсоветов. Уже в начале 30-х годов греческого населения, как и других народов Крыма, коснулись репрессии, стали ущемляться их права. Многие греки были осуждены и погибли в сталинских лагерях.

Депортация 1944 года коснулась и греческого населения Крыма. Около 14 тыс. греков были выселены из Крыма, несмотря на то, что среди них были партизаны, подпольщики, фронтовики.

В 1956 г. с греков было снято позорное клеймо "предателей", гражданские права частично восстановлены. Многие из сосланных вернулись и проживают сейчас в Крыму.

Балаклавские греки

Одним из древнейших народов Крыма являются греки, сумевшие удержаться при всех переворотах.

Формирование и развитие этого этноса в Крыму продолжается на протяжении около 2,5 тысячелетий. Греки селились на полуострове в разные временные периоды.

В конце XVIII века греческое население полуострова пополнили новые поселенцы. Это были жители островов Архипелага, принявшие участие в Русско-турецкой войне 1766-1774 гг. на стороне России.

После заключения Кучук-Кайнарджийского мира Россия приобрела в Крыму крепости Керчь и Еникале. В них были поселены греки, которых стали называть неправильно - "албанцы". За ними закрепилось и другое название - "арнауты". Из этих греков был сформирован пехотный полк, позднее переведенный в Балаклаву. Теперь он стал называться Балаклавским батальоном, а сами греки - балаклавскими. Князь Потемкин поручил им охрану береговой полосы - от Севастополя до Феодосии. В 1797 г. император Павел I указом повелел вооружить их по греческому обряду и обмундировать цветом красным и зеленым "по их обычаю". Солдаты батальона были одеты в красные рубахи, зеленые куртки, украшенные шитьем золоченой нитью, на головах красовались красные островерхие шапки, каждый из них был вооружен шашкой и ружьем. Поселились они в Балаклаве и деревнях Кадыкой, Камаре, Карани, Лака, Керменчике, Аутке, Алсу.

В свободное от службы время балаклавские греки занимались мирными занятиями: сельским хозяйством, торговлей, рыболовством, а с 1859 года, после упразднения батальона, они становятся для них главными. Балаклавские греки разбрелись по всем городам Крыма, где они открывали лавки, гостиницы, кофейни. Другая их часть занималась хлебопашеством, табаководством, виноградарством, виноделием, огородничеством. Степь за Балаклавой была распахана плугом, здесь простирались поля, на которых колосились пшеница, просо, кукуруза. Таких полей больше нигде не было на Южном берегу Крыма. Продолжая традиции античных и византийских греков, "арнауты" выращивали виноград и изготавливали из него вино. Каждый грек имел хотя бы крошечный виноградник в горах. После сбора винограда его давили ногами в специальных чанах. Это делалось в горах под открытым небом, вино помещали в бочки, где оно стояло не менее месяца, после чего разливали в бутылки. Такое вино сами греки называли "бешеным", т.к. оно делало их буйными, заставляло танцевать, плакать, смеяться, рассказывать небылицы.

Но главными занятиями балаклавских греков были рыболовство и торговля рыбой. Рыбаки прекрасно ориентировались в море, им помогали в этом Полярная звезда, колокольня монастыря Св. Георгия, Форосский маяк. У каждого имелись и свои ориентиры; ими могли быть крупные прибрежные камни, одинокие деревья на горах, звезды. Поговоркой старых опытных рыбаков стало выражение: "Я сплю, а знаю, что она (рыба) в Керчи думает". Балаклавские греки ловили рыбу во всякое время года, но наиболее плодотворный лов начинался осенью. Тогда они облачались в огромные, до бедер, сапоги из конской кожи, непромокаемые, крашенные желтой масляной краской плащи и кожаные штаны. Сетями, сделанными из ниток, ловили макрель (скумбрию), кефаль, хамсу, морских бычков, камбалу, барабулю.

После Рождества балаклавские греки-рыбаки снаряжали лодки на громадных белуг, которых они называли волками, потому, что лов этой рыбы напоминал охоту на хищного зверя и иногда заканчивался для рыбаков трагически. Для ловли этой рыбы при сильном холодном ветре выходили вглубь зимнего моря на 10-15 верст от берега и бросали крючья в воду. Кефаль заготавливали впрок, солили, коптили, сушили. Сушеная икра считалась лакомым блюдом, но поскольку добывалось ее немного, продавался этот деликатес по очень высоким ценам. Скумбрию солили, выдерживали в рассоле год, после чего она не уступала по вкусу голландской сельди. Маленькую рыбку барабульку, или султанку, искусно мариновали. В это время счастливыми чувствовали себя жены рыбаков, хотя нелегкий труд по переработке рыбы выпадал на их долю.

Между всеми греками Крыма укоренились восточные обычаи, суть которых заключалась в ведении женщинами замкнутого и целомудренного образа жизни. Все свое время они уделяли ведению домашнего хозяйства. Единственное место вне дома, где посторонний человек мог их увидеть, был фонтан, куда они приходили за водой и вели там длинные беседы. Путешественники, описывая балаклавских гречанок, не скупились на эпитеты. Они находили их очень красивыми, сравнивали их облик с изображением Богородицы на старинных византийских иконах. Этих женщин можно было увидеть сидящими за прялками перед дверями своих домов в теплую погоду, и тогда очарованные путешественники могли услышать приветливое КАЛИ ИМЕРА (добрый день) от милых гречанок. В конце XVII - начале XIX века одежда балаклавских гречанок была красочной и колоритной. Они одевались, как и мужчины, по своему обычаю в одежду красного и зеленого цвета: зеленое платье, кафтан, полосатые шаровары, красные остроносые туфли, белый полотенчатый головной убор. Однако уже к концу XIX века они стали носить одежду европейского покроя, чаще черного цвета. Жили "арнауты" в невысоких каменных, крытых черепицей домах. В Балаклаве эти дома были раскинуты по скату горы амфитеатром, образуя несколько кривых коротких переулков. А в деревнях, в которых проживали балаклавские греки, можно было увидеть чистенькие домики с плоскими кровлями, на подоконниках за вышитыми занавесками были видны горшки с геранью. Перед такими домиками всегда были разбиты небольшие цветники и росло несколько деревьев - черешня, абрикос, персик...

Гордеева Т.Г.

Численность и районы проживания

По переписи 1989 г., в Крыму насчитывалось 2684 грека, а на 1994 г., по данным ЦСУ Крыма - около 4000 человек. Наиболее компактно греки проживают в Симферополе, Ялте, Керчи, а также в районах: Симферопольском (селах Пионерское, Доброе, Заречное, Лозовое) и Белогорском (пгт. Зуя и с. Чернополье). Надо отметить, что греки, депортированные из Крыма, пополняются и людьми из других регионов (например, в Нижнегорском и Советском районах проживают греки, прибывшие в 90-е гг. с Кавказа, что было вызвано политической нестабильностью в данном регионе).

В ноябре 1992 г. зарегистрировано Крымское республиканское культурно- просветительное общество греков, объединяющее городские и региональные общества. Ведется работа в различных направлениях: восстановление памятников и церквей (в Ялте, Балаклаве, Зуе и с. Чернополье уже есть действующие), изучение языка и культуры в воскресных школах, выпуск греческих программ на Крымском телевидении и радио и т.д.

По разработанному прогнозу до 2000 г. в Крым должно приехать 20,6 тыс. греков, или 6438 семей. Уже поступило около 1,5 тысяч заявлений от семей, проживающих в Узбекистане, Украине, Казахстане и Российской Федерации. В Симферопольском (села Пионерское и Клиновка), Белогорском (пгт. Зуя), Судакском (пгт. Коктебель) и других районах выделена земля и начато строительство.

Греческое население Крыма в 20-30-е гг. ХХ века

ОбразованиеКрымской АССР в 1921 г. привело к стабилизации политической и экономической жизни на полуострове. Греки Крыма приняли активное участие в восстановлении промышленности и сельского хозяйства, пришедших в упадок за годы гражданской войны.

В 1921 г. в Крыму проживало 23868 греков, они составляли 3,3% от всего населения республики. При этом 65% греков жило в городах. Грамотных греков было 47,2% от общего числа. По всему Крыму в местах компактного проживания греков были открыты школы семилетки, а в Керчи средняя школа. С началом организации колхозов на полуострове возникают греческие колхозы "Эврика" в с. Клиновка, "Неа Зои" в с. Лозовое, "Неос Дромос" в с. Краснолесье.

В 1930 г. в Крыму было 5 греческих сельских советов, в которых делопроизводство велось на греческом языке. Распространялись выходившие в Мариуполе газеты на греческом языке: "Комунистис" и "Коллективистис", журналы "Пионерос" и "Махитис". К концу 30-х годов национальная политика СССР круто меняется. Школы национальных меньшинств, в том числе и греческие, закрываются. Уничтожается ряд церквей, а священнослужители репрессируются вместе с активистами религиозных общин.

По данным Всесоюзной переписи 1926 г. греческое население было преобладающим в деревнях Аутка, Карачоль (с. Чернонополье Белогорского района), Аппак-Джанкой (с. Васильковое Кировского района), Джантора (с. Клиновка Симферопольского района), Камара, Карань, Скеля (на территории Севастопольского горсовета).

Греки в селах занимались преимущественно огородничеством, бахчеводством, табаководством, виноградарством, а также рыбным промыслом и торговлей. Большинство греков трудилось в многонациональных хозяйствах, где жили русские, татары, немцы.

По данным ЦСУ на 1 апреля 1930 г. в кустарной промышленности было занято 435 греков, входивших в число членов артелей. Около 150 человек было кустарями-одиночками. Кустари трудились в многонациональных коллективах артелей, производя товары для обеспечения населения. Значительное количество греков работало в промышленности и на транспорте.

В 1925-1926 учебном году в Крыму насчитывалось 25 греческих школ I ступени с 56 учителями и 1500 учащимися. В городах и селах Крыма открывались греческие клубы, избы-читальни, "красные уголки". Греки до середины 30-х годов имели возможность изучения греческого языка, читали газеты и журналы на родном языке, издававшиеся в Мариуполе.

В конце 30-х годов многие греки стали жертвами сталинских репрессий и погибли в лагерях, не дожив до освобождения. Источник: П.А.Кесмеджи. Греки Крыма. - Симферополь: Издательский Дом "АМЕНА", 1996.

Источник публикации: П.А.Кесмеджи. Греки Крыма. - Симферополь: Издательский Дом "АМЕНА", 1996.

Депортация

Самой чудовищной из современных страниц истории Крыма стало выселение с территории полуострова немцев, крымских татар, армян, болгар и греков во время Великой Отечественной войны. Весной и летом 1944 г. по постановлению Государственного Комитета Обороны (ГКО) за подписью И. Сталина из Крыма было насильно вывезено около 230 тысяч человек за "измену" Родине.

В 4 часа 18 мая 1944 г. войсками НКВД была начата операция по выселению крымских татар, на ее проведение понадобилось 60 часов времени и 71 эшелон, до отказа набитый обезумевшими от горя и несправедливости людьми.

В предательстве и пособничестве немецким оккупантам обвинили всех: и стариков, и грудных детей, а печать изменников хотели поставить и на родившихся после войны. По сведениям НКВД в мае 1944 года в Крыму проживало 14300 греков, кроме них проживал 3531 человек, имеющих греческое подданство. По указанию И. Сталина все они были включены в число спецпереселенцев, как лица, имевшие на руках просроченные национальные паспорта.

27 июня 1944 г. войска НКВД приступили ко второму спецпереселению. Армян, болгар и греков выселяли одновременно. К местам поселения их везли в одних и тех же эшелонах.

Началась невольная одиссея людей, вырванных с корнями из родных мест, лишенных домашних очагов, имущества и чести. Подготовка операций по выселению до последних моментов держалась в секрете. Группы солдат НКВД во главе с офицерами на рассвете рассыпались по улицам городов и селений Крыма. Недоумевающих людей подняли с постелей и, скороговоркой зачитав постановление ГКО от 2 июня 1944 года за подписью И.Сталина, приказывали собираться в дорогу. Время на сборы определял старший группы - он мог дать и час, мог и сразу после составления описи имущества выставить семью за дверь, опечатав ее.

Имущество, даже разрешенное к отправке, мог взять не каждый. Если транспортные средства, поданные для перевозки людей к эшелонам, находились далеко, то население физически могло взять на человека 10-15 кг вещей и продуктов. У кого были на руках грудные и малые дети, больные и немощные старики, - и того меньше. На руки спецпереселенцам были выданы квитанции о принятом у них имуществе. При этом им цинично заявлялось, что по прибытию на место поселения им выдадут новое имущество взамен оставленного в Крыму. Среди выселяемых греков, болгар и армян были люди, которые во второй раз в своей жизни теряли жилье и имущество. Многие из них были беженцами из Малой Азии, в разное время нашедшими себе приют в Крыму после резни, устроенной турками в русско-турецких войнах. По официальным данным из Крыма было выслано 15040 советско- подданных греков, которых направили в Башкирскую и Марийскую АССР, Кемеровскую, Молотовскую, Свердловскую, Кировскую области РСФСР, а также в Гурьевскую область Казахской ССР. Некоторая их часть и 3531 иностранноподданный грек были поселены в Ферганской области Узбекистана, все в сельской местности. Часть крымских татар, армян, болгар и греков оставалась на фронтах до самого конца войны. Однако, если после демобилизации они возвращались к своим семьям, их тут же причисляли к спецпереселенцам.

Семьи, прибывшие на спецпоселение, расселялись в заброшенных, неотремонтированных помещениях и подвалах. В одну комнату селили по 3-4 семьи. Власти на местах, обязанные принять высланное население, не были готовы к этому.

Спецпереселенцы оказались в тяжелейшем положении. Смена климата, отсутствие медицинской помощи привели к массовым заболеваниям. К примеру, попавшие в Узбекистан, страдали и умирали от малярии, к которой у местных жителей выработался иммунитет. Крымчанам, привыкшим к чистой питьевой воде, приходилось пить воду из оросительных арыков и каналов, другой воды в сельской местности не было.

Греки, как и другие спецпереселенцы, были обязаны трудиться там, куда их направляли местные власти по согласованию с органами НКВД. Они не имели права отлучаться за пределы района расселения без разрешения коменданта. Задержание за пределами района рассматривалось как побег и вело к уголовной ответственности. Греков, пытавшихся самовольно оставить места спецпоселения (причина не рассматривалась), сажали в тюрьмы и отправляли в лагеря.

После снятия ограничений в правовом положении с греков, армян, болгар и членов их семей, находящихся на спецпоселении, по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1956 г., спецпереселенцы обрели некоторую свободу. Но этот же указ лишал их возможности получения назад конфискованного имущества и права возвращения в Крым. Все эти годы греки были лишены возможности изучения греческого языка. Обучение проходило в школах на русском языке, что привело к утрате родного языка у молодежи. Начиная с 1956 года, греки постепенно возвращаются в Крым. Те, кому удалось полулегально прописаться, а это практически продолжалось до 1989 года, знают, с какими это сопровождалось трудностями и унижениями. Большинство прибывших оказывалось на родной земле оторванными друг от друга, и жили отдельными семьями по всему Крыму.

Постепенно возвращение греков из мест депортации, несмотря на официальный запрет властей, приняло широкий характер. В городе Старый Крым, селе Чернополье, пгт Зуя, поселках Пионерское и Лозовое, городе Симферополе и его пригородах к 1980 году насчитывается до нескольких сотен греческих семей.

В 1989 году по инициативе Крымского Фонда культуры создаются национально-культурные общества Крыма. Движение за возвращение депортированных народов в Крым, до этого стимулировавшееся движением крымскотатарского народа, приобрело целенаправленный характер. Инициаторами движения за возвращение депортированных из Крыма в июне 1944 г. выступили армянское и греческое национальные культурные общества.

После принятия Верховным Советом Крыма решения "О практических мерах по организованному возвращению в Крым депортированных армян, болгар, греков и немцев" Совету Министров Крыма было поручено разработать программу восстановления законных прав этих народов. При комитете по делам депортированных народов создается Управление по делам депортированных армян, болгар, греков и немцев. С 1993 г. обе эти организации входят в состав Государственного комитета по делам национальностей.

В 1995 г. региональные культурно-просветительные греческие общества образовали Федерацию греков Крыма с центром в г. Симферополе.

Источник публикации: П.А.Кесмеджи. Греки Крыма. - Симферополь: Издательский Дом "АМЕНА", 1996.

ccssu.crimea.ua

Греки (Эллины) в Крыму - История Крыма

В VII-VI веках до нашей эры, когда в крымских степях господствовали скифы, на черноморском побережье Крыма основывали свои торговые колонии выходцы из Эллады.  Древнегреческими колонистами было основано много городов, среди которых  современные города Феодосия и Керчь (Пантикалей или Боспор), Херсонес, находившийся в пределах нынешнего Севастополя.

Греческие поселения в Крыму начали  появляться во второй половине VII века до н.э. и к средине VI века до н.э. греки освоили все побережье. Первым был Пантикалей,  основанный на восточном побережье  выходцами из древнегреческого города Милета – крупного торгового центра на побережье Малой Азии.

 

Затем недалеко от него были основаны  другие города – Нимфей, Тиритака, Киммерик, Мирмекий и другие.  На Таманском полуострове появились Фанагория и Гермонаса. Остатки некоторых этих городов можно увидеть и сегодня.  Основывались  греческие колонии как независимые города-государства, но очень скоро они начали испытывать военное давление со стороны варваров – местных племен тавров, скифов, сарматов  и др.

Чтобы противостоять им,  они начали объединяться, и в  V веке до н.э. на крымском побережье возникли два самостоятельных греческих государства – Боспорское автократическое государство со столицей Пантикалей и демократическая рабовладельческая  республика Херсонес Таврический.

В начале V века до н.э. образовалось  Боспорское царство, центром которого стал город Пантикалей. Оно включило в себя греческие города и некоторые земли населенные скифами и другими местными племенами; позднее в него вошла Феодосия. Боспорское царство, как и Ольвия, являлось одним из первых государственных образований на территории нынешней Украины.

А во второй половине V века до н.э., появился Херсонес Таврический – рабовладельческая республика с демократической формой правления, в состав которой вошли  земли западного Крыма – Гераклейский полуостров, Керкинитида  (современная Евпатория)  и Калос-Лимени (Черноморское).

Сам город Херсонес был основан греками из Гераклеи Понтийской на месте таврского поселения  и находился за могучими каменными стенами.

Слово «Херсонес» в переводе с древнегреческого -  «полуостров».

Однако власть греческих колоний не распространялась на всю территорию полуострова, им были подвластны лишь приморские греческие города  и узкая полоса побережья Херсонеса Таврического.

Греческие колонисты завезли на побережье  Крыма кораблестроение, выращивание оливковых  и других деревьев, виноградарство. Они выращивали пшеницу и ячмень - Боспор был крупнейшим поставщиком зерновых в  Грецию, особенно в Афины, и на многие острова.

Также  греки строили храмы, театры, стадионы, занимались разными ремеслами. Ткани, оружие, ювелирные, бронзовые и керамические изделия греческих мастеров отличались высоким художественным уровнем и шли не то только на  удовлетворения спроса греческого населения, но и варваров, прежде всего скифской и другой знати.

Однако отношения между скифами и греками не всегда были мирными и дружелюбными. Скифы завоевывали греческие города, не раз подступали и к Херсонесу.

Закат древнегреческой культуры в Крыму начался во II веке до н.э. после того, как Боспорское царство, а затем и Херсонес попали в зависимость сначала от Понтийского царства, а затем от Римской империи.

В конце II века до н.э. Херсонес, находясь в критическом положении из-за осады скифскими племенами, обратился за помощью к Понтийскому царству. Военные подразделения Понты, дислоцировавшись в Херсонесе, сняли осаду, а затем завладели основными крепостными сооружениями скифов и взяли штурмом Пантикапей и Феодосию.

В результате  Боспор и Херсонес были присоединены к Понтийскому царству, но после кровопролитных боев Понты с Римом, Херсонес и Боспор попали в зависимость к Римской империи, о пребывании которой в Крыму напоминают остатки крепости Харакс, построенной ими на мысе Ай-Тодор.

Начиная с III века, Северное Причерноморье и Крымский полуостров все чаще подвергались разорительному нашествию кочевых орд, что ослабило скифское и греческие государства.

Во второй половине IV века на территорию Крыма ворвались гунны, представляющие собой сильный союз племенного типа, сложившийся в степях и пустынях Центральной Азии. Они прошли по степному Крыму, сметая на своем пути оставшиеся поселения скифов и сарматов, а после длительной борьбы, под их ударами погибло и Боспорское царство.

Греческие поселения гунны превратились в груды развалин, и жизнь в них прекратилась.

 
Добавить комментарий

ukrainian.su

Греки проживавшие в Крыму до Великой Отечественной войны

Среди греческого населения, проживавшего в Крыму в 20-е — начале 40-х гг., можно выделить несколько различных по происхождению групп.В Нижней и Верхней Аутке (ныне территория Ялты) проживали, в частности, потомки 13 семей средневековых греков, выселенных в 1778 г. в Приазовье и затем возвращенных в Крым по приказу Г. А. Потемкина для ловли любимых им устриц.

Основной же контингент греков в Крыму образовался следующим образом.В 1769 г. в Средиземном море в составе русской эскадры под командованием генерал-аншефа графа А. С. Орлова находилось сформированное из греков войско. После заключения в 1774 г. между Российской и Османской империями мирного Кучук-Кайнарджийского договора они были поселены в Керчи, Еникале, Таганроге, а после присоединения в 1783 г. Крымского ханства к России переведены Потемкиным для охраны побережья от Севастополя до Феодосии. Из них был образован Греческий батальон, который принимал участие и в Крымской войне, а затем был расформирован. Эти греки были поселены в Балаклаве, ее предместье Кадыкой, в близлежащих деревнях Карань, Камара, Алсу, а также на территории нынешнего Бахчисарайского района в деревнях Ашага Керменчик (ныне Высокое) и Лака (позже — Лаки). Для окрестностей Балаклавы было характерно и хуторское хозяйство. В частности, у деревни Карань были хутора Агриомати, Арфаниди, Н. и П. Бамбуко, Бежони, Карманиди, Н. Пандик, Пракос, Д., И., С. Тиктопуло, Христодуло, у деревни Камара — Кара-Казанджи, Каличаев Мутесидп, у деревни Кадыкой — Белые Горы, Попандопуло, у Инкермана — Гунали, у деревни Скеля — Бузук-Чаир и т. д.Отдельные группы греков переселялись в Крым и в последующие десятилетия: из Салоник (Греция), Трапезунда (Трабзон, Турция) и Карской губернии после резни, устроенной там турками в 1914— 1915 гг.Греки, как и все жители Крыма, понесли потери во время голода и эпидемий в 1921—1922 гг. В 1926 г. их было около 21 тыс. (3,5 % населения полуострова). Они жили во всех городах (преимущественно в Ялте, Севастополе, Керчи, Старом Крыму, Симферополе), а также в 398 селах и деревнях. Сельские жители составляли около половины всего греческого населения Крыма. Жили они компактно или малыми группами рядом с русскими, украинцами, белорусами, татарами, немцами, болгарами, армянами, евреями, чехами, эстонцами, латышами, караимами, крымчаками, турками, цыганами, поляками, венграми.По данным Всесоюзной переписи 1926 г., можно выделить следующие деревни, где греческое население в Крыму было преобладающим: Аутка — 648 человек, Карачоль — 397 (село Чернополье Белогорского района), Найман — 326 (село Абрикосовка Кировского района), Аппак-Джанкой — 325 (село Васильковое Кировского района), Джантора — 255 (село Львово Ленинского района), Лаки — 240, Кисек-Аратук — 229 (село Клиновка Симферопольского района), Бахчи-Эли (предместье Симферополя) — 227, Шумхай — 224 (село Заречное Симферопольского района), по 208 — на территории Севастопольского горсовета — Камара, Карань, Скеля (село Родниковское).Греки в Крыму занимались преимущественно огородничеством, бахчеводством, табаководством, виноградарством, а также рыбным промыслом, торговлей. Проводилась работа по земельному устройству, по кооперированию в сельхозтоварищества и артели (особенно огородников), а в городах — кустарей в промысловые артели: шорников, сапожников, пекарей и др. В деревне Лаки возглавил греческий колхоз «Неазои» («Новая жизнь») В. Д. Лели, а Г. С. Кокинос стал председателем колхоза имени 10-летия Октября в деревне Эфендикой Карасуба-зарского района, где жили русские, татары, немцы.В Ялте, Севастополе, в деревне Кисек-Аратук открылись греческие школы-семилетки, которые просуществовали до 1937 г.Школы I ступени (пятилетки) были открыты в таких населенных пунктах, как Лаки, Ишунь (село Дозорное Белогорского района), Карачоль (село Чернополье Белогорского района), Кучук-Дамбат (Кипарисное Алуштинского горсовета), Алупка, Алушта, Симеиз. В 1930 г. появилась десятилетка в Керчи. К сожалению, вначале отсутствовали пособия и учебники на родном языке, не хватало преподавателей. Позже в Ростове-на-Дону начали печатать учебники, в Краснодаре был открыт пед-техникум, где готовили учителей-греков. Переподготовку (курсы повышения квалификации) они проходили в Анапе.В 1925/26 учебном году насчитывалось 25 школ I ступени с 56 учителями и 1500 учащимися. Русский язык, как государственный, вводился со второго года обучения. При Наркомпросе Крыма был создан специальный отдел по обслуживанию культурных потребностей нацменьшинств. Были проведены всекрымские совещания по культработе среди отдельных национальностей.В клубе национальных меньшинств в Симферополе (ул. Кантарная, ныне ул. Чехова) работала греческая секция. В городах и селах Крыма открывались греческие клубы, избы-читальни, «красные-уголки». Среди греков был довольно высокий процент неграмотности, поэтому многие из них посещали ликбезы. Значительная группа молодежи обучалась на рабфаках. При Крымсовпартшколе был создан нацменский сектор, в котором была и греческая секция. Среди выпускников школы — Д. Ф. Асланов, впоследствии кадровый командир Красной Армии, погиб при обороне Волхова; С. А. Триандафилов, в 1938—1941 гг.— председатель колхоза «Эврика» (позже — им. Г. Димитрова), в период фашистской оккупации Крыма — член подпольной группы села Кисек-Аратук; инструктор Симферопольского горкома партии Г. А. Антониади.В целях выявления культурно-хозяйственных потребностей национальных меньшинств и учета актива созывались районные и городские собрания и конференции, а затем и всекрымские рабоче-крестьянские конференции. 25 сентября 1925 г. в Крыму была проведена греческая конференция, которая сыграла огромную роль в деле дальнейшего вовлечения греческого населения в советское строительство.По всему Крыму были разукрупнены сельсоветы по национальному признаку. В 1930 г. было 8 греческих сельсоветов. К сожалению, не хватало работников для перевода делопроизводства на родной? язык. Председателями Ялтинского и Карасубазарского горсоветов были избраны греки Н. Н. Тамарлы и Н. К. Спаи.Жертвами репрессий в 30-е гг. стали люди различных профессий. Это заведующий начальной школой деревни Кисек-Аратук Симферопольского района Д. Г. Апостолиди, завуч из Керченской десятилетки Д. И. Кириаков, учитель начальных классов И. Ф. Токмаков, учителя физкультуры Г. К. Григориади, химии и биологии — К. Е. Попандопуло, учителя Ялтинской семилетки Н. И. Капнас и Е. К. Кулиениди, историк Старокрымской школы А. И. Грамматикопуло; председатель колхоза «Эмброс» Симферопольского района И. Г. Адамиди, бригадир К. X. Ильев, колхозники К. Ильев, И. Макриди; колхозпнк М. Янов из Карасубазарского района; каменщики из Ялты — Г. Ф. Чораниди, Ф. Г. Фотиади, из Евпатории — Г. Е. Попандопуло; ялтинский пекарь И. К. Геортиади; уроженцы Балаклавы — врач севастопольского Института им. И. М. Сеченова и поликлиники Водников, Л. Бисти и выпускник Комвуза им. Мархлевского Ф. Н. Хурназиди…

www.mircrimea.ru

Крымские греки — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Греки являются одним из древнейших народов Крыма, хотя их современное количество в Крыму невелико. В античные времена в Тавриде сложилось два основные греческих сообщества, отличавшихся в культурном и языковом плане: Херсонес Таврический, основанный дорийцами, и Пантикапей, основанный выходцами из Ионии[1]. Постоянное соперничество между этими двумя городами, расположенных на противоположных окраинах полуострова, привело к вмешательству Римской империи в политику и экономику Тавриды.

Античность

В ходе древнегреческой колонизации, затронувшей также и Северное Причерноморье, древние греки начали активно селиться в прибрежном Крыму. Пантикапей был основан в конце VII века до н. э. выходцами из Милета и располагался на месте современной Керчи. В эпоху расцвета он занимал около 100 га. Акрополь располагался на горе, называемой сегодня Митридат. Другим важным древнегреческим центром Крыма стал Херсонес. Его основали дорийцы[1]. Вторжение готов ликвидировало Боспорское царство. После этого единственным античным полисом Северного причерноморья, который увидел средние века стал Херсонес.

Греки, как правило селились только в прибрежных районах Крыма, поэтому полуостров никогда нельзя было назвать греческим в полном смысле этого слова. Во внутренних регионах полуостровах сохранялись автохонные культуры — тавры, скифы, сарматы, аланы, позднее готы. Соприкасаясь с греческой цивилизациeй, многие из них этих племён подверглись частичной эллинизации[2].

Средние века

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Греческая территория в Крыму около 1265 года

В средние века греки населяли небольшой эксклав Византийской империи Херсонес, а после её дезинтеграции в 1204 году сохранялись как государствообразующий этнос до конца ХV века в православном княжестве Феодоро. Именно греками в Крыму распространялось православие. Также благодаря грекам на Южном Берегу Крыма появились многие средиземноморские сельхозкультуры: виноград, гранат, инжир, маслина, розмарин и др. После османского завоевания крымские греки подверглись постепенной тюркизации, но сохранили православие. Несмотря на усиление ислама в регионе, греческие общины, как тюркоязычные так и грекоязычные[3], продолжали существовать в некоторых регионах Крыма, в том числе в Бахчисарае[1]. Греческая речь, наряду с татарской, сохранялась только в деревне Стиля (Готская епархия).

Новое время

В 1770-х годах несколько десятков тысяч греков были переселены А. В. Суворовым в окрестности Мариуполя по указу Екатерины. Вместе с ними 22 тысяч армян переселилось в Азовскую губернию. При выселении из Крыма в Северное Приазовье часть христиан, в том числе и греков, не желая покидать родные места, приняла ислам и со временем вошла в состав крымско-татарского этноса. По свидетельству В. Х. Кондараки (1873) южнобережные татары долгое время поддерживали в своих обычаях пережитки христианства, а также сохраняли историческую память о насильственной исламизации турками своих греческих предков[2]. В 1783 году Крым перешёл к России. Армяне, как и греки, начали возвращаться в Крым. В начале XX века иммиграция османских греков в Крым происходит из Понта и различных областей Османской империи. Согласно Постановлению ГКО № 5984сс от 2 июня 1944 года, 27 июня крымские греки, вместе с рядом других крымских народностей, были депортированы в Пермскую область и Поволжье и Казахстан[4]. Количество депортированных греков составило 14 тыс. человек[5].

Динамика численности

  • 2001 год, перепись: 2 795 чел. (0,14 %)
  • 2014 год, перепись: 2 646 чел. (0,14 %)

Напишите отзыв о статье "Крымские греки"

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 [http://www.rummuseum.ru/lib_f/frangulandi22.php Александр Франгуланди]
  2. ↑ 1 2 [http://www.booksshare.net/index.php?id1=4&category=history&author=bushkov-va&book=1991&page=11 Тюркская этноойконимия Крыма c.11: От Кафы ( Феодосия )]
  3. ↑ [http://www.booksshare.net/index.php?id1=4&category=history&author=bushkov-va&book=1991&page=12 Тюркская этноойконимия Крыма c.12: 38 кес-Кермен]
  4. ↑ Постановление ГКО от 2 июня 1944 года № ГКО-5984сс «О выселении с территории Крымской АССР болгар, греков и армян»
  5. ↑ [http://cyberleninka.ru/article/n/trudovaya-migratsiya-v-krym-1944-1976 Трудовая миграция в Крым (1944–1976) - тема научной статьи по истории и историческим наукам, читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке К...]

Напишите отзыв о статье "Крымские греки"

Примечания

Отрывок, характеризующий Крымские греки

– Подумай, Изидора! Я не хочу причинять тебе зла! – переходя на «ты», вкрадчивым голосом прошептал Караффа. – Почему ты не желаешь помочь мне?! Я ведь не прошу тебя предавать свою мать, или Мэтэору, я прошу тебя научить лишь тому, что знаешь об этом ты сама! Мы могли бы вместе править миром! Я сделал бы тебя королевой королев!.. Подумай, Изидора... Я понимала, что прямо сейчас произойдёт что-то очень плохое, но лгать у меня просто-напросто не оставалось больше сил... – Я не помогу вам просто потому, что, живя дольше, чем вам суждено, вы истребите лучшую половину человечества... Именно тех, которые являются самими умными и самыми одарёнными. Вы приносите слишком большое зло, святейшество... И не имеете права жить долго. Простите меня... – и, чуть помолчав, очень тихо добавила. – Да ведь и жизнь наша не всегда измеряется лишь количеством прожитых лет, Ваше святейшество, и вы прекрасно знаете это... – Ну что ж, мадонна, на всё ваша воля... Когда вы закончите, вас отведут в ваши покои. И к моему величайшему удивлению, не сказав больше ни слова, он, как ни в чём не бывало, спокойно поднялся и ушёл, бросив, свой неоконченный, поистине королевский, ужин.... Опять же – выдержка этого человека поражала, заставляя невольно уважать его, в то же время, ненавидя за всё им содеянное... В полном молчании прошёл день, приближалась ночь. Мои нервы были взвинчены до предела – я ждала беды. Всем своим существом чувствуя её приближение, я старалась из последних сил оставаться спокойной, но от дикого перевозбуждения дрожали руки, и леденящая душу паника охватывала всё моё естество. Что готовилось там, за тяжёлой железной дверью? Какое новое зверство на этот раз изобрёл Караффа?.. Долго ждать, к сожалению, не пришлось – за мной пришли ровно в полночь. Маленький, сухонький, пожилой священник повёл меня в уже знакомый, жуткий подвал... А там... высоко подвешенный на железных цепях, с шипастым кольцом на шее, висел мой любимый отец... Караффа сидел в своём неизменном, огромном деревянном кресле и хмуро взирал на происходящее. Обернувшись ко мне, он взглянул на меня пустым, отсутствующим взором, и совершенно спокойно произнёс: – Ну что ж, выбирайте, Изидора – или вы дадите мне то, что я у вас прошу, или ваш отец утром пойдёт на костёр... Мучить его не имеет смысла. Поэтому – решайте. Всё зависит только от вас. Земля ушла у меня из-под ног!... Пришлось прилагать все оставшиеся силы, чтобы не упасть прямо перед Караффой. Всё оказалось предельно просто – он решил, что мой отец не будет больше жить... И обжалованию это не подлежало... Некому было заступится, не у кого было просить защиты. Некому было нам помочь... Слово этого человека являлось законом, противостоять которому не решался никто. Ну, а те, кто могли бы, они просто не захотели... Никогда в жизни я не чувствовала себя столь беспомощной и никчемной!.. Я не могла спасти отца. Иначе предала бы то, для чего мы жили... И он никогда бы мне этого не простил. Оставалось самое страшное – просто наблюдать, ничего не предпринимая, как «святое» чудовище, называемое Римским Папой, холоднокровно отправляет моего доброго отца прямо на костёр... Отец молчал... Смотря прямо в его добрые, тёплые глаза, я просила у него прощения... За то, что пока не сумела выполнить обещанное... За то, что он страдал... За то, что не смогла его уберечь... И за то, что сама всё ещё оставалась живой... – Я уничтожу его, отец! Обещаю тебе! Иначе, мы все умрём напрасно. Я уничтожу его, чего бы мне это не стоило. Я верю в это. Даже если больше никто в это не верит... – мысленно клялась ему своей жизнью, что уничтожу чудовище. Отец был несказанно грустным, но всё ещё стойким и гордым, и только в его ласковых серых глазах гнездилась глубокая, невысказанная тоска... Повязанный тяжёлыми цепями, он не в силах был даже обнять меня на прощание. Но просить об этом у Караффы не было смысла – он наверняка не позволил бы. Ему незнакомы были чувства родства и любви... Ни даже чистейшего человеколюбия. Он их просто не признавал. – Уходи, доченька! Уходи, родная... Ты не убьёшь эту нелюдь. Только погибнешь напрасно. Уходи, сердце моё... Я буду ждать тебя там, в другой жизни. Север о тебе позаботится. Уходи доченька!.. – Я так люблю тебя, отец!.. Так сильно люблю тебя!.. Слёзы душили меня, но сердце молчало. Надо было держаться – и я держалась. Казалось, весь мир превратился в жернова боли. Но она почему-то не касалась меня, будто я уже и так была мертва... – Прости, отец, но я останусь. Я буду пробовать, пока жива. И даже мёртвой я его не оставлю, пока не заберу с собой... Ты уж прости меня.

o-ili-v.ru

Греки в Крыму

Начало переселения части древних греков в города и поселения расположенные на территории Крыма относится к VI в. до н. э. Ведущую роль играл в колонизации играл малоазийский город Милет. История греков Украины начинается в VI в. до н. э., когда выходцы из Милета основали города Пантикапей (Керчь), Феодосию, Мирмекий, Нимфей, Тиритаку (Войково, Георгиевское, Аршинцево) и ряд других, которые объединились вокруг Пантикапея, как пантеона культуры и религии, в Боспорское царство.

Природные богатства Керченского полуострова явились основой развития на Боспоре древних ремесел: металло- и камнеобрабатывающего, керамического, изготовления одежды и тканей, ювелирного, процветало искусство. Но ведущее место в экономике страны греков и повседневной жизни граждан занимало земледелие (выращивали пшеницу, ячмень, просо), развиты были виноградарство, виноделие, садоводство. Со временем Боспор превратился в главного поставщика хлеба и других продуктов питания греческим городам Балканского полуострова и Малой Азии. Процветала торговля рабами. В 107 г. до н. э. в Пантикапее вспыхнуло восстание. Это первое в истории нашей страны документально засвидетельствованное выступление народных масс против власть имущих. Повстанцы свергли царя Перисада и провозгласили царем своего предводителя Савмака. Лишь через год удалось греческим рабовладельцам подавить восстание с помощью войск понтийского царя Митридата VI Евпатора, союзника Херсонеса, в ту пору важнейшего в Таврике центра античной цивилизации.

Сарматы. Кочевые племена сарматов (роксоланы, языги, аорсы, сираки и др.) появляются в Северном Причерноморье в IV - III вв. до н. э., тесня скифов. В Таврику они проникают с III - II вв. до н. э., то сражаясь со скифами и боспоритами, то вступая с ними в военные и политические союзы. Вероятно, вместе с сарматами в Крым попали и праславяне. Сарматы, постепенно расселяясь по полуострову, смешиваются с местным греко-скифско-таврским населением.

 

 

Готы. Германские племена готов вторглись в Крым в III в Под их ударами пало поэднескифское царство, а Боспор попал в зависимое положение. Вначале готы осели в равнинном Крыму и на Керченском полуострове. Затем из-за гуннской угрозы часть готов переместилась в юго-западный Крым. Территория их расселения впоследствии получила названий Готия, а её жители стали федератами Византийской империи. При поддержке Византии здесь строились укрепленные поселения (Дорос, Эски-Кермен). После принятия готами христианства здесь Готская епархия Константинопольского патриархата. В XIII в на территории Готии было образовано княжество Феодоро, просуществовавшее до 1475 г. Соседствуя с аланами и исповедуя единую христианскую веру готы постепенно сливаются с ними, образуя этническую общность «готоаланы», которая впоследствии участвует в этногенезе крымских греков, а затем и крымских татар.

 

Гунны. В течение IV - V вв. в Крым неоднократно вторгались полчища гуннов. Среди них были разные племена - тюркские, угорские, болгарские. Под их ударами пало Боспорское царство, а местные жители укрывались от их набегов в предгорно-горной части полуострова. После распада союза гуннских племен в 453 г. часть гуннов осела в степном Крыму и Керченском полуострове. Какое-то время они были угрозой жителям горной Таврики, но затем быстро растворились в среде местного, более культурного населения.

 

 

Крымские греки. В V-IX вв. в юго-восточном и юго-западном Крыму из потомков античных греков, тавроскифов, готоалан, части тюрок формируется новый этнос, впоследствии получивший название «крымские греки». Объединило эти разные народы принятие православного христианства, а также общность территории и образа жизни. В VIII -IX вв в него вливаются греки, бежавшие из Византин от преследования иконо6орцев. В XIII в. в юго-западной Таврике образуются два христианских княжества - Феодоро и Кырк-Орское, основным языком в которых был греческий. с XV в.. после разгрома турками генуэзских колоний и княжества Феодоро, происходит естественная тюркизация и исламизация крымских греков, однако многие из них сохранили христианскую веру (даже утратив родной язык) вплоть до переселения из Крыма в 1778 г. Небольшая часть крымских греков позднее вернулась в Крым.

Хазары - собирательное название разных народностей тюркского (тюрко-болгары, гунны и др.) и нетюркского (мадьяры и др.) происхождения. К VII в. образовалось государство - Хазарский каганат, объединившее несколько народов. В конце VII в. хазары вторглись в Крым, захватив его южную часть, кроме Херсонеса. В Крыму постоянно сталкивались интересы Хазарского каганата и Византийской империи. Неоднократно поднимались восстания местного христианского населения против господства хазар. После принятия верхушкой каганата иудаизма и побед киевских князей над хазарами их влияние в Крыму ослабло. Местному населению при помощи Византии удалось сбросить власть хазарских правителей. Однако еще долгое время полуостров именовался Хазарией. Оставшиеся в Крыму хазары постепенно влились в состав местного населения.

 

Славяно-русы (Киевская Русь). Киевская Русь,утверждаясь на мировой арене в период с IX по X век, постоянно конфликтовала с Хазарским каганатом и Византийской империей. Русские дружины периодически вторгались в их крымские владения, захватывая немалую добычу.

 

В 988 г. киевский князь Владимир и его дружина приняли в Херсонесе христианство. На территории Керченского и Таманского полуостровов было образовано Тмутараканское княжество с киевским князем во главе, просуществовавшее до XI - XII вв. После падения Хазарского каганата и ослабления противостояния Киевской Руси и Византии походы русских дружин в Крым прекратились, а торговые и культурные связи между Таврикой и Киевской Русью продолжали существовать.

 

Печенеги, половцы. Печенеги - тюркоязычные кочевники - довольно часто вторгались в Крым в X в. Существенного влияния на местное население не оказали в силу краткости своего пребывания в Крыму.

 

Половцы (кипчаки, команы) - тюркоязычный кочевой народ. Появились на полуострове в XI в. и стали постепенно оседать в юго-восточном Крыму. Впоследствии половцы практически слились с пришлыми татаро-монголами и стали этнической основой будущего крымскотатарского этноса, т. к. численно преобладали над ордынцами и были относительно оседлым населением полуострова.

 

Армяне переселяются в Крым в XI—XIII вв., спасаясь от набегов турок-сельджуков и арабов. Сначала армяне сосредоточились в юго-восточном Крыму (Солхат, Кафа, Карасубазар), а затем и в других городах. Занимались торговлей и различными ремеслами. К XVIII в. Значительная часть армян отрекается, но христианской веры (православие монофизического толка) не теряет, вплоть до переселения из Крыиа в 1778 г. Часть крымских армян вернулась впоследствии в Крым.

 

После присоединения Крыма к России сюда переселяются многие армяне из стран Европы. В конце Х1Х-начале XX века часть армян, спасаясь от турецкого геноцида в Армении, также переселяется в Крым. В 1944 г. крымские армяне были депортированы с полуострова. В настоящее время происходит их частичное возвращение в Крым.

 

Венецианцы, генуэзцы. Венецианские купцы появились в Крыму в XII веке, а генуэзские - в ХШ-м. Постепенно вытеснив венецианцев, генуэзцы закрепились здесь. Расширяя свои крымские колонии, они, по договору с золотоордынскими ханами, включают в них всю прибрежную территорию - от Кафы до Херсонеса. Собственно генуэзцев было немного - администрация, охрана, купцы. Их владения в Крыму просуществовали до захвата Крыма турками-османами в 1475 г. Немногочисленные оставшиеся после этого в Крыму генуэзцы (крымские женовежцы) постепенно растворились среди местного населения.

 

Татаро-монголы (татары, ордынцы). Татары - одно из тюркских племен, покоренных монголами. Их наименование со временем перешло на весь многоплемённый массив азиатских кочевников, двинувшихся в поход на запад в XIII в. Ордынцы - более точное его название. Татаро-монголы - поздний термин, применяемый историками с XIX в.

 

Ордынцы (среди них были монголы, тюрки и другие покоренные монголами племена, а численно преобладали тюркские народы), объединенные под властью монгольских ханов, впервые появились в Крыму в XIII в.

 

Постепенно они стали оседать в северном и юго-восточном Крыму. Здесь образовался Крымский юрт Золотой Орды с центром в Солхате. В XIV в. ордынцы принимают ислам и постепенно расселяются и в юго-западном Крыму. Ордынцы, тесно контактируя с крымскими греками и половцами (кипчаками), постепенно переходят к оседлости, став одним из этнических ядер для крымскотатарского этноса.

 

Крымские татары. (Крымские татары - так называют этот народ в других странах, самоназвание «къырымлы» - крымцы, жители Крыма.) Процесс формирования этноса, который впоследствии получил название «крымские татары», был долгим, сложным и многоплановым. В его формировании приняли участие тюркоязычные (потомки тюрок, печенегов, половцев, ордынцев и др.) и нетюркоязычные народы (потомки готоалан, греков, армян и др.). Крымские татары стали основным населением Крымского ханства, просуществовавшего с XV по XVIII в.

 

Среди них можно выделить три субэтнических группы. «Горные татары» расселялись в горной и предгорной частях полуострова. Их этническое ядро в основном сложилось к XVI в. из потомков ордынцев, кипчаков и крымских греков, принявших ислам.

 

Этническая группа «южнобережных татар» сформировалась позднее на землях, подвластных турецкому султану. Их этническую основу составили потомки местного христианского населения (готоалан, греков, итальянцев и др.), которые проживавшие на этих землях и принявшие ислам, а также потомки переселенцев из Малой Азии. В XVIII - XIX вв. на Южном берегу стали селиться и татары из других районов Крыма.

 

В степном Крыму, Причерноморье и Присивашье кочевали ногайцы, которые имели, в основном, тюркские (кипчакские) и монгольские корни. В XVI в. они приняли подданство крымского хана, а позднее влились в крымскотатарский этнос. Их стали называть «степные татары».

 

После присоединения Крыма к России начинается процесс эмиграции крымских татар в Турцию и другие страны. В результате нескольких волн эмиграции численность крымскотатарского населения значительно сократилась и к концу XIX е. она составляла 27% населения Крыма.

 

В 1944 г крымскотатарский народ был депортирован из Крыма. В депортации произошло невольное смешение разных субэтнических групп, которые до этого почти не смешивались между собой.

 

В настоящее время большая часть крымских татар вернулась в Крым, происходит окончательное формирование крымскотатарского этноса.

 

Турки (Османская империя). Вторгшись в Крым в 1475 г., турки-османы овладели, прежде всего, генуэзскими колониями и княжеством Феодоро. На их землях был образован санджак - турецкие владения в Крыму с центром в Кафе. Они составляли 1/10 часть полуострова, но это были наиболее стратегически важные территории и крепости. В результате русско-турецких войн Крым был присоединен к России и турки (в основном военные гарнизоны и администрация) покинули его. Турки организованно расселяли на крымском побережье выходцев из турецкой Анатолии. Со временем, изрядно перемешавшись с местным населением, все они стали одной из этнических групп крымскотатарского народа и получили название «южнобережные татары».

 

Караимы (караи) - народность тюркского происхождения, возможно, потомки хазар. Впрочем, и по сей день их происхождение - предмет острых научных споров. Это малочисленный тюркоязычный народ, сформировавшийся на основе обособленной в религиозном отношении секты, исповедовавшей иудаизм в особой форме - караимизма. В отличие от ортодоксальных иудаистов, они не признавали Талмуд и хранили верность Торе (Библии). Караимские общины начали появляться в Крыму после X в., а к XVIII в. их уже было большинство (75%) в иудейском населении Крыма.

 

Русские, украинцы. На протяжении ХУ1-ХУИ вв. отношения между славянами и татарами складывались непросто. Крымские татары периодически совершали набеги на окраинные земли Польши, России и Украины, захватывая невольников и добычу. В свою очередь запорожские казаки, а затем и русские войска совершали военные походы на территорию Крымского ханства.

 

В 1783 г. Крым был завоеван и присоединен к России. Началось активное заселение полуострова русскими и украинцами, которые к концу XIX в. стали здесь преобладающим населением и продолжают им оставаться.

 

Греки и болгары с подвластных Турции земель, под угрозой репрессий, при поддержке Российского государства переселяются в Крым в конце XVIII - начале XX века. Болгары расселяются в основном в сельской местности юго-восточного Крыма, а греки (их принято называть новогреки) - в приморских городах и селениях. В 1944 г. они были депортированы из Крыма. В настоящее время часть из них вернулась в Крым а многие эмигрировали в Грецию и Болгарию.

 

Евреи. Древние евреи в Крыму появляются ещё с начала нашей эры быстро адаптируясь в среде местного населения. Их численность здесь значительно увеличивается в V-IХ вв., когда они подвергаются гонениям в Византии. Проживали в городах, занимаясь ремеслом и торговлей,

 

К XVIII в. часть из них сильно отюречивается, став основой для крымчаков - тюркоязычного этноса, исповедующего иудаизм. После присоединения Крыма к России евреи всегда составляли значительную долю населения полуострова (она составляла до 8% к началу XX в.), поскольку Крым входил в так называемую «черту оседлости», где евреям разрешалось селиться.

 

Крымчаки - тюркоязычная малочисленная народность, сформировавшаяся к XVIII в. из потомков евреев, переселившихся в Крым в разное время и из разных мест и основательно отюреченных, а также тюрок, принявших иудаизм. Исповедовали иудейскую религию талмудического толка, что и послужило их объединению в единый народ. Немногочисленные представители этого народа проживают в Крыму и сегодня.

 

Немцы. После присоединения Крыма к России в начале XIX в. немецкие переселенцы, пользуясь значительными льготами, стали расселяться, в основном, в степном Крыму и на Керченском полуострове. Занимались, преимущественно, сельским хозяйством. Почти до самой Великой Отечественной войны жили в отдельных немецких селах и хуторах. К началу XX в. немцы составляли до 6% населения полуострова. Их потомки депортированы из Крыма в 1941 г. В настоящее время лишь немногие из крымских немцев вернулись в Крым. Большинство эмигрировало в Германию.

 

Поляки, чехи, эстонцы. Переселенцы этих национальностей появились в Крыму в середине XIX в., занимались в основном сельским хозяйством. К середине XX в. они практически растворились в среде преобладающего местного славянского населения.

studfiles.net


Смотрите также